СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творчества на уроках искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Понятие «творчество» не относится исключительно к занятиям искусством или исключительно к профессии художника, творчество — многогранный процесс, включающий в себя множество обычных способностей и некоторые специфические навыки и приемы. Творчество поддерживается разными типами мышления. Оно опирается на критическое суждение, равно как и на воображение, интуицию и даже предчувствие. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие творчества на уроках искусства»

Развитие творчества на уроках искусства

И.В. Стукова

В центре внимания современной педагогической науки и практики находится проблема воспитания свободной, критически мыслящей, творческой личности. ФГОС НОО второго поколения ставит перед учителем задачу воспитания любознательного, активно познающего и творчески созидающего ученика. Понимание структуры творческих способностей является необходимым знанием для современного учителя, стремящегося решить проблему организации работы по развитию творческих способностей современных школьников.

В настоящее время открыта возможность творить во всех областях человеческой деятельности: искусстве, технике, науке и т.д, причём основным критерием творчества стала новизна.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Понятие «творчество» не относится исключительно к занятиям искусством или исключительно к профессии художника, творчество — многогранный процесс, включающий в себя множество обычных способностей и некоторые специфические навыки и приемы. Творчество поддерживается разными типами мышления. Оно опирается на критическое суждение, равно как и на воображение, интуицию и даже предчувствие.

Доминирующие формы образования активно подавляют условия, жизненно необходимые для созидания. Маленькие дети, поступая в школу, обычно переполнены творческими идеями. К окончанию школы многие из них в какой-то мере утрачивают уверенность в своих способностях. Важно понять, как это происходит. Взрослые люди могут раздуть тлеющие угольки творческих сил в себе и других. Но, если творчество должно занять центральное место в будущем человека, то сначала ему необходимо стать сутью процесса образования.

Все дети обладают большими природными возможностями, но каждый из них пользуется ими по-своему и по мере потребностей. Если детям не удаётся развить полное понимание человеческих возможностей с помощью образования и обучения, то некоторые из учащихся, а возможно, большинство никогда не узнают, в чем их истинное предназначение. Говоря о реализации своих возможностей, общество должно понимать, что речь идет о достижении двух целей: во-первых, нужно понять масштаб и многообразие своих талантов и возможностей, а во-вторых, добиться их реализации в реальности. Именно в решении этих задач творческое начало начинает играть главную роль в жизни.

Сократу приписывают известное выражение: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». У всех детей разные интересы и возможности, каждый учится по-своему. Во время обучения следует использовать все способы усвоения знаний и умений, чтобы школьные предметы и выбранные методики пробуждали в них инициативу и воображение.

Развитие творчества не может быть одинаковым у всех школьников в силу их индивидуальных особенностей, но учитель умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Изобразительное искусство как ничто другое развивает воображение и фантазию. Мир изобразительного искусства позволяет воплощать образы как реально существующие, так и сказочные, мистические. Сила духовного преображения выразительных средств в изобразительном искусстве как бы погружает в фантазийные переживания художников. Творческое воображение нельзя скачать из Интернета. Даже, если идея сюжета была позаимствована ребенком, то воплощать этот сюжет на бумаге будет он сам.

На уроках искусства ребенку даётся выбор: он может сделать композицию руками (рисунок), а может подготовить проект по этой теме.

В процессе выполнения дети не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало напрямую связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Развитие творчества продолжается и во внеурочной деятельности: занятия по интересам на выбор детей и родителей. Во внеурочное время, кроме рисунков на листах, обучающиеся могут выполнить работы в смешанных техниках, используя различные материалы. Также школьники имеют возможность научиться работать с тестом (соленым), выполняя объемно-коллективные композиции, создавать граттаж (способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом), вытанки (вырезание из бумаги), оригами (складывание) и др.

Не всегда у ребенка получается реализовать свой замысел так, как он его себе представляет, и в этот момент ему необходима педагогическая поддержка, суть которой в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права. Таким образом, учитель создает безопасную среду для благоприятного эмоционального фона обучающегося. Очень часто учитель должен защитить такого ребенка от него самого, от его неуверенности, от его комплексов, от внутренних противоречий и конфликтов, возникающих в процессе обучения и терзающих его. Поэтому на уроках изобразительного искусства нельзя детям ставить оценки за то, что дети рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуация успеха, которая может быть достигнута путем принятия участия в выставке, которые должны проводиться регулярно. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.






[email protected]

Стукова Ирина Валерьевна.