СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра "Планета друзей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра  помогает определитьправила жизни классного коллектива

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра "Планета друзей"»

«Планета друзей» (Ролевая игра)

Цели и задачи классного часа:

1. Определить принципы (правила) жизнедея­тельности в классном коллективе и коллек­тиве вообще.

2. Развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в об­ществе.

Оборудование

Нарисованные плакаты или оформленная классная доска: «Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан), «Познай самого себя» (надпись на Дельфийском хра­ме).

Приглашенные

В качестве приглашенных могут выступать родители учащихся, школьный педагог-психолог, социальный педагог или старшая вожатая. Из числа приглашенных может быть и ведущий, а классный руководитель в этом случае будет осуществлять роль педагога-организатора.

Подготовительный этап

За несколько дней до классного часа можно рдложить учащимся сформировать несколько микрогрупп, т. Е. «сообщество обитателей планеты». Микрогруппы формируются по принципу «парада планет»: название, население, правила взаимоотно­шений, события, решение конфликтов.

Ход классного часа

Игровая ситуация «Учимся общаться».

(В исполнении группы учащихся звучит песня Александра Дольского «Мне звезда упала на ла­дошку...».)

Ведущая: Добрый день всем, я рада видеть вас и приветствую всех вас на нашей игре «Планета дру­зей».

Итак, игровая ситуация такова: существует множество необитаемых планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, выбрали, с кем поселитесь вместе. Начнем с упражнения-ак­тиватора. Вам нужно хорошо понять и прочувство­вать друг друга. Возьмитесь за руки, пожмите руки... А теперь выполните первое задание: приду­майте название и население планеты.

(Каждая команда представляет название и на­селение своей планеты.)

Ведущая: Моя задача - дать вам возможность до­казать, что вы достойные представители своих планет. Но прежде определите правила взаимоотношениями на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть друзьями. Эти правила должны вам помочь Дружно выполнить задание.

каждая команда называет правила взаимоотношений на своей планете.

Ведущая: Вы знаете мне захотелось побольше узнать о вашей жизни на планетах, ее основных событиях. Расскажите, пожалуйста, о событиях, которые происходят на вашей планете.

Команды рассказывают о наиболее ярких событиях, которые произошли на их планете.

Ведущая: А вот событие на планете Земля. Но прежде чем я вам расскажу о нем, выполните четвертое за­дание: сформулируйте основные правила разрешения конфликтов на вашей планете. Каждая коман­да называет эти правила.

Ведущая: А теперь я расскажу о происшедшем со­бытии на планете Земля (учащиеся слушают рас­сказ О. Тихомирова «А вдруг?..»):

«С утра прошел дождь. Алешка прыгал через лужи и быстро-быстро шагал. Нет, он вовсе не опаз­дывал в школу. Просто он еще издали заметил си­нюю шапочку Тани Шибановой.

Бежать нельзя: запыхаешься. А она может по­думать, что бежал за ней всю дорогу.

Ничего, он и так ее догонит. Догонит и ска­жет... Только вот что сказать? Больше недели как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня, пойдем в кино сегодня?» А может, подарить ей гладкий черный камушек, который он привез с моря?..

А вдруг Таня скажет: «Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он мне нужен?!»

Алеша сбавил было шаг, но, взглянув на си­нюю шапочку, вновь заторопился.

Таня шла себе преспокойно и слушала, как ма­шины шуршат колесами по мокрой мостовой. Вот она оглянулась и увидела Алешку, который как раз перепрыгивал через лужу.

Она пошла потише, но больше не оглядывалась Хорошо бы он догнал ее возле вон того палисадника. Они пошли бы вместе, и Таня спросила бы: Не знаешь, Алеша, почему у одних кленов листья красные, а у других желтые?» Алешка посмотрит-посмотрит и… А может, и не посмотрит совсем, а буркнет только: «Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь». Ведь поссорились... За углом большого дома была школа, и Таня думала, что Алешка, пожалуй, не успеет догнать её. Нужно остановиться. Только ведь не встанешь просто так, посреди тротуара.

В большом доме был магазин «Пиджаки и брю­ки». Таня подошла к витрине и принялась разгля­дывать манекены.

Алешка подошел и встал рядом... Таня посмот­рела на него и чуть улыбнулась... «Сейчас что-ни­будь сказанет», — подумал Алешка и, чтобы опередить Таню проговорил:

— A-a, это ты, Шиба... Здравствуй...

— Привет, Вертишеев, — бросила она. Алешка быстро зашагал дальше, а Таня задер­жалась у витрины. Снова начал накрапывать дождь».

Ведущая: Что бы вы могли посоветовать героям этот рассказа? (Игровые группы после обсуждения пред­лагают свои советы.)

Ведущая: Вы начали действовать и поступили пра­вильно, но и действовать надо верно. «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего», — писал М. Горький. А вот знаменитый герой Сервантеса Дон Кихот, отправ­ляя своего оруженосца с письмом к Дульсинее, го­ворит ему: «Напряги свою память, и да не изгла­дится из нее, как моя госпожа тебя примет: изме­нится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу, встревожится или смутится, услышав мое имя.». Этого Дон Кихоту мало, он просит залом­ить, стояла или сидела Дульсинея, не повторяла она дважды или трижды свой ответ, не превратилась ли из ласковой в суровую или же, напротив того, из упрямой в приветливую, поднимала руку, чтобы поправить прическу, хотя бы та был у нее в полном порядке. «Наблюдай за всеми действиями ее, движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души она питает ко мне чувства», — напутствовал Дон Кихот оруженосца.

Мини-игры на развитие коммуникативных навыков

Учитель: В технике общения важно научиться рас­познавать язык жестов, индивидуальные особенно­сти мимики, как бы читать людей, настраиваясь на коммуникативную волну.

Как это делать?

Вот несколько нехитрых правил.

1. Излучайте положительные эмоции (веселый, бод­рый, жизнерадостный, спокойный человек все­гда привлекает).

2. Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать искренной улыбкой.

3. Демонстрируйте внимание и интерес к челове­ку как к личности.

4. Называйте его по имени и так. как он хочет сам.

5. Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.

6. Говорите комплименты.

7. Поддерживайте темы разговора, которые пред­ложил ваш собеседник.

Учитель: Скажите, можно эту технику общения и пользовать на Земле? А правила, существующие на ваших планетах?

А теперь напишите, пожалуйста, правил мысль, высказывание, которое вам хотелось бы перенести на планету Земля, которую иначе можно звать «Планета друзей», потому что если вы бу­дете использовать эти правила, у вас будет очень много друзей.

Игровые группы и отдельные учащиеся называют правила, которые необходимо соблюдать в об­щении и взаимодействии одноклассников.

Учитель читает стихотворение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет...»

Идет обсуждение стихотворения.

Подведение итогов классного часа.

В ходе классного часа (ролевой игры) в класс­ном коллективе могут быть созданы «своды» или правила жизнедеятельности классного коллектива.

Свод правил жизнедеятельности в классном сообще­стве ведущий или классный руководитель еще раз зачитывает ребятам и предлагает оформить их для классного уголка или классной газеты.

В заключительном диалоге с учащимися учи­тель обсуждает проблемы: «Что мы сегодня сдела­ли на классном часе?», «Чему мы сегодня научи­лись?», «Чего достигли?».