СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

:«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы сплочения классного коллектива 

Просмотр содержимого документа
«:«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»»

Выступление на педагогическом совете 23.03.2020 г. Дмитриевой Г.В.

НА ТЕМУ: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»

Будущее  нашей страны во многом определяется тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, поэтому важное значение в становлении личности имеет классный коллектив.

Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Коллектив – это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества.

Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.

А. Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту»

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, знаниями, умениями, многими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив

В научных исследованиях выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу - конформизм; 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях - гармония; 3) личность подчиняет себе коллектив

Идеал взаимоотношений - гармонизация личности и коллектива.

Роль классного руководителя в формировании коллектива.

С момента официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г. в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к законам и нравственным принципам.

В настоящее время права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ "Об образовании" определяются уставом общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.

Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе:

Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:

1) Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.

2) Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.

3) Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.

4) В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.

5) Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.

6) Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.

7) Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.

Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:

1) Открытость деятельности классного руководителя:

«Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;

2 ) осуществление обратной связи:

После каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;

3)сотворчество (сотрудничество в творчестве);

4)успешность (с использованием инструмента оценки);

5) свобода выбора;

6) целевая направленность на конкретный результат дела;

7) привлекательность деятельности.

Влияние на взаимоотношения детей в коллективе немыслимо без глубокого и постоянного изучения характера отношений, их динамики. Эта сторона деятельности учителей незаметна. Не менее важным условием такого влияния следует считать искренность в отношениях с детьми, заинтересованность в их судьбах, стремление помочь им стать лучше.
Успех учителей в руководстве школьными коллективами во многом зависит и от овладения учителями конкретными приемами руководства коллективами, постоянное их совершенствование.

Доминирующий фактор сплочения:

- общие интересы;

- стремление приспособиться в специфических условиях;

- авторитет лидера;

- наличие социальных норм.

Принцип сотрудничества:

- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;

- беспристрастность в оценке поступков учащихся;

- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

- диалогичность в общении;

- отсутствие страха;

- использование чувства юмора;

- не бояться сделать ошибку и признать её.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Он - педагог - профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.