СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ОГЭ по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Итоги государственной аттестации позволяют сделать выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, тем самым, повышается ответственность учителя-предметника за качество подготовки учащихся на ступени основного общего образования.     

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ОГЭ по географии»

Система подготовки к ОГЭ по географии


Итоги государственной аттестации позволяют сделать выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, тем самым, повышается ответственность учителя-предметника за качество подготовки учащихся на ступени основного общего образования.

К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие учащиеся выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география не входит.

Географию в основном сдает, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс успешно закончить девять классов и получить специальность по желанию, к сожалению это они осознают только перейдя в 9 класс.

Что мешает подготовке?

  • Неуверенность; отсутствие желания учиться; заниженная самооценка;

  • Негативное отношение к экзамену; низкий уровень вычислительных навыков; слабая сформированность понятий и определений; наличие «пробелов».

Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий, например за счет внеурочной деятельности.

Свою работу по подготовке к ОГЭ я бы начала с того что познакомила учащихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Ребята должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.

Познакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «Решу ОГЭ»)

Затем проведу входную контрольную работу (как правило это пробная версия ОГЭ).Эта работа даст возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять, что умеют учащиеся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Диагностика

Важное значение имеет диагностика . Первая и последующие работы позволят проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Я провожу диагностику и затем выстраиваю график, который наглядно показывает какое количество баллов было набрано учеником за 1, 2 и последующие работы.

Данный график даёт возможность увидеть не только сколько баллов заработал ученик той или иной работой но и какие задания у него не получаются. Что даёт возможность ещё раз проработать проблемные вопросы. С помощью графика мы показываем учащимся и их родителям объективную картину подготовки к ОГЭ. Что даёт дополнительный стимул к дальнейшей работе по предмету.

« Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например страны – соседи 1 порядка) (№2).

На некоторые темы например «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) я использую пошаговую инструкцию.


Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование на самоподготовке и в домашних заданиях материалов КИМов.

В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ.

После изучения, повторения каждой темы решаем тематические тесты.

Преимущества тематического теста: в нём собраны разные задания по одной теме; на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста; по такому тесту удобно проводить повторение; осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.

Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. Ведь 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа, это задания которые требуют умения использовать одновременно несколько карт, методом наложения. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к учащимся. 
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика.

При подготовке применяю информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

Например, «Мульти-Россия» – цикл коротких пластилиновых мультфильмов о разных регионах нашей страны, длительностью одна минута. Его ведущим стал Медведь-краевед. (задания 20,30). Смотрят, вспоминают главное, лучше усваивается материал.

При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся, а этому тоже стараюсь научить.

Для самостоятельной работы над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам, а потом сдают зачет по выполнению алгоритма заданий.

Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. Данная система мероприятий способствует повышению качества подготовки и приводит к положительным результатам при сдаче ОГЭ.

Накануне пробного экзамена знакомлю учащихся со стратегией работы на экзамене, которая должна помочь правильно распределить время, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности. Она включает 3 этапа работы. Первый этап - отмечай верное и пропускай то, что сложно.

Второй этап – проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй географические атласы.

Третий этап - проверяй сделанное и угадывай то, что не знаешь.

Человек достигнет результата, только делая что-то сам...

 (Александр Пятигорский, русский философ).