Русский язык как развивающееся явление.
Вводный урок в 7 классе.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: лекция.
Цели:
1)Познакомить учеников со структурой учебника и рабочей программой.
2) Дать понятие о языковых семьях и о славянской группе языков.
3)Ввести понятие литературная норма, проследить изменение, развитие языка.
4)Развивать навыки монологической речи.
5) Воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи.
Оборудование: компьютер, толковый словарь.
Учебник: Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ под ред. Баранова М.Т. – М.: Просвещение, 2008
Термины: эпиграф, литературная норма, архаизмы, заимствованные слова, неологизмы.
Каждое слово языка, каждая его форма есть результат
мысли и чувства человека, через которые отразилась
в слове природа страны и история народа (К. Ушинский).
Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь… Язык идет вместе с жизнью народа… (В.Белинский).
Ход урока
1. Знакомство с учебником
Слово учителя: Добрый день, ребята! Поздравляю вас с новым учебным годом, желаю успехов и новых побед!
Итак, в этом году мы с вами продолжим изучать морфологию и орфографию. Познакомимся с новыми для вас частями речи – причастием и деепричастием, категорией состояния.
Как видите, учебник под редакцией тех же авторов, так что его структура вам знакома.
Беседа:
1) Какие обозначения есть в учебнике?( с.2) Где мы найдем памятки разборов? (с.210).
2) Что такое орфограмма? Где мы можем посмотреть орфограммы, изученные в 5-6 кл? (форзац)
3)Где мы можем посмотреть написание неизвестного слова? А если мы не знаем его толкование? (орфографический словарь, толковый словарь).
4) Какие орфографические и толковые словари вы знаете? (демонстрация имеющихся словарей учителем).
5) Как вы найдете в учебнике нужную тему или нужный раздел? (с помощью содержания).
2. Изучение нового материала.
1. Знакомство с эпиграфом.
Ребята, прочитайте два высказывания Ушинского и Белинского.
1) О чем эти высказывания? (язык меняется постоянно, меняется вместе с народом, язык и народ неразрывно связаны между собой, нет языка – нет народа, нации).
2) Что вы знаете об авторах высказывания?
Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1871) – русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Белинский Виссарион Григорьевич(1811-1848) – русский мыслитель, критик.
3) Эти высказывания – эпиграфы к нашему уроку. Что такое эпиграф?
Эпиграф - предпосланный произведению или его части текст, которым автор поясняет, выражает свой замысел, свою цель, ведущую идею. Помещается в верхнем правом углу. В кавычки эпиграф не заключают, так как он выделен самим положением. (Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.).
2. Работа с учебником.
Слово учителя: В мире насчитывается примерно 3000 языков. Цифра неточная, так как не всегда ясно, что перед нами – два разных языка или наречия одного. Языки, произошедшие от общих предков, являются родственными. Выделяют несколько языковых семей, самая большая из них – индоевропейская. В эту семью входит славянская группа. До V-VI в. Нашей эры был один общеславянский язык, затем он распался на много разных языков, которые и образовали эту славянскую группу.
А) Читаем текст упражнения 1 и заполняем таблицу.
Славянская группа |
Восточнославянские языки | Западнославянские языки | Южнославянские языки |
Русский Украинский Белорусский | Польский Чешский Словацкий | Болгарский Сербскохорвацкий Словенский Македонский |
Б) Работаем с упражнением 2 по заданию.
- Почему славянские языки называют родственными?
(Родство языков проявляется в звучании, общности корней, суффиксов, приставок, грамматических значений и форм).
Русский язык | Украинский язык | Белорусский язык |
ночь | нiч | ноч |
голова | голова | галава |
сон | сон | сон |
день | день | дзень |
3. Лекция с элементами беседы.
Итак, все в природе меняется, развивается. Меняется культура, появляется новая техника, меняется сам человек. Язык тоже меняется. Ведь это живое явление. Он живет, формируется и может даже умереть, как это случилось с латинским и древнегреческим языками. Их называют мертвыми. Но как ничто в природе не исчезает бесследно, так и языки древних языков сохраняются в языках существующих. Многие слова имеют латинские и древнегреческие корни.
Например, корен «гео» (греч. «земля»), лог (греч логос - «слово»).
-Вспомните слова с этими корнями? (география, геология, геометрия, филолог, логопед и т.п.).
-А такие слова как телевизор, мобильник, процессор, интернет. Этих слов совсем недавно в русском языке не было. Это заимствованные слова. Они появились совсем недавно вместе с новыми явлениями нашей жизни. Такие слова называются неологизмами.
Неологизм –( греч., от neos «новый», и logos «слово») новые слова, входящих во всеобщее употребление.
- Какие еще новые слова вам известны?(дискета, флешка и т.д.)
- Как вы думаете, почему появились неологизмы? (Образуются новые явления, появляется необходимость дать этим явлениям название).
Новые слова часто с трудом приживаются в русском языке. Например, когда –то слово «промышленность» и «общество» были неологизмами. Их ввел в язык Н.М. Карамзин. Еще раньше в русский язык вошли слова «компас», «гавань» и «матрос», они вошли в употребление при Петре I.
Иногда давно знакомые слова приобретают новое значение. Так произошло, например, со словом «спутник».
- Что значит слово спутник?
Изначально спутник – тот, кто совершает путь, едет или идет вместе с кем-либо. В XX веке у слова появилось новое значение – космический летательный аппарат. Это связано с освоение космоса. Именно в таком значении слово «спутник» и переняли другие языки мира.
Жизнь меняется, а значит и исчезают понятия, бытовавшие прежде. Кто знает, что такое конка, ям, ликбез? (Ответы дети смотрят в толковом словаре).
Конка - общественный транспорт в к. XIX – н. ХХ вв., представляющий собой специальный вагон, движущийся по рельсам, который тянут лошади.
Ям - почтовая станция.
Ликбез- 1. Ликвидация безграмотности 2.перен. Сообщение самых необходимых, начальных сведений о чём-н., обучение элементарным навыкам.
-Как называются слова, вышедшие из употребления, устаревшие? (Архаизмы – греч. archaismos, от archaios старый, древний).
Вывод: Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменения участвует каждый говорящий на русском языке. Поэтому от нас зависит, каким будет наш родной язык.
-Что необходимо для того, чтобы сберечь язык, сохранить его красоту и величие? (говорить правильно, соблюдать литературные нормы).
Литературная норма-норма, определяющая образцовое употребление языковых средств.
4. Подведение итогов. Домашнее задание.
1) Что нового узнали на уроке?
2) Что понравилось, было интересным, что нет?
Домашнее задание: упражнение 6, написать сочинение – рассуждение на тему русский язык «живой, как жизнь».