Родительское собрание: «Формирование жизнестойкости обучающихся».
Цель: обратить внимание родителей на своих детей; вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье и оказать профилактическую помощь в формировании жизнестойкости обучающихся.
Задачи:
1. Повышать педагогическую культуру родителей, пополнить их знания по вопросу формирования жизнестойкости ребёнка.
2. Оказать родителям педагогическую помощь в осознании своей роли в воспитательном процессе.
3. Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений.
4. Расширить знания родителей о причинах, признаках, которые сопровождают ребёнка, оказавшегося в проблемной ситуации.
5. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.
6. Воспитывать уважение к личности ребёнка и понимание его проблем.
Форма проведения: собрание – исследование с элементами родительского всеобуча.
Подход: социокультурный.
Оборудование: техника для показа презентации, плакаты с высказываниями, материалы для работы групп.
Подготовительная работа:
1. Изучение и анализ информации по проблеме.
2. Оформление приглашения на родительское собрание для родителей (законных представителей) и других участников собрания (приложение 1).
3. Подготовка плакатов с высказываниями.
4. Подготовка выставки детских рисунков.
5. Анкетирование детей и родителей до собрания (приложение 2).
6. Разработка памятки для родителей (приложение 3).
7. Подготовка презентации к собранию (приложение 4).
8. Подготовка места проведения собрания.
Ход собрания
В кабинете оформлена выставка детских рисунков, размещены плакаты с высказываниями о семье, друзьях.
Учитель.
Добрый вечер, дорогие родители! Я рада вас приветствовать! Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы обсудить очень важную тему. Тема, которая всегда остаётся актуальной для всех, а особенно в младшем школьном возрасте, когда формируется жизнестойкость у ребёнка.
Слайд 1.
Сегодня мы с вами продолжаем разговор о формировании жизнестойкости у детей. Все мы желаем, чтобы наши дети выросли уверенными, счастливыми, умеющими справляться с различными трудностями, которые будут им встречаться на их пути, достигать поставленные цели. А какие они, наши дети?
Слайд 2. Сочинение ученика «Что я люблю».
Давайте вернемся в детство и поиграем в игру «Воспоминание».
Упражнение “Воспоминание”. Родители делятся на 2 группы. Одна группа – взрослые, другая – дети.
Педагог предлагает группе взрослых «дети» вспомнить себя в возрасте 7-8 лет, вспомнить окружающий мир. Группа «родители» представляет современный мир.
Задание: изобразить на листе бумаги свое время и свой мир.
Родители показывают свои работы.
Что объединяет работы группы взрослых и детской группы?
Мы изобразили то, что ценим, то, что любили и любим сейчас и в прошлом.
А что любят и ценят ваши дети? (родители высказывают предположения).
Слайд 3.
Родительский всеобуч.
У младших школьников к семи годам сформированы первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Дети наблюдают и подмечают для себя, что мир вокруг многообразен: есть мир, где взрослые, и детский мир, мир профессий, мир живой и неживой природы и мир социума. Из своего небольшого жизненного опыта дети усвоили, что ребёнок – это тоже часть общества, и он тоже должен соответствовать месту в социуме, а также ячейке общества - семье. А если он не соответствует нормам и правилам, что тогда?..
Время не стоит на месте. Всё вокруг изменяется и человек меняется свои требования и критерии к личности. Эти изменения не обошли и такой социальный институт как школа. Но может ли школа заменить родительскую заботу и внимание? Конечно, нет! В любые времена, при любой стратегии государства, родители являются первоочередными законодателями для своего малыша.
Наш разговор сегодня не только монолог ребёнка, который отстаивает свои права, свою независимость, но и приглашение взрослых вступить в диалог и помочь справиться с трудностями.
Все дети разные. И у всех разный порог жизнестойкости. Кому-то одна и таже ситуация покажется лёгкой, а кому-то неразрешимой.
При классификации можно использовать 5 общих правил:
Слайд 4.
Адаптация. Дети с высокой адаптацией могут легко вливаться в новый коллектив, не зависимо от возраста и социального статуса нового члена.
Уверенность в себе. Ребёнок, уверенный в себе, не пугается сложностей, с которыми он встретился, а они только заставляются его лучше работать. Непредвиденные ситуации ни в коей мере его не смущают.
Независимость. Независимый ребёнок опирается, прежде всего, на своё мнение. В тоже время не оставляет без внимания советы взрослых, но умеет при этом не попасть под их влияние.
Целеустремлённость. Целеустремлённые дети не стесняются оказывать свои успехи в школе. Они на собственном опыте показывают умение изменить ситуацию, не зависимо от окружающей среды.
Ограниченность контактов. Жизнестойкий ребёнок в сложной ситуации обращается к окружающим: к близким друзья, родственникам, веря в то, что всё изменится к лучшему спустя какое-то время.
Слайд 5.
На основе этих 5 общих позиций можно сделать вывод, что жизнестойкость – это способность легко преодолевать трудности и какие-либо изменения, а также умение быстро и приспосабливаться к ним.
Жизнь современного человека характеризуется огромным количеством новых процессов и нестабильностью. Постоянно меняющиеся условия современной жизни, неустойчивость и непредсказуемость процессов, которые происходят в социуме, предъявляют все более высокие критерии оценивания и требования к способности человека справляться с жизненными трудностями.
Многие жизненные ситуации, зачастую оцениваются современным человеком как безвыходные ситуации, имеют плохие последствия, как для психологического, так и для физического здоровья человека. Они встречаются во всех сферах жизни: работа, учеба, семья, межличностные отношения «взрослый – ребёнок», «ребёнок-ребёнок». В следствии чего встаёт необходимость снижения остроты переживаний сложных жизненных проблем, и превращения их в собственный опыт. И здесь огромную помощь может оказать такое личностное качество как жизнестойкость. Она есть у каждого человека, но в тоже время не все могут её использовать.
Жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется только на всём протяжении жизненного пути. Наиболее частых и остро ощутимых причин стрессов у детей, как правило, являются: непонимание со стороны одноклассников, друзей, родителей; учеба; чувство одиночества. И всему этому есть причины, о которых мы и поговорим сегодня.
Структура жизнестойкости
Слайд 6.
Жизнестойкие установки: вовлеченность
Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.
Жизнестойкие установки: контроль
Контроль (control) - это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспосмощность.
Жизнестойкие установки: принятие риска
Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы
При опросе участников Интервью, испытуемыми показали связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойкости повлияли:
стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.
ощущения предназначения в жизни.
воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;
Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:
недостаток поддержки, подбадривания близкими;
отсутствие чувства предназначенности;
недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых
Жизнестойость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой.
Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.
Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы воспитания:
- Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
- Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
- Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.
- Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви.
- Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
- Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.
- Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
- Поощрение активности ребенка.
- Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
- Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке
- Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
- Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
- Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.
Учитель раздаёт памятки всем участникам родительского собрания.
Рефлексия.
Спасибо всем за внимание. Я думаю, что наш диалог не оставил вас равнодушными, так как мы дело одно дело – растим здорового ребёнка, готового преодолеть любые трудности.
В конце нашего родительского собрания прошу всех оценить деятельность участников собрания.
Слайд 7.
Родители продолжают предложения, изображённые на слайде: меня поразило, меня удивило, я узнала, мне показалось интересным, я довольна, я не довольна, меня воодушевило, я буду ...
Приложение № 3
«Как помочь ребёнку преодолеть сложную ситуацию»
Уважаемые взрослые!
На всём протяжении своего жизненного пути ребёнок встречает не только добро, но зло, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.
Обсудите с ребёнком вопрос о помощи специалистов различных ведомств и служб в напряжённой ситуации, где существует угроза для жизни.
Познакомьте вашего ребёнка с «нужными» номерами телефонов, которыми он должен и может воспользоваться в сложной ситуации.
Запишите ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
Обсуждайте с вашим ребёнком не только его успехи и достижения, но говорите также о его страхах, тревогах и сомнениях. Каждую ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним, делайте выводы.
Рассказывайте ребенку жизненные примеры, в которых люди, попавшие в сложную ситуацию, казавшейся безвыходной, находили силы и мужество, чтобы справится с трудностями, и сумели выйти из трудной жизненной ситуации.
Не смейтесь над ребенком, если в какой-либо ситуации он оказался слабым морально или физически. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в спортивную секцию.
Вовремя отвечайте и не тяните с объяснениями на вопросы вашего ребенка по каким-либо изменениям в его физиологии. В противном случае на них могут ответить другие люди.
Приучайте вашего ребенка с раннего детства нести ответственность за свои поступки и за принятие каких-либо решений.
Учите ребенка предугадывать последствия поступков, которые он совершил. Воспитайте у него потребность задавать самому себе вопрос «Что будет, если?»…
Не формируйте у своего ребенка вину за произошедшее, а анализируйте и делайте выводы, чтобы это больше не повторилось.
Говорите с ребёнком «от и до». Дайте ему возможность выговориться, обсудить ситуацию сначала и до конца. Это поможет ему освободиться от груза ответственности и вины.
Отвлеките ребёнка от пережитой им ситуации на что-то более приятное.
Не оставляйте открытыми проблемы, где необходимо вмешательство специалистов в сохранении психического и физического здоровья ребенка.
Если Вам необходима помощь, не бойтесь обращаться за консультацией к специалистам. Вам и Вашему ребёнку не откажут в помощи.
Помните, рядом с Вами всегда есть люди, которые могут Вам помочь!