СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сезонные явления в природе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Сезонные явления в природе"

Просмотр содержимого документа
«Сезонные явления в природе»











Конспект урока по Окружающему миру по теме «Сезонные явления в природе»





















Выполнила:

Фадеева Кристина Михайловна









Натальин Яр 2022

Ход урока.

I.Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, ребята, садитесь.

II.Актуализация знаний и мотивация

Подведение к теме. Целеполагание.

-Ребята, взгляните на экран. Что необычного в этой фотографии? (сразу все 4 времени года).

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею – молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвертая рыдает.

(Зима, весна, лето, осень)

Верно. Отгадайте, о каком времени года идет речь?

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня …

(Зима) (слайд)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …

(Весна) (слайд)

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке…

Как зовется время это?

Угадать нетрудно …

(Лето) (слайд)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я …

(Осень) (слайд)

- Что объединяет все слова-отгадки?

III.Постановка учебной задачи

Объяснение нового материала.

Исходя, из отгаданных загадок, сформулируйте тему нашего урока. (Природа и ее сезонные изменения). Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Познакомиться с природой и ее изменениями; научиться распознавать природу по ее признакам).

- Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в природе в разные времена года. Нам нужно вспомнить их и доказать, что каждое из них прекрасно по-своему.

-Чтобы всем веселее работалось, я предлагаю всем закрыть глаза и послушать отрывок из музыкального произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года».

Сейчас мы с вами прослушали отрывок музыкального произведения «Октябрь. Осенняя песня». Октябрь - это месяц какого времени года? (Осень). Скажите, какие вы знаете признаки осени? (деревья желтеют, листья опадают, дожди льют чаще, появляются первые заморозки)

Какие времена года вы знаете? (Осень, Зима, Весна, Лето).

– Сейчас будете работать в парах . Каждая пара будет описывать одно из времен года. Запомните, первый ряд, будет обсуждать и выявлять признаки «Зимы», второй ряд – «Весны»; третий ряд – «Лето» (Пара должна выявить не менее 2 сезонных явлений.

Н а п р и м е р. Зима: 1) идет снег; 2) вода замерзла на реке, превратилась в лед.)

- Вы большие молодцы! Справились!

Ребят, скажите а времена года относятся к живой природе или не живой? (живой)

А куда мы отнесем человека? К живой или неживой природе? (Человек – часть живой природы).

IV.Открытие нового знания

Идем с вами дальше, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Когда это бывает?» Я вам читаю текст, а ваша задача вставить подходящие по смыслу слова-отгадки и сказать в какое время года такое явление бывает:

1)Деревья сбросили наряд, обнажённые стоят. А что за чудо? Как цветок, на ветке маленький… (Листок, осень).

2)Появился из-под снега, Увидал кусочек неба. Самый первый, самый нежный, Чистый маленький... (Подснежник, весна).

3)Много снега намело.

Птичкам стало голодно. Мастерю для них кормушку,

Дам им зёрен, дам ватрушку. (Синица, зима).

Работа с доской.

- Посмотрите изображения, которые здесь есть.

- Что объединяет рисунки? (На них изображена одна и та же местность).

- Что мы видим на переднем плане? (Речку, поле, березу, кустарники, зайца)

- Что мы видим вдалеке? (лес, на небе солнце)

- Чем отличается один рисунок от другого?

- По каким признакам определили время года?

- На каком рисунке изображена весна.

(Грачи на пашне, деревья и кустарники только одеваются листвой, маленький зайчонок. Шутливый разговор грачей).

- Покажите, где изображено лето?

- По каким признакам узнали лето?

(Деревья в пышном зеленом наряде, на поле зреет урожай, бурый подросший заяц).

- Покажите осень.

- Какие приметы осени мы видим на картинке?

(Пожелтевшая листва, листопад, улетают птицы, уборка урожая на поле, серо-белый заяц).

- Покажите зиму.

- По каким признакам определили зиму?

(Деревья голые, река покрыта льдом, поле запорошено снегом, заяц в белой шубке).

- А теперь обратите внимание на солнце.

Как вы считаете, с чем связана температура на Земле? (С вращением земли вокруг солнца; высота солнца над землей в разное время года, но в одно и то же время суток).

Просмотр видеофрагмента.

Сейчас давайте с вами посмотрим видеофрагмент и ответим на вопрос «Почему на Земле происходит смена времени года»?»

V. Физкультминутка

А теперь пришло время отдохнуть, встаньте со своих рабочих мест и повторяйте движения за мной.

Молодцы, садитесь!

V.Первичное закрепление во внешней речи

- Предлагаю поработать в группе по 4 человека. (Класс делится на шесть групп, каждая получает задание).

Итак, ребята, на ваших столах вы можете увидеть карточки с признаками времени года. Ваша задача, определить какое это время года и какие признаки будут являться лишними в нем.

(Зима – падает снег; животные изменили свою шубку; птицы улетают; реки покрыты льдом; дети пускают кораблики по воде (лишнее)).

Весна – тает снег; возвращаются перелетные птицы; появляются подснежники; на деревьях появляются почки, затем листочки; дети катаются на лыжах(лишнее)).

Лето – можно ходить в легкой одежде; поспевают в садах плоды; солнце светит больше по времени; животные готовятся к спячке (лишнее)).

Осень – сбор урожая яблок; дети плавают в речке (лишнее) ; чаще льют дожди; деревья желтеют, а листья опадают.).

VI.Самостоятельная работа

Для того, чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, предлагаю вам черно-белые картинки. Вы должны раскрасить картинки, так, чтоб было понятно какое время года, вы, выбрали. Давайте проверять, что у вас получилось. А как вы определяете время года? Какие признаки вам помогли распознать какое это время года?

VII. Подведение итогов.

О чем мы сегодня с вами говорили? (О природе и ее сезонных изменениями)

Какие цели ставили на урок? Мы их достигли?

VIII.Рефлексия деятельности

Сейчас каждый из вас оценит работу на уроке.

Спасибо за урок! До новых встреч!