Реализация межпредметных связей на уроках математики в 5 – 8 классах
Выполнила : Виноградова Александра Игоревна
учитель математики ГБОУ СОШ №120
ФГОС
Сформированность целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки
Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации
Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает «мозаичное» представление о мире и его законах.
Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе.
Так возникает потребность
на уровне обучения в объедении
знаний разных наук об одних
и тех же объектах действительности.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
1) Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
2) Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развивают логику, мышление;
3) Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.
4) Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
- при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
- при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
- …
Преимущества интегрированных уроков
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают напряжение;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Недостатки интегрированных уроков
- требуют больших затрат времени;
- переработки огромного количества источников информации;
- малое количество литературы для учащихся, в которой прослеживается интеграция;
- ограниченность учебного времени, для проведения таких уроков.
Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике.
…
…
…
Интегрированные уроки
- Математика + История, 5 класс
- Математика + ОБЖ + География, 5 класс
- Математика + Химия, 5 класс
- Математика + Астрономия, 6 класс
- Математика + Химия, 6 класс
- Математика + Литература + Русский язык, 6 класс
- Математика + Астрономия , 7 класс
- Математика + Химия, 8 класс
Математика + Астрономия , 6 класс (1 урок)
Координатная плоскость
Планируемые результаты
- предметные: обобщение знаний и умений
учащихся по теме «Координатная плоскость»
- коммуникативные : формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли
- регулятивные: планировать решение учебной задачи; вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения
- познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
- личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний
Математика + История + Литература, 5 класс (1 урок) Старинные меры длины
Планируемые результаты
- предметные: обобщение знаний и умений
учащихся по теме «Действия с натуральными числами»; дать
представление и старинных мерах длины
- коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
- регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
- познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
- личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, развитие творческих способностей через активные формы деятельности
Математика + Химия, 5 класс (1 урок) Арифметические действия с десятичными дробями
Планируемые результаты
- предметные: обобщение знаний и умений
учащихся по теме «Арифметические действия с десятичными
дробями»
- коммуникативные : определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений
- регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
- познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
- личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний
Алгебра + Астрономия , 7 класс
Степень с натуральным показателем
Планируемые результаты
- предметные: обобщение знаний и умений
учащихся по теме «Степень с натуральным показателем»
- коммуникативные : развивать умение точно и грамотно
выражать свои мысли; организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
- регулятивные: планировать решение учебной задачи; вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения
- познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
- личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний; формирование навыков самоанализа и самоконтроля
Алгебра + Химия , 8 класс
Решение задач на растворы
Планируемые результаты
- предметные: совершенствовать умения и навыки решения задач на растворы по алгоритмам
- УУД
- коммуникативные : развивать умение точно и грамотно
выражать свои мысли; организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
- регулятивные: планировать решение учебной задачи; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий
- познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
- личностные: формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
Математика + Литература + Русский язык , 6 класс
Арифметические действия
с положительными и отрицательными числами
Планируемые результаты
- предметные: систематизация знаний и умений
учащихся по теме «Арифметические действия с положительными
и отрицательными числами»
- коммуникативные : уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- регулятивные: планировать решение учебной задачи; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий
- познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; уметь устанавливать аналогии
- личностные: формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний
Отзывы детей
Очень понравилось работать в группах, никто не ссорился, все помогали друг другу.
Не думала, что можно так интересно соединить математику и литературу.
Я даже не устал на уроке.
Понравилось играть в сценке, раньше вообще боялся выступать перед людьми.
В работе в группах начал понимать материал.
Публикации и выступления
- Социальная сеть работников образования ( http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/12/20/integrirovannye-uroki )
- XVI межвузовская студенческая научная конференция «Студент – исследователь – учитель»
- Мурманский областной смотр – конкурс педагогических разработок «Человек в центре внимания»