Система работы педагогического коллектива по подготовке учащихся к ЕГЭ
Заместитель директора по науке
ГОУ СОШ №157 им. К.А. Керимова Емельянова Е.А.
К актуальным вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ относятся:
- организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;
- мониторинг качества образования;
- психологическая подготовка к ЕГЭ .
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Содержание информационной деятельности по вопросам ЕГЭ
В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ выделяется три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами:
1) Информирование учителей на административных совещаниях
- нормативно-правовые документы по ЕГЭ;
- о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, в округе; в городе;
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
- проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ;
- творческая презентация опыта по подготовки учащихся к ЕГЭ (на методической или научной конференции в рамках школы);
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся);
- психологические особенности 11-классников.
3) Обучение учителей на семинарах и курсах по вопросам ЕГЭ.
Содержание информационной работы с учащимися:
1 ) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные ЕГЭ и тренировочные работы по различным предметам.
5) В библиотеке:
- папка с материалами по ЕГЭ (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ, перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по подготовке к экзаменам);
- стенд с пособиями по ЕГЭ.
Содержание информационной работы с родителями учащихся:
1 ) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного ЕГЭ.
- пункт проведения экзамена, вопросы проведения пробного ЕГЭ.
2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог)
Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ.
- Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания) (по И. Ивлиева, В. Панасюк, Е. Чернышева).
- Мониторинг качества образования – "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования. Мониторинг качества образования – комплекс информационно-оценочных средств и структурированных процессов по поводу состояния качества системы образования (по В.И. Воротилов, В.А. Исаев).
Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает следующие направления деятельности:
- посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;
- включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;
- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ;
- широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;
- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ , оценок по контрольным работам , оценок по самостоятельным работам, результаты пробного ЕГЭ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за организацию ЕГЭ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.
Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:
- системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);
- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).
Виды деятельности учителя по подготовке к ЕГЭ
- Выявление общих и индивидуальных затруднений обучающихся.
- Разработка образовательной технологии подготовки к ЕГЭ.
- Совершенствование форм и методов обучения.
- Формирование общеучебных навыков, ключевых компетенций.
- Формирование целевых групп, определение «групп риска».
- Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
- Проведение консультаций по предмету.
- Подготовка и периодическое обновление стенда «Готовимся к экзамену».
Технология деятельности учителя-предметника по подготовке выпускников к ЕГЭ (этапы)
Анализ реальных образовательных возможностей обучающихся;
прогнозирование возможных затруднений в выполнении КИМов по предмету; планирование ожидаемых результатов ЕГЭ .
Диагностико-
прогностический
Целеполагание
Определение системы целей и
задач по предмету, индивидуальных
образовательных целей обучающихся.
Планирование
Календарно-тематическое
и поурочное планирование,
Планирование индивидуальной
траектории обучающегося .
Технология деятельности учителя-предметника по подготовке выпускников к ЕГЭ (этапы)
Представление образовательного
процесса в виде целостной
системы учебных занятий,
использование
современных технологий
Конструирование и
реализация учебных занятий
Мониторинговые срезы по
спецификации ЕГЭ.
Анализ образовательного
потенциала обучающегося.
Анализ педагогической
деятельности.
Контрольно-регулировочный
и рефлексии
Психологическая подготовка к ЕГЭ
- Психологическая подготовка учащихся может осуществляться в форме спецкурса (или элективного курса). Цели такого курса: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
- Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.
- Педагог - психолог может проводить индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
- Мини-тренинг «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»
- Тренинг «Уверенность»
- Программа психолого-педагогических занятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену
- Занимательный аутотренинг. Игры и упражнения в обучении технике релаксации .
- Психотренинг: игры и упражнения
Основные направления работы классного руководителя
- Формирование позитивного отношения к новой форме аттестации.
- Осуществление постоянной связи между субъектами данной системы: обучающиеся – родители - учителя-предметники – классный руководитель .
- Ориентировка учеников на активное действие как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
- Оказание всесторонней помощи выпускникам на протяжении всего периода подготовки к ЕГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры.
Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками
- Совместное обсуждение и предложение к планированию форм контроля, близких к новой форме аттестации.
- Организация психолого-педагогических консилиумов.
- Проведение малых педагогических советов.
- Осуществление систематического взаимодействия: Учитель- предметник - Классный руководитель - Ученик - Родители.
- Содействие классного руководителя в систематическом повторении всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах.
Совместная деятельность классного руководителя, ученика и родителей
- Изучение нормативно - правовой базы ЕГЭ.
- Тематические беседы, родительские собрания о режиме труда и отдыха выпускников.
- Практикумы по профессиональному самоопределению старшеклассников. Определение предметов по выбору.
- Изучение результатов педагогических, социальных и психологических диагностик и обсуждение обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья ребёнку.