Роль наставничества в становлении молодого учителя.
"Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Международная организация экономического сотрудничества и развития, проводя ежегодный анализ образования по разным странам, отметила, что Россия в очередной раз продемонстрировала высокий темп изменений по многим показателям, заняв 3 место по общему индексу в рейтинге. Российская школа постоянно меняется, вводятся инновации, разрабатываются новые подходы к обучению. В условиях такого стремительного преобразования требования к педагогам значительно возрастают. Особенно трудно сегодня приходится молодым специалистам, которые приходят работать в школу сразу после окончания вузов и колледжей. С первого дня они несут ответственность за качество обучения и выполняют такие же обязанности, как и другие учителя. В связи с этим в школах действует система наставничества, которая и предполагает помощь молодому специалисту адаптироваться к педагогической профессии и в педагогическом коллективе.
Задачей наставника является помощь в реализации и развитии личностных качеств начинающего учителя, поддержка на этапе становления в сфере практической деятельности. Важная часть работы пары «наставник-подопечный» - оказание психологической поддержки с целью снизить эмоциональное напряжение молодого педагога на этапе активного погружения в школьную жизнь.
Эффективность системы наставничества складывается из нескольких компонентов:
заинтересованность молодого специалиста в профессиональном становлении;
тесное межличностное взаимодействие наставника и педагога в процессе обучения;
определение конкретных целей и задач деятельности;
заинтересованность администрации школы в профессиональном росте специалистов.
Наставник помогает начинающему педагогу с практической частью работы учителя: составлением конспекта к уроку, определением методов работы с учениками, в том числе и с «трудными» обучающимися, освоением применяющихся в образовательном учреждении инновационных платформ.
Так как наставничество все-таки двусторонний процесс, молодому специалисту требуется в период адаптации знакомиться с опытом коллег, посещая занятия, учиться воздействию с учащимися, изучать методическую и научную литературу, принимать активное участие в обучающих семинарах и тренингах, делиться возникающими в ходе адаптации проблемами.
Наставник, в свою очередь, должен не только познакомить начинающего учителя с обязанностями и требованиями школы, но и составить конкретный план обучения педагогическому мастерству, проконтролировать проведение занятий и внеклассных мероприятий, критически оценивая сильные и слабые стороны молодого специалиста. Особое внимание наставника должно быть уделено ведению школьной документации, практике использования дидактического, наглядного материалов, форм и методов организации досуга учащихся, технике безопасности. Как показывает практика, именно с этими составляющим образовательного процесса у молодого педагога чаще всего возникают трудности.
Эффективность доказали следующие формы работы с начинающими педагогами:
- психотренинги и деловые, интеллектуальные игры;
- проведение круглых столов с родителями и учащимися;
- творческие лаборатории;
- педагогические диспуты, где опытные коллеги делятся опытом.
В современных школах, как правило, педагогов-наставников назначает администрация образовательного учреждения. Для того чтобы добиться слаженной работы наставника и подопечного, психологи советуют учитывать психологическую совместимость, а также мнение обучаемого.
На успешность взаимодействия влияют и другие факторы: занятость опытного коллеги, место жительства, общность интересов наставника и подопечного, заинтересованность проблемами педагогического сообщества. Другими словами, если оба субъекта будут увлечены делом, тогда наставничество принесет ощутимую пользу как молодому учителю, так и более опытному.
Учитывая все эти факторы, пара «наставник-обучаемый» может превратиться в сплоченную команду единомышленников, где каждый участник будет и стремиться к профессиональному росту.
Хорошо зарекомендовали себя следующие типы отношений (взаимодействия) между участниками системы наставничества, к которым должен стремиться педагог-наставник.
Диалог + коррекция. Такое взаимодействие показывает наилучший результат при выявлении в деятельность молодого учителя неблагополучной тенденции ведения педагогической деятельности. Наставник, использующий данную модель в своей практике, как правило, обладает обширными знаниями психолого-педагогического общения и владеет приемами диагностического исследования.
Поддерживающее общение, когда опытный коллега активно помогает молодому учителю справиться с возникшими трудными ситуациями, с которыми сам педагог не может справиться. Такое общение предполагает наличие у наставника высокого уровня эмоциональной культуры: такта, гибкости, эмпатии.
Общение-снятие психологических барьеров. Из-за низкого уровня навыков саморегуляции многие педагоги испытывают тревожность, стресс во время адаптации, в результате чего снижается эффективность работы. Наставник в таком случае должен обладать специальными знаниями в области коррекции деструктивного поведения, а также иметь потребность в общении с подопечным и в установлении доверительных отношений.
Дружеское общение – одна из оптимальных моделей общения педагога-наставника и молодого специалиста. Этот тип подразумевает, в некотором роде, диалог на равных. Субъекты выстраивают между собой доверительные отношения, контроль действий проходит по взаимной заинтересованности сторон, чаще используется совместная выработка решений возникших проблем.
Результатами эффективной работы системы наставничества являются успехи профессиональной деятельности молодого учителя. Показателем успеха служит не только достижение определенного статуса подопечным (получение им категории, высокие результаты на общегородских и региональных уровнях). Успехом наставничества также следует считать приобретение уверенности молодым специалистом и закрепление убеждения в правильном выборе профессии.