СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С природой на «Вы» (о правилах поведения в природе)

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи педагога: помочь учащимся осознать свое отношение к природе,совместно вывести правила поведения в природе, помочь  учащимся понять, как и почему надо к ней бережно относиться.

Просмотр содержимого документа
«С природой на «Вы» (о правилах поведения в природе)»

С природой на «Вы» (о правилах поведения в природе)

Автор: Пешко О. С., учитель истории,

педагог дополнительного образования.

Ты открой мне природа объятья, чтоб я слился с красою твоей!

И. Бунин

Цели:

обобщить и закрепить знания учащихся о правилах поведения в природе.

Задачи:

  • Помочь учащимся осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться.

  • Развивать умения учащихся работать с дополнительной литературой, информацией, работать в команде.

  • Формировать навыки безопасного поведения.

  • Расширить знания о профессии эколога.

  • Дать представление о нравственной стороне отношения к природе, воспитывать чувство прекрасного к представителям флоры и фауны.


Оборудование: мультимедиа с презентацией, записи с голосами птиц, картинки с изображением растений и птиц.

1. Предварительная работа: разделить отряд на две группы; первая группа разрабатывает правила поведения в природе (используя дополнительную литературы, интернет-ресурсы) и озвучивают их. Педагог должен быть готов назвать те правила, которые не назвали дети. Представители другой группы готовят стенгазету или коллажи по данной тематике.

Педагог:

Сегодня мы поговорим о правилах поведения в природе, об элементарных экологических запретах, тех, следование которые должны стать нормой поведения каждого человека. Каждый из участников предложит нам свои правила поведения, а мы их соберём и сложим из них брошюру «С природой на Вы».

2. Основной этап:

2.1.Правила поведения в природе:

Вы пришли в гости к её Величеству Природе!

1-ое правило. В лесу и в парке старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, животные.

2-ое правило. Не шуми в лесу, парке! Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

3-ое правило. Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев!

Листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви.

Некоторые люди нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям, вызывая заболевания и даже гибель дерева.

4-ое правило. Не допусти пожара! Не разводи костёр. Костёр можно разводить в установленных местах под присмотром взрослых соблюдая строгие правила. Помни, что не правильно разведённые костры, не потушенные, непогашенные окурки сигарет – частая причина пожаров, наносящих непоправимый ущерб природе.

5. Убери за собой мусор!

5-ое правило. Не собирай березовый сок! Помни, что это вредит дереву.

Берёзовый сок продают в магазинах. Значит, можно его собирать? Нет, в парках, пригородных лесах самовольный сбор сока запрещен. Промышленная же его заготовка проводится в тех местах, где лес отведен под вырубку. Ведется она по определенным правилам с помощью специальных приспособлений, так, чтобы ущерб дереву был минимальным; немалую часть сока заготавливают на вырубках из пней. Самовольный же его сбор наносит большой вред здоровью дерева.

6-ое правило. Не рви в лесу, на лугах цветов! Пусть красивые растения останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

В местах, наиболее посещаемых людьми, многие растения исчезли навсегда…

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Заготавливать можно те растения, которые многочисленны. Но и эти растения нужно собирать так, чтобы в местах сбора большая их часть оставалась нетронутой. Разумеется, сбор лекарственных растений должен проводиться под присмотром взрослых.

8-ое правило. Съедобные грибы, ягоды, орехи собирай правильно! Не ломай веточек. Не вытаптывай ягодник. Сохраняй грибницу!

9-ое правило. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе! Некоторые люди пренебрежительно относятся к несъедобным, а особенно к ядовитым грибам. Так же плохо относятся к старым червивым съедобным грибам. Встречая такие грибы, они стараются уничтожить их (сбить, раздавить). Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются важным компонентом леса. Своей подземной частью – грибницей – они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Будь уверен в том, что гриб действительно съедобный!

10-ое правило. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Некоторые люди боятся пауков, другие ими просто брезгуют. Жизнь пауков полна интересных подробностей. Сети пауков, да и сами они по-своему красивы. А польза от них в том, что хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

11-ое правило. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых! Ты ловишь их для сиюминутной прихоти, развлечения. Помни, что в неволе они долго не живут. Некоторые создают из насекомых коллекции. Знай, что этим нарушаешь установившийся баланс флоры и фауны.

12-ое правило. Не разоряй муравейники!

Колонии этих насекомых - совершенно необходимая часть лесной фауны, они выполняют множество экологических функций. Недаром муравьёв прозвали санитарами леса. Муравьи всеядны - это универсальные хищники и падальщики. Активно поедая личинок вредных насекомых - жуков, бабочек - они принимают участие в регулировании их количества и сохранении леса. За сезон один большой муравейник лесных муравьев уничтожает от 100 тыс. до 1 млн. насекомых.

13-ое правило. Береги лягушек, жаб и их головастиков!

Я расскажу вам о пользе лягушек и жаб. Но до сих пор многие относятся к ним с отвращением. Животных этих издавна не любят и даже боятся. Говорят, что жаба якобы выпускает яд, когда ее берут на руки, но это неверно. Ни убить, ни отравить жаба и лягушка не могут. И бородавок от них не бывает, хотя яд у жаб действительно есть. Но они никогда не пользуется им для нападения. Лягушки приносят большую пользу сельскому хозяйству. Они уничтожают насекомых – вредителей растений. За сутки лягушка в среднем съедает 1-2 г пищи, жаба – до 8 г.

Лягушки полезны и тем, что уничтожают комаров, мух, слепней, оводов, которые летом досаждают людям и животным.

Большую пользу приносят озёрная и прудовая лягушки тем, что поедают хищных водяных жуков и их личинок. Эти жуки уничтожают мальков рыб. Выходит, что лягушки спасают мальков.

Лягушки полезны и в медицине. Оказывается, лягушки выделяют вещества, которыми можно лечить заболевания сердца, органов дыхания и кожи.

Обладают лягушки и бактерицидными свойствами: в деревнях издавна клали их в свежее молоко, чтобы оно дольше не скисало. Почему? Потому что кожа выделяет особое вещество, убивающее бактерии и грибы, в том числе и молочнокислые.

14-ое правило. Не убивай змей, даже ядовитых! Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.

15-ое правило. Не лови диких животных и не уноси их домой!

Человек- потребитель по природе, и побывав на природе, он старается что-то или кого-то из неё унести, что ящерицы, ежи, некоторые рыбы, птицы нередко Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Лучший «дом» для диких животных – лес, луг, водоем, а в наших домах можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком.

16-ое правило. Не подходи близко к гнездам птиц! Не разоряй птичьи гнезда! По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Помни, разбив яйца птиц, ты убил не вылупившихся цыплят!

17-ый докладчик.

2.2. Педагог: Давайте посмотрим, что вы отразили в своих стенгазетах и коллажах, что хотели этим сказать!

Обсуждение подготовленных ранее стенгазеты и коллажей по данной теме.

2.3. Прослушать записи с голосами птиц, ответить картинки с изображением растений и птиц.

2.4. «Примерь профессию на себя!». Беседа о значимости профессии эколога.

3. Заключительный этап:

Педагог:

Сегодня мы с Вами научились правильно и грамотно вести себя в природе. Я очень надеюсь на то, что озвученные нормы поведения в природе вы возьмете себе за простую и естественную привычку. И природа скажет нам «Спасибо!».

Рефлексия: нарисовать радугу из семи полосок, очерёдность цветов – в зависимости от того, как менялось ваше рабочее настроение по ходу игры.




3