СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Робототехника и основы программирования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 2-6 классов. Для участия в программе принимаются все желающие, исходя из количества рабочих мест.

       Курс рассчитан на 4 года занятий. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с обучающимися 2 – 6 классов (в расчете 1 ч. в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Робототехника и основы программирования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольчинская средняя общеобразовательная школа № 3






УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________Н.Г.Карбышева

Приказ № _____

от________________




РОБОТОТЕХНИКА И ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности



Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 4 года




Шульга Андрей Николаевич,

учитель информатики




с.Сокольчи

2021г.


Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. Успехи страны будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество.

Направленность программы - техническая.

Уровень освоения базовый (1-2 год обучения) и углублённый (3-4 год обучения).

Отличительные особенности. В данном курсе предполагается   вести изучение программирования в игровой, увлекательной форме, используя среду программирования Scratch (далее Скретч).

В основе Скретч лежит графический язык программирования, который позволяет контролировать действия и взаимодействия между различными типами данных. В среде используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать.

Часто дети теряют интерес к предмету в процессе изучения синтаксиса и грамматики языка. Можно сказать, что они «за лесом не видят деревьев». Синтаксические проблемы описания циклов и ветвлений многим кажутся непреодолимыми. Много времени занимает просто кодирование – не все быстро работают на клавиатуре. В среде Скретч все эти проблемы снимаются, к тому же новая версия русскоязычная, поэтому процесс освоения базовых алгоритмических конструкций ускоряется на порядок.

В этом курсе выбран метод преподавания, заключающийся в программировании простых, а потом и более сложных компьютерных игр, и видеороликов.  Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта

Основы конструирования и робототехники осваиваются детьми в работе с конструкторами LEGO Mindstorm EV3. На сегодняшний день это единственный продукт мировой известности и распространения, который имеет все необходимые сертификаты безопасности для того, чтобы его можно было внедрять в учебный процесс для детей.

Во время занятий учащиеся научатся проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволяет легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микроконтроллеры LEGO (характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают Программе своеобразие).

Адресат программы. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 2-6 классов. Для участия в программе принимаются все желающие, исходя из количества рабочих мест.

Курс рассчитан на 4 года занятий. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с обучающимися 2 – 6 классов (в расчете 1 ч. в неделю).


Предусмотренные программой занятия проводятся в 2-х группах по 10 учащихся: 1 группа – 2-4 кл, 2 группа – 5-6 кл.

Часовая нагрузка на учебный год – 34 ч. для 1 группы и 51 ч. для 2 группы.

Режим занятий: 15:00 – 16:00 для 1 группы

15:00 – 16:30 для 2 группы


1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования и основ программирования.

Задачи программы:

Развивающие:

1) развитие творческой инициативы и самостоятельности;

2) развитие психофизиологических качеств учащихся: памяти, внимания, способности логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

3) развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитательные:

1) формирование творческого отношения к выполняемой работе;

2) воспитание умения работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Обучающие:

1) знакомство с компьютерным творчеством в контексте Скретч;

2) знакомство с ресурсами, которые поддерживают их компьютерное творчество;

3) реализация проектов через творческие журналы и организованные группы по критическому анализу.

1.3 Содержание программы

Тематический план

№ п/п

Наименование тем:

Кол-во часов

всего


Из них


теория

практика

Формы аттестации/

контроля

1 год обучения

1

Введение в Lego EV3

4

3

1

Устный опрос

2

Устройство компьютера

4

1

3

Устный опрос

3

Конструирование и программирование

4

2

2

Устный опрос

4

Исследование механизмов

17

7

10

Самостоятельная работа

5

Волшебные модели

4

2

2

Зачёт


Итого часов по программе

33

15

18


2 год обучения


1

Программы для исследований

10

5

5

Устный опрос

2

Забавные механизмы

20

10

10

Таблица данных

3

Подготовка и проведение выставки

4

1

3

Защита выполненной работы


Итого часов по программе

34

16

18


3 год обучения


1

Устройство компьютера

2

1

1

Тест на компьютере по теме «Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе».

2

Введение в робототехнику

3

2

1

Устный опрос

3

Робототехника. Основы конструирования

4

2

2

Зачёт

4

Программирование в системе NXT

2

0

2

Устный опрос

5

Простые модели роботов

10

5

5

Презентация творческих работ

6

Роботы с использованием сенсоров

13

6

7

Самостоятельная работа


Итого часов по программе

34

16

18


4 год обучения

1

Роботы с использование сенсоров

13

6

7

Самостоятельная работа

2

Роботы для участия в соревнованиях

17

8

9

Самостоятельная работа

3

Подготовка и проведение соревнований

4

1

3

Презентация творческих работ


Итого часов по программе

34

15


19



Содержание учебного плана.

Первый уровень.

  1. Введение в Lego EV3.

Правила организации рабочего места. Правила безопасной работы. Знакомство с Лего. История лего. Название деталей конструктора, варианты соединений деталей друг с другом. Практическое задание - сборка модели по замыслу. Исследование и анализ полученных результатов.

  1. Устройство компьютера.

Начальные сведения о компьютере. Внутренние и внешние устройства. Принципы работы компьютера. История развития компьютеров. Составные части ПК. Принципы работы ПК. Выполнение правил работы при включении и выключении компьютера, запуск программы.

  1. Конструирование и программирование.

Перечень терминов. Звуки. Экран. Сочетание клавиш. Программное обеспечение LEGO EV3.

  1. Исследование механизмов.

Основные приемы сборки и программирования. Справочный материал при работе с Комплектом заданий. Основы построения механизмов и программирования.

  1. Волшебные модели.

Практические занятия. Модель механического устройства для запуска волчка. Модель двух механических птиц. В модели используется система ременных передач.

  1. Программы для исследований.

Исследование возможности программного обеспечения LEGO EV3.

  1. Забавные механизмы.

Конструирование и программирование различных моделей. Создание проектов. Подготовка и проведение выставки.

Второй уровень.

  1. Устройство компьютера.

Внутренние и внешние устройства. Внутренняя и внешняя память. Принципы работы ПК. Операционная система WINDOWS. Функциональные клавиши. ПР: Работа в среде Windows, отработка функциональных клавиш в приложении WordPad.

  1. Введение в робототехнику.

История робототехники. Примеры сконструированных роботов для выполнения поставленных задач. Соревнования роботов в России и за рубежом.

  1. Робототехника. Основы конструирования.

Основные устройства LEGO-робота. Содержимое конструктора Lego EV3. Основной блок управления, сенсоры и датчики, моторы.

  1. Программирование в среде NXT.

Рабочая среда LEGO NXT. Интерфейс программы. Основные команды. Способы подключения робота к программе. Базовые команды. Программирование роботов: включение/выключение и настройка двигателей.

  1. Простые модели роботов.

Разбор различных моделей роботов. Сборка моделей по чертежам. Отличительные особенности роботов. Возможности роботов. Достоинства и недостатки различных моделей

  1. Работы с использованием сенсоров.

Команды ветвления. Сенсор цвета, ультразвуковой сенсор, датчик касания. Управление роботом в зависимости от данных, полученных из внешнего мира.

  1. Роботы для участия в соревнованиях.

Конструирование и программирование роботов для участия в соревнованиях «Движение по линии», «Кегельринг», «Лабиринт». Подготовка и проведение соревнований.

1.4 Планируемые результаты

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формировать умение слушать и понимать других;

  • формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе;

  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

  • формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;

  • формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя;

  • формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.

  1. Личностные универсальные учебные действия:

  • формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности;

  • формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.

5. Ожидаемые предметные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  • основные понятия робототехники;

  • основы алгоритмизации;

  • умения автономного программирования;

  • знания среды LEGO Mindstorms NXT;

  • основы программирования на NXT;

  • умения подключать и задействовать датчики и двигатели;

  • навыки работы со схемами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • собирать базовые модели роботов;

  • составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;

  • использовать датчики и двигатели в простых задачах;

  • программировать на NXT;

  • использовать датчики и двигатели в сложных задачах, предусматривающих много вариантность решения;

  • проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы.


РАЗДЕЛ № 2. Организационно-педагогические условия.

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

  • наборы конструктора Lego EV3;

  • программное обеспечение LEGO® Education EV3; компьютерная и вычислительная техника;

  • аккумуляторы для микропроцессорного блока робота, типа АА;

  • блок питания для аккумуляторов;

  • разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы;

  • комплект измерительных инструментов: линейки или рулетки, секундомеры, а также бумагу для таблицы данных

  • специализированное поле для соревнований, рекомендованные производителем (размер не менее 2м x 2м);

  • методическое обеспечение: авторские презентации, авторские обучающие пособия по конструированию и программированию, обучающие видеоролики;

  • Компьютеры с выходом в сеть Интернет.

Занятия проводятся в компьютерном классе (со свободным пространством 2х3 метра). Для каждого учащегося или группы организовано рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей. Имеется отдельный шкаф для хранения наборов. Незавершённые модели можно хранить в контейнерах или на отдельных полках, также можно раскладывать модели по отдельным небольшим коробочкам или лоткам.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

1. Материалы сайта : http://www.prorobot.ru/lego.php;

https://azkurs.org/obrazovatelenaya-robototehnika-metodicheskie-rekomendacii.html образовательная робототехника методические рекомендации.

2. Методические комплексы, состоящие из: информационного материала, технологических и инструкционных карт; действующей выставки изделий воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

3.Материалы для контроля и определения результативности занятия: тесты, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; положения о конкурсах, игры.

4.Развивающие и диагностирующие материалы: тесты, диагностические игры, кроссворды.

5.Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные) журналы, буклеты, альбомы, учебники – практикумы.


2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Система контроля



Объект контроля



Форма текущего контроля



Форма итогового контроля

Основные и внутренние и внешние устройства компьютера, принципы работы компьютера.

Клавиатура.

Устный опрос по внутренним и внешним устройствам ПК, назначению клавиш в клавиатуре.


Операционная система WINDOWS.

Умение работать в WINDOWS – с окнами;

с файлами и папками


Конструктор Lego EV3

Устный опрос назначение основных деталей в конструкторе Lego EV3


Модели конструктора Lego EV3

Устный опрос об устройстве моделей, их возможностях и способах программирования роботов

Самостоятельная работа

Устройство механизмов

Письменный опрос

Таблица данных

Межпредметные связи

Таблица ЗУНов

Таблица ЗУНов

Конструктор LEGO Mindstorms NXT

Устный опрос назначение основных деталей в конструкторе LEGO Mindstorms NXT


Простые модели робота

Устный опрос об устройстве моделей, их возможностях и способах программирования роботов

Самостоятельная работа

Роботы с использованием сенсоров

Устный опрос о назначении сенсоров, об устройстве моделей роботов с использованием сенсоров, их возможностях и способах программирования роботов

Самостоятельная работа

Роботы для участия в соревнованиях

Устный разбор моделей и программ

Проведение соревнования среди учащихся группы

(фотоотчёт)



  • Микросоревнование – разновидность контрольных мероприятий в игровой форме методики развивающего обучения. Соревнование, имеющее целью уяснение воспитанниками отдельных тем (в некотором роде – аналог школьной контрольной работы с обязательным разбором полученных результатов).

Заключительный этап проводится в форме круглого стола и состоит в анализе деятельности участников, выведении суммарных поощрительных и штрафных баллов, а также в объявлении лучших игровых групп по оценке всех участников игры и особому мнению группы обеспечения.

  • Соревнование – основная форма подведения итогов и получения объективной оценки достижения программных целей. В данном случае – очень гибкая как по времени, так и по тематике форма, поскольку выстраивается на основе планов внешних организаций (в том числе федерального и международного уровней).

  • Участие в выставке технического творчества – форма оценивания успешности освоения программы для воспитанников, проявляющих склонность к конструкторской деятельности.

  • Участие в тематических конкурсах – разновидность соревнования, проводимого в свободной категории. Используется эпизодически в соревнованиях всех уровней.

Контроль динамики усвоения программы осуществляется на основе непрерывного мониторирования результативности деятельности каждого воспитанника. Поскольку соревнования организуются в групповой форме, для получения объективной информации педагог ненавязчиво обеспечивает ротацию состава команд и отражает его в журнале мониторинга. 

Дополнительной оценкой являются педагогические наблюдения, цель которых в выявлении профессиональных предпочтений и способностей. Результаты педагогических наблюдений выносятся на обсуждение при собеседовании с воспитанником. Мониторинг результативности, построенный на основе данных группового скрининга, достаточно нетривиален по структуре. Включаясь в работу новой группы, ребенок занимает новую нишу, устанавливает новые отношения, принимает на себя новую роль. Очевидно, что оценка деятельности команды не тождественна деятельности каждого ее члена, следовательно, несет косвенный характер. Простейшим решением вопроса может быть использование методики текущих самооценок воспитанников, хорошо зарекомендовавшей себя в педагогической практике.


    1. Методические материалы

1.Формы проведения занятий

·                   комбинированное занятие (теория + практика),

·                   занятие-игра,

·                   практическое занятие,

·                   творческая мастерская,

·                   конкурс,

·                   экскурсия,

·                   соревнования.

На занятиях используются кейс-технологии – для решения реальной или смоделированной проблемной ситуации.

На занятии предусмотрено проведение трех физминуток для стимуляции координации движения, разминки крупных и мелких мышц, формирования правильной осанки, снятия напряжения с глаз.


2.Педагогические технологии


Педагогические технологии

 

Целевое назначение

Результативность обучения

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладения знаниями, умениями, навыками.

Исследовательские методы в обучении

Дают возможность обучающимся самостоятельно пополнить свои знания, глубоко вникнуть в изучаемую проблему и находить пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

Игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр

Расширение кругозора обучающихся об окружающем мире, при моделирование игровых ситуаций. Формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество - это совместная, развивающая работа детей и взрослых. Правильное распределение ответственности и четкое выполнение своей роли, для достижение высокого результата работы в команде

Информационно-коммуникационные технологии

использование интегрированных курсов, доступ в интернет для решения проблемных задач

Здоровье сберегающие технологии

Повышение результативности обучения при равномерном распределение различных видов занятий. Чередовать во время урока различных видов учебной деятельности, дает положительные результаты обучения.

Кейс-технология

Самостоятельный поиск ответов на проблемные задачи. С использованием собственного опыта, полученных знаний.



2.4 Календарный учебный график

1. Календарный учебный график для 1 группы.

Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

3 год

4 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

34

34

34

Количество учебных дней

34

34

34

34

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

03.09.2021- 30.12.2021

03.09.2022- 30.12.2022

03.09.2023- 30.12.2023

03.09.2024- 30.12.2024

2 полугодие

12.01.2022- 31.05.2022

12.01.2023- 31.05.2023

12.01.2024- 31.05.2024

12.01.2025- 31.05.2025

Возраст детей, лет

7-9

7-9

7-9

7-9

Продолжительность занятия, час

1

1

1

1

Режим занятия

1 раз/нед

1 раз/нед

1 раз/нед

1 раз/нед

Годовая учебная нагрузка, час

34

34

34

34


2.Календарный учебный график для 2 группы.

Этапы образовательного процесса

1 год

2 год

3 год

4 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

34

34

34

Количество учебных дней

34

34

34

34

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

03.09.2021- 30.12.2021

03.09.2022- 30.12.2022

03.09.2023- 30.12.2023

03.09.2024- 30.12.2024

2 полугодие

12.01.2022- 31.05.2022

12.01.2023- 31.05.2023

12.01.2024- 31.05.2024

12.01.2025- 31.05.2025

Возраст детей, лет

10-12

10-12

10-12

10-12

Продолжительность занятия, час

1,5

1,5

1,5

1,5

Режим занятия

1 раз/нед

1 раз/нед

1 раз/нед

1 раз/нед

Годовая учебная нагрузка, час

51

51

51

51


    1. Календарный план воспитательной работы для 1 и 2 группы.

Мероприятия

Объём

Временные границы

Выбор самоуправления

10 мин

1 неделя сентября

Беседа об истории робототехники

15 мин

1 неделя сентября

Беседа об аккуратности, правильной подготовки рабочего места, расположения рабочего инструмента и материала.

10 мин

1 неделя сентября

Конкурс рисунков на асфальте «Мы против терроризма!»

20 мин

2 неделя сентября

Просмотр видеоматериалов «Пожарная безопасность»

10 мин

3 неделя сентября

Акция «Помоги собраться в школу»

с привлечением родителей.

в течение недели

4 неделя сентября

«Сто дорог-одна моя». Единый урок по теме «Мир профессий»

20 мин

1 неделя октября

Единый урок информационной безопасности. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет.

20 мин

2-3- неделя октября

Работа с родителями. «Как родителям помочь раскрыть талант у ребёнка»

30 мин

4 неделя октября

«День народного единства». Устный журнал (выступление перед учащимися школы на классных часах)

15 мин

1-2 неделя ноября

Беседа, посвящённая Дню толерантности.

15 мин

3 неделя ноября

Разучивание физминуток.

10 мин

4 неделя ноября

Беседа «БДД в зимний период»

10 мин

1 неделя декабря

Принять участие в едином уроке «Мы-Россияне!», посвященный Дню Конституции РФ.

10-

20 мин

2 неделя декабря

Беседа «Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой»

10-15 мин

3 неделя декабря

Открытое занятие для родителей «Чему мы научились!»

1 час

1 час

4 неделя декабря

1 неделя января

Викторина «Мы за здоровый образ жизни»

20 мин

2 -3 неделя января

Конкурс «Фигуры из снега и льда!»

    1. мин

4 неделя января

1 неделя февраля

Принять участие в патриотическом конкурсе «Ради жизни на Земле!»


2-3 неделя февраля

Беседа «Искусство дарить подарки своими руками»

10-15 мин

4 неделя февраля

Викторина по ПДД.

15 мин

1 неделя марта

Беседа «Роботы в нашей жизни»

15-20 мин

3 неделя марта

Мозаика «В мире прекрасного».

30 мин

4 неделя марта

Принять участие в мероприятиях ко Дню космонавтики.


2-3 неделя апреля

Конкурс «Космические фантазии»

30 мин

4 неделя апреля

Вредные привычки, их влияние на здоровье

15 мин

1 неделя мая

Беседа: «Все профессии важны, все профессии нужны

15 мин

2 неделя мая

Субботники по уборке и благоустройству территории , кабинета

до 30 мин

3- 4 неделя мая

Беседа: «Множество идей, как разнообразить досуг»

10 мин

4 неделя мая


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. А.С.Злаказов «Уроки лего – конструирования в школе», Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2011. – 119 с.

    2. Лобода Ю.О., Нетёсова О.С. Методическое пособие «Учебная робототехника (2класс)», электронный ресурс.

    3. Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO ® EV3.

    4. Книга «Первый шаг в робототехнику», Д.Г. Копосов.

    5. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.

    6. Интернет – ресурсы:

http://legoengineering.com

http://nnxt.blogspot.com

https://vk.com/robxorg

http://www.mindstorms.su/ техническая

http://www.nxtprograms.com/ современные модели роботов

http://www.prorobot.ru/ Курсы робототехники и LEGO-конструирования в школе.

http://фгос-игра.рф/ Роботы, образование, творчество