СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РП по лит-ре в 10-11 классах
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КИРОВСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ ЛНР «КМГ»
__________________Н.И.Золотухина
________________________2017 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
базовый уровень
10-11 классы
Составители рабочей программы:
Лаврухина Г.А.,
Бондаренко Е.А.
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по литературе среднего общего образования для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе:
Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературе для X-XI классов (базовый уровень), утвержденная приказом МОН ЛНР от 27.12.2016 №483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) ЛНР по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»;
Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по предметам в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году (Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505);
Методических рекомендаций по преподаванию предмета «Литература» в 2017–2018 учебном году (Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505);
Единых требований к ведению школьной документации, оцениванию знаний учащихся по русскому языку и литературе;
Учебного плана ГБОУ ЛНР «Кировская многопрофильная гимназия».
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Образовательная программа по литературе основывается на деятельностном подходе к организации обучения. Главным условием реализации данного подхода является новое осмысление результатов образовательной деятельности: освоение учебного предметного материала должно быть соотнесено с личностными и метапредметными результатами.
Планируемые предметные результаты предполагают формирование читательской компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о литературе.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы ОУ.
Предмету «Литература» принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы нацелено на то, чтобы не только вооружить учащихся определённым набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности к самосовершенствованию и саморазвитию. Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает школьный курс литературы. Специфика учебного предмета «Литература» заключается в изучении произведений словесного искусства в единстве с основами науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Освоение и осмысление текста художественного произведения является основной содержательной линией школьного курса литературы. Общение учащихся с произведениями искусства слова на уроках литературы, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями других эпох) необходимы не только как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как опыт такой коммуникации в повседневной жизни и учебной деятельности.
ЦЕЛЬ учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности учащихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню учащихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
Основные задачи программы:
– получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
– овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
– овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
– формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
– формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
– овладение умением определять стратегию своего чтения;
– овладение умением делать читательский выбор;
– формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
– овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
– знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
– знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
Место предмета в учебном плане
Согласно утвержденному учебному плану ГБОУ ЛНР «Кировская многопрофильная гимназия», курс предмета «Литература» среднего общего образования в 2017-2018 учебном году рассчитан на 204 часа.
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год | |
10 класс | 3 | 34 | 102 | |
11 класс | 3 | 34 | 102 | |
Всего | 204 часа |
Планируемые результаты
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования ученик на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Ученик на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты для учащихся Х класса
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
- теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Предметные результаты для учащихся XI класса
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX- XX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XIX- XX века;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система -образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX и XX века;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XIX- XX века;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание программы
Класс: 10
Введение (1 час). Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).
Литература первой половины XIX века (5 часов)
Обзор русской литературы первой половины XIX века.(1 ч)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин (2 ч)
Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Н. В. Гоголь (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть “Невский проспект".
Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Русская литература второй половины XIX века (54 часа)
Обзор. (1 ч) Россия во второй половине XIX в. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. “Натуральная школа”. Русская журналистика второй половины XIX в. “Эстетическая” (В.П. Боткин, А.В. Дружинин), “реальная” (Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев), “органическая” (А.А. Григорьев) критика.
Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Формирование национального театра. Сатира в литературе второй половины XIX в. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX в. Развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание. Роль русской классической литературы в становлении и развитии мировой литературы.
И. С. Тургенев (5 ч)
Жизнь и творчество. «Записки охотника» как этап в развитии русской прозы и веха в творчестве Тургенева, Романы Тургенева – художественная летопись жизни русского общества, их злободневность и поэтичность.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе.
И. А. Гончаров (3 ч)
Жизнь и творчество.
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Роман в оценке русской критики: Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А.В. Дружинин «Обломов», роман И.А.Гончарова» (фрагменты). Д.И. Писарев «Обломов».
А. Н. Островский (4 ч)
Жизнь и творчество.
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Малый театр как «Дом Островского». “Гроза” в русской критике: Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А.А. Григорьев «После “Грозы” Островского».
Драма «Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Анализ проблематики и поэтики.
Ф. И. Тютчев (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…», «Певучесть есть в морских волнах…», «От жизни той, что бушевала здесь…».
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема “невыразимого”. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Особенности “денисьевского цикла”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Н. А. Некрасов (4 ч)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба!..» Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Рыцарь на час», «Сеятелям». Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией Реалистический характер некрасовской поэзии.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
А.А. Фет (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа.
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» Стихотворения: «На заре ты ее не буди…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…», «На стоге сена ночью южной…». Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
А.К. Толстой (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».
Баллады и былины («Василий Шибанов», «Змей Тугарин»), трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». Сатирические произведения. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Жанровое многообразие творческого наследия Толстого.
М. Е. Салтыков-Щедрин (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
«История одного города» (обзорное изучение). Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие “Истории”. Черты антиутопии в произведении. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Традиции русской сатиры в творчестве Салтыкова-Щедрина.
«Господа Головлевы» - общественный роман.
Ф. М. Достоевский (11 ч)
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Образ старухи-процентщицы Второстепенные персонажи. Образы детей. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Роман «Бесы». Спор с нигилизмом. Романы «Подросток», «Братья Карамазовы» (обзор).
Л. Н. Толстой (11 ч)
Жизнь и творчество.
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» (обзорное повторение). Становление типа толстовского героя-просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Севастопольские рассказы» как антитеза войны и мира.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. “Внутренний человек” и “внешний человек”. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога.
Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Романы «Анна Каренина», «Воскресенье».
А. П. Чехов (8 ч)
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия.
Рассказы: «Студент», «Маленькая трилогия», «Ионыч», «Дама с собачкой». Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Повесть «Степь» как итог творчества.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сочинение по произведениям А.П. Чехова. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня».
Зарубежная литература второй половины XIX века (16 часов)
Обзор. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ф. Стендаль (4 ч)
Слово о писателе.
Романы «Красное и чёрное», «Пармская Обитель»
О. де Бальзак (3 ч)
Краткие сведения о жизни и творчестве. «Человеческая комедия». Краткий обзор цикла. Бальзак - писатель-реалист.
«Гобсек». Концепция человека в европейской литературе 19 века. Изображение в повести губительной силы и власти денег. Романы «Евгения Гранде», «Отец Горио».
Ч. Диккенс (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Рождественские повести Диккенса. Роман «Домби и сын» - один из самых значительных в творчестве писателя.
Г. Ибсен (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
Г. де Мопассан (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Б. Шоу (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Шарль Бодлер (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Зарождение символизма.
Символические образы в стихотворении «Альбатрос ». Особенности поэтического языка.
Литература родного края (3 часа)
Всеволод Михайлович Гаршин (1 ч)
Жизнь и творчество. Искусство и общество в рассказе «Художники». Сказка-притча «Attalea princeps». Тема войны в творчестве. Рассказы «Четыре дня», «Денщик и офицер», «Трус». «Человек на войне.
Андрей Ефимович Медведенко (2 ч)
Жизнь и творчество. Сборники стихотворений. Любовь к родному краю в стихотворениях поэта и писателя.
Содержание программы
Класс: 11
Введение (1 час). Обзор. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ века (54 часа)
Обзор (1 ч) русской литературы первой половины XX века. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX - ХХ вв. Реализм и модернизм. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
И. А. Бунин (3 ч)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной…», «Слово». Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Деревня», «Иоанн Рыдалец», «Господин из Сан-Франциско», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры И.А. Бунина.
А. И. Куприн (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Поединок». Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок», «Юнкера», «Жанетта».
Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Любовь как высшая ценность мира. Трагизм решения любовной темы в повести. Мотив пробуждения души в прозе Куприна. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна.
М. Горький (4 ч)
Жизнь и творчество. Рассказы: «Макар Чудра», «Песня о Буревестнике», «Челкаш», «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа “Старуха Изергиль”.
Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».
Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. М. Горький. «Несвоевременные мысли».
От реализма к модернизму в творчестве писателей 1 половины ХХ века (Обзор - два автора по выбору). (2 ч)
Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество (обзор). От реализма к модернизму. Писатель-экспрессионист. Художественное своеобразие творчества. «Большой шлем», «Царь-голод».
И. С. Шмелев. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия писателя. Творческая индивидуальность. Язык произведений. Эпопея «Солнце мертвых; «Богомолье», «Лето Господне».
Б.К. Зайцев. Жизнь и творчество (обзор). Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский»; беллетризованные биографии В.А. Жуковского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.
А. Т. Аверченко. Жизнь и творчество (обзор). А. Аверченко и группа журнала «Сатирикон». Темы и мотивы сатирической новеллистики А.Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода. Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. Рассказы «Дюжина ножей в спину революции». Мастерство писателя в выборе приемов комического.
В. В. Набоков. Жизнь и творчество (обзор). Классические традиции в романах писателя. Язык произведений Набокова, его стилистическая индивидуальность.
Зарубежная литература 1 половины ХХ века (4 часа)
Обзор. Основные направления в зарубежной литературе 1 половины ХХ века. Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы ХХ века. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления: реализм и модернизм.
Ф.Кафка. (2 ч) Жизнь и творчество (обзор).
Новелла «Превращение». Главные проблемы жизни, обозначившие проблематику творчества: борьба с отцом, отношение к женитьбе. Изображение трагедии отчуждения личности в новелле. Образ Грегора Замзы как гротескный литературный «автопортрет». Раскрытие абсурдности бытия.
Г.Аполлинер. (1 ч) Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Мост Мирабо». Непосредственность чувств, характер лирических переживаний в поэзии Аполлинера. Сущность поэтической реформы поэта. Особенности ритмики и строфики.
Русская поэзия конца XIX – начала XX в.
Обзор. (1 ч) «Серебряный век» как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.
Символизм, акмеизм, футуризм (обзор 1 ч) Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В.Я.Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А.А. Блок). Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, Вас. Каменский), "Центрифуга" (Б.Л. Пастернак, Н. Асеев). Западно-европейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. А. Блок (3 ч)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге». Стихотворения: «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Н. С. Гумилев (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», сборники «Жемчуга», «Огненный столп». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
В. В. Маяковский (2 ч)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Нате!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Широта жанрового диапазона творчества поэта. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Жанровое своеобразие лирики Маяковского. Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме Маяковского.
Пьесы “Клоп” и “Баня”. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Художественные особенности сатирических пьес.
Б. Л. Пастернак (2 ч)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво…». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго. Женские образы в романе. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака.
Новокрестьянская поэзия (1 ч)
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIXв. в творчестве Н.А. Клюева, С.А. Есенина. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
С. А. Есенин (2 ч)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», "Цветы мне говорят - прощай…», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». Традиции А.С.Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Есенин и имажинизм. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме. Соотношение эпического и лирического начал. Смысл финала.
М. И. Цветаева (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Роландов Рог», «Куст». «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
А. А. Ахматова (2 ч)
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Под крышей промерзшей пустого жилья…», «Бывает так: какая-то истома…», «Приморский сонет». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. «Поэма без героя» - итоговое в поэзии Ахматовой произведение.
О. Э. Мандельштам (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»), «Мы живем, под собою не чуя страны...», «Невыразимая печаль», «Tristia», «Silentium», «Батюшков». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений.
Обзор (1ч). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М.Цветаева, О, Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И, Шмелева), Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок».
А. А. Фадеев (2 ч)
Жизнь и творчество. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром».
И. Э. Бабель
Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Мой первый гусь». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов “Конармия”. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. «Одесские рассказы».
Е. И. Замятин
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы». “Мы” как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа, особенности его композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа.
М. М. Зощенко (1 ч)
Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Зощенко-сатирик. Зощенковский герой. Стиль писателя.
Литература 30-х годов XX века ( ч)
Обзор (1ч). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О.Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б.Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л.Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, В. Луговского.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.). Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь». Тема коллективизации в литературе. Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина». Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
А. П. Платонов (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. Философская многозначность названия повести. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин). Роман «Чевенгур».
М. А. Булгаков (9 ч)
Жизнь и творчество. Начало писательского труда – «Записки юного врача». Автобиографический роман «Белая гвардия». Повесть «Собачье сердце». Театр Булгакова: «Дни Турбиных». Индивидуальный стиль писателя.
Роман «Белая гвардия» (обзор). История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. Интермедиальный анализ романа (роман и фильм). Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).
А. Н. Толстой (2 ч)
Жизнь и творчество. Роман «Петр Первый». Судьбы русского исторического романа в 20 веке. Картины петровской Руси в романе. Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля). Трилогия «Хождение по мукам».
М. М. Пришвин (1 ч)
Жизнь и творчество. Путевые очерки. «Черный араб». Особенности художественного мироощущения Пришвина. Пришвин и модернизм. Философия природы. «Жень-шень». Сказки о правде. Дневник как дело жизни.
М. А. Шолохов (6 ч)
Жизнь и творчество. «Донские рассказы», «Лазоревая степь», «Родинка».
Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Язык прозы Шолохова. Традиции Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ века (12 часов)
Литература периода Великой Отечественной войны (1ч) (обзор)
Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А.Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, А. Корнейчука, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
А. Т. Твардовский (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Лирика. Своеобразие поэмы «Страна Муравия». Книга про бойца «Василий Теркин». Поэмы «Дом у дороги и «За далью – даль». Исповедальная лирика.
Поэма «По праву памяти». Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
А. И. Солженицын (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Малая проза Солженицина – рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Захар-Калита», серия миниатюр «Крохотки». Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи.
Из мировой литературы (3 ч)
А. Камю. «Посторонний», «Чума»: экзистенциализм и отчуждение.
Э.Хемингуэй: «человек выстоит». «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Русская поэзия в 1950-2000-е годы (1 ч) (Обзор). Поэтическая весна. Поэзия периода «оттепели». Стихи поэтов- фронтовиков. Поэзия шестидесятников. Сохранение классических традиций в 1970-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм. Н. Асеев, Л. Мартынов, С. Гудзенко, А. Межиров. Ю. Друнина, Е.Винокуров, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р.Рождественский, Б. Окуджава, Д. Самойлов, Н. Рубцов, А. Прасолов, О.Чухонцев, В. Соколов, Ю. Кузнецов, Б. Слуцкий, Б. Чичибабин, И.Бродский, Д. Пригов. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
Современность и «постсовременность» в мировой литературе (2 ч)
Ф. Саган. «Немного солнца в холодной воде»: «молодежные» шестидесятые. Г.-Г. Маркес: магический реализм в романе «Сто лет одиночества». У. Эко. «Имя розы»: постмодернизм.
Русская проза в 1950-2000-е годы (Обзор). Новый тип литературного процесса. Обновление повествовательных форм. Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели». Повести о войне 1940-1970г. В.П. Некрасов. «В окопах Сталинграда». «Оттепель» (1953-1964) – начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития. «Деревенская проза». Б.Можаев. «Живой», В. Белов. «Привычное дело». Глубина и цельность нравственного мира человека от земли.
В.Г.Распутин (1 ч)
Жизнь и творчество. Проза В. Г. Распутина: «Деньги для Марии», «Последний срок». Тема «отцов и детей» в повести. «Живи и помни». Художественное изображение русского национального характера. Проблема личного выбора и ответственности. «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
В. М. Шукшин (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Характеры и сюжеты В.М. Шукшина . Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство», «Чудики». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А.В. Вампилов (1ч)
А.В. Вампилов и литературный перекресток 1960-1970-х гг. Пьесы «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске». Проблематика, основной конфликт и система образов. Своеобразие композиции.
В.П. Астафьев (1ч)
«Царь-рыба», «Печальный детектив». Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».
Обзор. (1ч) Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Ф.А. Абрамов. «Братья и сестры». «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». Ю.В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег». Повести К. Воробьева «Убиты под Москвой», Вяч. Кондратьева «Сашка», Е. Носова «Усвятские шлемоносцы». Ю.Трифонов и новый персонажный ряд городской прозы, самопознание личности в прозе А. Битова, фантастика городского и барачного быта в повестях В. Маканина. Историческая романтика 1960-1980-х гг. (творчество В. Пикуля).
В. В. Быков (1 ч)
Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
От реализма к постмодернизму (1 ч)
(Обзор) Л. Петрушевская, С. Каледин, В.Пелевин, В. Ерофеев и др.
ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ (4 ч)
Иван Приблудный (Яков Петрович Овчаренко)
Очерк жизни и творчества поэта «серебряного века». И. Приблудный и «новокрестьянские» поэты. Сборники стихотворений «Тополь на камне», «С добрым утром», «У родных верб». Крестьянская тематика, тема родины, неприятие городской цивилизации. Образ Приблудного в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Луганский край в произведениях русских писателей ХХ века
Илья Ильф и Евгений Петров.
«Двенадцать стульев».
Михаил Львович Матусовский
Жизнь и творчество. Вечные темы в творчестве М.Л. Матусовского. Стихотворения-песни «Это было недавно», «Что так сердце растревожило», «Старый клён», «Летите, голуби, летите», «Ну почему ко мне ты равнодушна» и др. Воспоминания М. Матусовского. «Семейный альбом». Значение творчества М. Л. Матусовского.
Владимир Алексеевич Смоленский
Творчество поэта «первой волны» эмиграции. Стихотворения по выбору учителя. Обзор статей «Мистика Александра Блока» и «Мысли о Ходасевиче».
Борис Леонтьевич Горбатов
Сведения о писателе. Очерк «Сытые и голодные» (1922). Роман «Мое поколение» (1933). «Рассказы о солдатской душе» (1941-1942). Повесть «Непокоренные» (1943)
Тарас Михайлович Рыбас
Сведения о писателе. Рассказы «Встречи» и «Марийка». Повести «Небо будет ясным» (1962), «Отчаянная» (1966), «Веселая гора» (1968). Романы «Сын погибшего» (1965) и «Голос чистых родников» (1977)
Яков Иванович Захаров
Очерк жизни и творчества. Обзор документальных повестей: «Возвращение из неизвестности. Непридуманная повесть», «Атакуют шахтеры» и «О друзьях-товарищах».
Степан Степанович Бугорков
Очерк жизни и творчества. Рассказы и стихотворения (обзор).
Татьяна Валерьевна Снежина (Печенкина)
Знакомство с поэтическим творчеством. Сборники стихов «Что стоит жизнь моя?», «Не жалею ни о чем», «Позови меня с собой», «Я забираю грусть твою».
Вениамин Николаевич Мальцев
Обзор жизни и творчества. Знакомство со сборниками рассказов и очерков «Родня земля», «Старая любовь», «Лесные диковины» и др.
Валерий Васильевич Полуйко
Сведения о писателе. Обзор исторической прозы: романы «Лета 7071», «Государь всея Руси», "Третий Рим", "Ливонская война".
Современная литература
Владимир Давыдович Спектор
Литературная деятельность. Обзор жизни и творчества. Стихотворения по выбору учителя.
Глеб Леонидович Бобров
Литературная деятельность. Союз писателей Луганской Народной Республики. Литературные альманахи «Крылья», «Свой вариант».
Учебно-тематическое планирование на 10 класс
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов | ||
общее | Контрольные работы | |||
классное сочинение | домашнее сочинение | |||
1. | Введение | 1 | - | - |
2. | Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века | 5 | - | - |
3. | Русская литература второй половины XIX века | 54 | 3 | 3 |
4. | Зарубежная литература второй половины XІX века | 16 | 1 | - |
5. | Литература родного края | 3 | - | - |
6. | Развитие речи | 11 | - | - |
7. | Внеклассное чтение | 4 | - | - |
8. | Контрольные работы | 8 | 4 | 3 |
| Всего | 102 | 4 | 3 |
Учебно-тематическое планирование на 11 класс
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов | ||
общее | Контрольные работы | |||
классное сочинение | домашнее сочинение | |||
1. | Введение | 1 | - | - |
2. | Русская литература первой половины XX века | 54 | 4 | - |
3. | Русская литература второй половины XX века | 12 | - | 1 |
4. | Зарубежная литература XX века | 8 | - | 2 |
5. | Литература родного края | 4 | - | - |
6. | Развитие речи | 11 | - | - |
7. | Внеклассное чтение | 4 | - | - |
8. | Контрольные работы | 8 | 4 | 3 |
| Всего | 102 | 4 | 3 |