Слайд 1.
Тема: «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых
образовательных стандартов»
Слайд 2.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
Сухомлинский В.А.
Слайд 3.
Для того чтобы решать задачи, обозначенные новым стандартом, можно решать многие методические проблемы при обучении, и всё-таки урок остается уроком! Он имеет огромный потенциал, но чтобы стать интересным как для ученика, так и для учителя, урок должен быть современным в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Таким образом, современный урок – это учебное занятие, отвечающее требованиям своего времени и помогающее учителю и ученику самостоятельно делать поучительные для себя выводы на будущее, извлекать полезное.
Слайд 4
Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
Слайд 5
Какие же изменения принес ФГОС второго поколения в профессиональную деятельность учителя? В первую очередь это касается образовательных результатов, появляются мотивационно-полагающий и деятельностный аспекты.
Слайд 6
Являясь современными учителями, мы с вами знаем, что с позиций стандарта второго поколения, результатами освоения программы являются личностные, предметные и метапредметные результаты.
Нужно решать много различных методических проблем, но урок остается уроком! Об уроке написано много книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
Слайд 7
Тема сегодняшнего педсовета: «Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования».
Мы должны:
определить основные критерии современного урока
обозначить ресурсы его развития
определить, какова траектория повышения уровня самообразования.
Слайд 8
Требования к современному уроку.
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке, эффективность которого во многом зависит от качества подготовки к нему учителя.
Три постулата современного урока говорят:
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной дея-тельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая
Слайд 9
Какие же требования предъявляет ФГОС к современному уроку? Запишите 5 наиболее важных, с вашей точки зрения.
Работа в группах: запись требований к современному уроку
(Представление записей).
Слайд 10, 11
Что же изменилось в деятельности педагога, работающего по ФГОС
| | | | |
Предмет | | Традиционная | | Деятельность учителя, работающего |
изменений | | деятельность учителя | по ФГОС |
| | |
П о д г о т о в к а к | Учитель пользуется | Учитель пользуется сценарным планом |
уроку | | жестко | | | урока, предоставляющим ему свободу |
| | структурированным | | в выборе форм, способов и приемов |
| | конспектом урока | | обучения |
| | При подготовке к уроку | При подготовке к уроку учитель |
| | учитель использует | использует учебник и методические |
| | у ч е б н и к | | и | рекомендации, интернет-ресурсы, |
| | методические | | | материалы коллег. Обменивается |
| | рекомендации | | | конспектами с коллегами |
Основные | этапы | О б ъ я с н е н и е | и | Само стоятельная деятельно сть |
урока | | закрепление | учебного | обучающихся (более половины |
| | материала. | Большое | времени урока) |
| | количество | времени | |
| | занимает речь учителя | |
Гл а в н а я | ц е л ь | Успеть выполнить | все, | Организовать деятельность детей: |
учителя на уроке | что запланировано | | • по поиску и обработке информации; |
| | | | | • обобщению способов действия; |
| | | | | • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование | Формулировки: решите, | Формулировки: проанализируйте, |
з а д а н и й | д л я | спишите, сравните, | докажите (объясните), сравните, |
| | | |
обучающихся | найдите, выпишите, | выразите символом, создайте схему | |
(определение | выполните и т. д. | или модель, продолжите, | обобщите | |
деятельности | | (сделайте вывод), выберите | решение | |
детей) | | или способ решения, исследуйте, | |
| | оцените, измените, придумайте и т. д. | |
Форма урока | Преимущественно | Групповая и индивидуальная | | |
| фронтальная | | | | |
Образовательная | Создается учителем. | Создается обучающимися (дети | |
среда | В ы с т а в к и р а б о т | изготавливают учебный материал, | |
| обучающихся | проводят презентации) . | | |
Результаты | | Не только предметные результаты, но и | |
обучения | Основная оценка – | личностные, метапредметные | |
| оценка учителя | | | |
| Создание портфолио | | |
| | О р и е н т и р н а с а м о о ц е н к у | |
| | о бу ч а ю щ е го с я , ф о рм и р о ва н и е | |
| | адекватной самооценки | | |
| | Учет динамики результатов | обучения | |
| | детей | относительно самих себя. | |
| | Оценка | промежуточных результатов | |
| | обучения | | |
Приглашаю по одному представителю от групп. Какие требования к уроку вы отметили? Какие можно отнести к традиционным, какие к требованиям ФГОС?
Слайд 12.
Подводя итог можно сформулировать следующие Требования к современному уроку.
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познава-тельную потребность;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятель-ность учащихся;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
Современный урок не имеет строгих рамок относительно структуры построения, но есть особенности в названиях его элементов и, как следствие, отличие в целях и подборе приёмов работы.
Слайд 13.
(я бы сказала, что нет в этом списке ничего, что бы мы не делали)
Требования к структуре урока говорят о необходимости:
Правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь ма-териал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой ча-сти определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достиже-ния);
Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока долж-ны быть взаимосвязаны друг с другом);
Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний уча-щихся;
Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
Найти оптимальное место домашнему заданию.
Слайд 14
Сегодня урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь должен заранее спланировать урок, продумать его ор-ганизацию, осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Слайд 15
Рассмотрим самый распространённый тип урока – комбинированный - с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
| | |
Требования к | Традиционный урок | Урок современного типа |
уроку | | | | | | | |
Объявление | темы | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
урока | | | | | | | |
Сообщение | целей | Учитель формулирует и сообщает | Формулируют сами | учащиеся, |
и задач | | у ч а щ и м с я , ч е м у | д о л ж н ы | определив границы | знания и |
| | научиться | | | незнания | |
Планирование | Учитель | сообщает | учащимся, | Планирование учащимися |
| | какую | работу они должны | с п о с о б о в д о с т и ж е н и я |
| | выполнить, чтобы достичь цели | намеченной цели | |
Практическая | Под руководством учителя | У ч а щ и е с я о су щ е с т вл я ют |
деятельность | | у ч а щ и е с я в ы п о л н я ю т р я д | у ч е б н ы е д е й с т в и я п о |
учащихся | | п р а кт и ч е с к и х з а д ач | ( ч а щ е | н а м е ч е н н о м у | п л а н у |
| | применяется фронтальный | метод | (применяет ся групповой, |
| | организации деятельности) | | индивидуальный методы) |
| | |
Осуществление | Учитель осуществляет контроль за | У ч а щ и е с я о су щ е с т вл я ют |
контроля | в ы п о л н е н и е м у ч а щ и м и с я | контроль (применяются формы |
| практической работы | самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление | Учитель в ходе выполнения и по | У ч а щ и е с я ф о р м ул и р у ю т |
коррекции | итогам выполненной работы | затруднения | и осуществляют |
| у ч а щ и м и с я о с у щ е с т в л я е т | коррекцию самостоятельно |
| коррекцию | | | |
Оценивание | У ч и т е л ь о с у щ е с т в л я е т | У ч а щ и е с я | д а ю т о ц е н к у |
учащихся | оценивание учащихся за работу на | деятельности по её результатам |
| уроке | | (самооценивание, оценивание |
| | | результатов | деятельности |
| | | товарищей) | |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что | Проводится рефлексия |
| они запомнили | | | |
Домашнее задание | У ч и т е л ь | о б ъ я в л я е т и | Учащиеся могут выбирать |
| комментирует | (чаще – задание | задание из | предложенных |
| одно для всех) | | у ч и т е л е м | с у ч ё т о м |
| | | индивидуальных возможностей |
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания становится главным деятелем.
Слайд 16
«Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Эти слова отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Слайд 17 (вопросы анкеты)
Экспресс-анкета учителей.
(ответы «да» или «нет»)
Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосре-доточиться.
Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы необходимо задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Слайд 18.
Ресурсы урока
Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов.
Слайд 19.
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.
Слайд 20.
Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.
Слайд 21.
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Слайд 22.
Помимо этого, выделяют еще и такие ресурсы:
Итог педсовета.
Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознанию, самореализации; мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение.
том, каким должен быть урок можно много говорить и долго спорить.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.