Время | Раздел урока | Задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
5 мин. | 1 этап. Организационный момент Актуализация Мотивация | Настроить обучающихся на работу, снять напряжение Можно ли прожить в современном мире без музыки? А в будущем тоже будут музыку слушать. Как вы думаете –какую ? | Приветствие, настрой. (Звучит музыкальная композиция для релаксации) Вводное слово: - Во все времена говорить о музыке было очень трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусства. Музыковедческая литература обращается к читателю на изощрённом языке терминов, доступных только специалисту, а большинство музыкантов избегают разговоров о своём искусстве, так как считают, что его сокровенное содержание не поддаётся объяснению. И в то же время музыка – вид творчества, с которым постоянно соприкасается каждый из нас, независимо от образа жизни, общественного статуса и уровня интеллекта. - Как же быть нам, простым людям? Как же не затеряться в этом таинственном мире звуков, а напротив – выбрать верную дорогу, которая приведёт нас к правильному ориентированию в мире человеческих чувств, настроений и ощущений. Можно ли прожить в современном мире без музыки? А в будущем тоже будут музыку слушать. Как вы думаете –какую ? Какая музыка звучит? Мы – современники? Почему? | Приветствие, готовность к уроку Дети высказывают своё мнение. (разная: разных направлений, т.п.) (живём в современном мире). Ответы-рассуждения детей. |
7 мин. | 2 этап. Создание ситуации Освоение нового материала | Вывести учащихся на тему и цель урока и обозначить их в словесной формулировке | Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина. - Итак, ребята, прослушав сообщение, сможете ли вы сформулировать тему нашего урока. Какие цели мы можем поставить перед собой, чтобы лучше усвоить эту тему? Тема урока- "Русская музыка – взгляд в будущее?" - А вы, какое место занимаете в мире современной музыки: слушатель, исполнитель или композитор? | Дети высказывают своё мнение. - Не зная значения этих слов трудно выполнить это задание. Обучающиеся самостоятельно определяют тему и цели урока. Ответы уч-ся. Учащиеся размышляют над возникшей проблемой |
15 мин. | 3 этап. Работа в группах | Уметь анализировать музыкальные произведения.. Развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества | Может ли быть классической современная музыка? Какую музыку мы называем классической? (образцовую). Музыка – часть жизни каждого человека. Я хочу вам предложить послушать песню в исполнении Юлии Началовой. А вы попробуйте проанализировать её с художественной точки зрения. Будет ли она современной через несколько лет? | (слушают). Ответы детей (Песня о маме, о самом дорогом человеке, она будет всегда.) Делают выводы по 1 вопросу. Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности. |
10 мин. | 4 этап. Защита выбранных направлений Закрепление | Обучать умению выражать свою точку зрения и отстаивать её | Современна ли народная песня? Почему? Глубокие корни долго живут в народе. Почему? Что отражается в народных песнях? Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней? Почему так долго живут народные песни? Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей. | Глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней. Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений) Ответы детей. |
5 мин. | 5 этап. Свободное обсуждение Контроль | Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы. | - Ответьте на такой вопрос: Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников? - Что она даёт молодому человеку? (Звучит произведение). Вопросы: какое произведение прозвучало? Что вам известно об этом композиторе? Почему именно музыка Баха используется в качестве музыкальной заставки к передаче «Человек и закон»? | Обучающиеся участвуют в общем обсуждении (Токатта И. Баха). Рассуждения детей. |
3 мин. | 6 этап. Подведение итогов Рефлексия. Оценивание. | Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию | - Предлагаю сегодня послушать песню, её авторы не музыканты, а люди других профессий, которые ходят в походы, ночуют у костра и сочиняют песни. Послушайте, и скажите, почему я выбрала именно эту песню. Урок подходит к завершению. Продолжите фразы. Сегодня на уроке меня удивило то, что… Мне понравилось… Я не соглашусь с теми, кто считает… Мне кажется, что… Теперь я знаю точно, что Вы хорошо все поработали и заслуживаете положительных отметок. Всем спасибо, до свидания! | Учащиеся совещаются и выбирают более подходящее высказы |