СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать как основу для подготовки педсовета, для его начала или же просто для доклада... К данному материалу прилагается презентация https://multiurok.ru/files/resursy-sovremennogo-uroka-obespechivaiushchie-o-7.html

Просмотр содержимого документа
«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

Слайд 1.

Тема: «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых

образовательных стандартов»


Слайд 2.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»


Сухомлинский В.А.


Слайд 3.

Для того чтобы решать задачи, обозначенные новым стандартом, можно решать многие методические проблемы при обучении, и всё-таки урок остается уроком! Он имеет огромный потенциал, но чтобы стать интересным как для ученика, так и для учителя, урок должен быть современным в самом широком понимании этого слова.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Таким образом, современный урок – это учебное занятие, отвечающее требованиям своего времени и помогающее учителю и ученику самостоятельно делать поучительные для себя выводы на будущее, извлекать полезное.

Слайд 4


Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

Слайд 5

Какие же изменения принес ФГОС второго поколения в профессиональную деятельность учителя? В первую очередь это касается образовательных результатов, появляются мотивационно-полагающий и деятельностный аспекты.


Слайд 6

Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что с позиций стандарта второго поколения, результатами освоения программы являются личностные, предметные и метапредметные результаты.


Нужно решать много различных методических проблем, но урок остается уроком! Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.


Слайд 7


Тема сегодняшнего педсовета: «Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования».

Мы должны:

  • определить основные критерии современного урока

  • обозначить ресурсы его развития

  • определить, какова траектория повышения уровня самообразования.

Слайд 8


Требования к современному уроку.


Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке, эффективность которого во многом зависит от качества подготовки к нему учителя.


Три постулата современного урока говорят:


    • Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной дея-тельности детей и учителя;

    • Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

    • Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая


  • роли средства.

Слайд 9

  • Какие же требования предъявляет ФГОС к современному уроку? Запишите 5 наиболее важных, с вашей точки зрения.

Работа в группах: запись требований к современному уроку

(Представление записей).


Слайд 10, 11


Что же изменилось в деятельности педагога, работающего по ФГОС







Предмет


Традиционная


Деятельность учителя, работающего

изменений


деятельность учителя

по ФГОС




П о д г о т о в к а к

Учитель пользуется

Учитель пользуется сценарным планом

уроку


жестко



урока, предоставляющим ему свободу



структурированным


в выборе форм, способов и приемов



конспектом урока


обучения



При подготовке к уроку

При подготовке к уроку учитель



учитель использует

использует учебник и методические



у ч е б н и к


и

рекомендации, интернет-ресурсы,



методические



материалы коллег. Обменивается



рекомендации



конспектами с коллегами

Основные

этапы

О б ъ я с н е н и е

и

Само стоятельная деятельно сть

урока


закрепление

учебного

обучающихся (более половины



материала.

Большое

времени урока)



количество

времени




занимает речь учителя


Гл а в н а я

ц е л ь

Успеть выполнить

все,

Организовать деятельность детей:

учителя на уроке

что запланировано


• по поиску и обработке информации;






• обобщению способов действия;






• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование

Формулировки: решите,

Формулировки: проанализируйте,

з а д а н и й

д л я

спишите, сравните,

докажите (объясните), сравните,





обучающихся

найдите, выпишите,

выразите символом, создайте схему


(определение

выполните и т. д.

или модель, продолжите,

обобщите


деятельности


(сделайте вывод), выберите

решение


детей)


или способ решения, исследуйте,




оцените, измените, придумайте и т. д.


Форма урока

Преимущественно

Групповая и индивидуальная




фронтальная





Образовательная

Создается учителем.

Создается обучающимися (дети


среда

В ы с т а в к и р а б о т

изготавливают учебный материал,



обучающихся

проводят презентации) .



Результаты


Не только предметные результаты, но и


обучения

Основная оценка –

личностные, метапредметные



оценка учителя





Создание портфолио





О р и е н т и р н а с а м о о ц е н к у




о бу ч а ю щ е го с я , ф о рм и р о ва н и е




адекватной самооценки





Учет динамики результатов

обучения




детей

относительно самих себя.




Оценка

промежуточных результатов




обучения




  • Приглашаю по одному представителю от групп. Какие требования к уроку вы отметили? Какие можно отнести к традиционным, какие к требованиям ФГОС?


    • чём же отличительная особенность современного урока? (мотивационно-полагающий аспект, деятельностный аспект)


Слайд 12.

Подводя итог можно сформулировать следующие Требования к современному уроку.

  • урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познава-тельную потребность;


  • урок должен быть проблемным и развивающим;


  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятель-ность учащихся;


  • вывод делают сами учащиеся;


  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;


  • времясбережение и здоровьесбережение;


  • в центре внимания урока - дети;


  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;


  • урок должен быть добрым.


Современный урок не имеет строгих рамок относительно структуры построения, но есть особенности в названиях его элементов и, как следствие, отличие в целях и подборе приёмов работы.


Слайд 13.

(я бы сказала, что нет в этом списке ничего, что бы мы не делали)

Требования к структуре урока говорят о необходимости:


  • Правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь ма-териал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой ча-сти определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достиже-ния);

  • Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока долж-ны быть взаимосвязаны друг с другом);

  • Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;

  • Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;

  • Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний уча-щихся;

  • Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

  • Найти оптимальное место домашнему заданию.


Слайд 14


Сегодня урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь должен заранее спланировать урок, продумать его ор-ганизацию, осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).


Слайд 15


Рассмотрим самый распространённый тип урока – комбинированный - с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:





Требования к

Традиционный урок

Урок современного типа

уроку








Объявление

темы

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

урока








Сообщение

целей

Учитель формулирует и сообщает

Формулируют сами

учащиеся,

и задач


у ч а щ и м с я , ч е м у

д о л ж н ы

определив границы

знания и



научиться



незнания


Планирование

Учитель

сообщает

учащимся,

Планирование учащимися



какую

работу они должны

с п о с о б о в д о с т и ж е н и я



выполнить, чтобы достичь цели

намеченной цели


Практическая

Под руководством учителя

У ч а щ и е с я о су щ е с т вл я ют

деятельность


у ч а щ и е с я в ы п о л н я ю т р я д

у ч е б н ы е д е й с т в и я п о

учащихся


п р а кт и ч е с к и х з а д ач

( ч а щ е

н а м е ч е н н о м у

п л а н у



применяется фронтальный

метод

(применяет ся групповой,



организации деятельности)


индивидуальный методы)




Осуществление

Учитель осуществляет контроль за

У ч а щ и е с я о су щ е с т вл я ют

контроля

в ы п о л н е н и е м у ч а щ и м и с я

контроль (применяются формы


практической работы

самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление

Учитель в ходе выполнения и по

У ч а щ и е с я ф о р м ул и р у ю т

коррекции

итогам выполненной работы

затруднения

и осуществляют


у ч а щ и м и с я о с у щ е с т в л я е т

коррекцию самостоятельно


коррекцию




Оценивание

У ч и т е л ь о с у щ е с т в л я е т

У ч а щ и е с я

д а ю т о ц е н к у

учащихся

оценивание учащихся за работу на

деятельности по её результатам


уроке


(самооценивание, оценивание




результатов

деятельности




товарищей)


Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что

Проводится рефлексия


они запомнили




Домашнее задание

У ч и т е л ь

о б ъ я в л я е т и

Учащиеся могут выбирать


комментирует

(чаще – задание

задание из

предложенных


одно для всех)


у ч и т е л е м

с у ч ё т о м




индивидуальных возможностей


При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания становится главным деятелем.


Слайд 16

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал»

К.Д. Ушинский


Эти слова отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.


Слайд 17 (вопросы анкеты)


Экспресс-анкета учителей.

(ответы «да» или «нет»)

  • Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

  • Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосре-доточиться.


  • Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

  • Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

  • Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

  • Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.


Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы необходимо задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?



Слайд 18.

Ресурсы урока


Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов.


Слайд 19.

Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.

Слайд 20.

Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Слайд 21.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, здоровьесберегающие технологии.


Слайд 22.

Помимо этого, выделяют еще и такие ресурсы:


  • Временные


  • Информационные


  • Мотивационные


  • Инновационные


  • Психолого-педагогической компетентности учителя

  • Материально-технические






Итог педсовета.


Так что же для нас современный урок?


Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознанию, самореализации; мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.


Что главное в уроке?


Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.


  • том, каким должен быть урок можно много говорить и долго спорить.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.