Свою работу как классного руководителя с родителями веду в трех направлениях:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации).
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел).
3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе управляющего совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета класса).
Основные задачи:
повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания ребенка в семье и школе;
содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение отцов и матерей в жизнедеятельность класса;
выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
пропаганда опыта успешного воспитания.
Перед началом учебного года обязательно повторяю правила взаимодействия с семьями учащихся (приложение №1).
Следующий этап — информирование родителей о воспитательной концепции школы, о ее Уставе, о педагогических позициях классного коллектива, о методике воспитания, целях и задачах личностного и духовного развития обучающихся; особенностях школьной деятельности коллектива, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Информированность такого плана всегда чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, предает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.
Чтобы увлечь детей, мотивировать их родителей к совместной деятельности, новый учебный год я обычно начинаю ярко. Первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на него часто приглашаются и родители (приложение №2). Родители не просто зрители, они — и участники представления, и жюри!
Памятки и полезная информация есть на каждом собрании (приложение №3). Внимание и предупредительность возможных проблем – вот что нравится родителям.
В своей работе применяю как индивидуальные, так и коллективные формы взаимодействия.
К коллективным формам взаимодействия школы и семьи отношу:
- классные родительские собрания, на которых обсуждаются насущные проблемы классного и родительского коллективов;
- вечера вопросов и ответов с привлечением учителей-предметников, школьного психолога;
- презентации, которые подготавливают как педагоги, так и члены семьи (приложение №4 на диске);
- привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций;
- участие родителей в подготовке и проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися (приложение № 5);
- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.
Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями использую:
- индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, в результате которой согласованно составляется программа педагогических действий с конкретным обучающимся;
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями (темы родительских собраний в воспитательном плане).
На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Направляя деятельность родителей в процессе его подготовки, стараюсь, чтобы оно не сводилось к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск (приложение №6). Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др. (приложение №7: материалы родительского собрания «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка»).
Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организовываю специальные встречи с отцами детей, провожу собрания «Роль отца в воспитании детей».
Индивидуальные тематические консультации.
Считаю, что успешное консультирование строится на доверительных отношениях, взаимоуважение, заинтересованности, компетентности. Примерная тематика консультаций для родителей: «Ребёнок не хочет учиться. Как ему помочь?», «Единственный ребёнок в семье», «Пути преодоления трудностей в воспитании», «Грубость и непонимание в семье», «Талантливый ребёнок в семье», «Вредные привычки. Как с ними бороться?» и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Правила взаимодействия с семьями учащихся
1. Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет!
2. Не беседуй с родителями второпях, на бегу!
3. Разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
4. Умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
5. Не спеши с выводами! Обдумай хорошо то, что ты услышал!
6. То, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!
7. Готовясь к встрече с семьей ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!
8. Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями, как для родителя, так и для ученика!
9. Если ты не можешь решить проблему, извинись перед родителями и предложи им обратиться к специалистам!
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Материалы родительского собрания
«Воспитание ответственного отношения к учению» 24.03.2017
1. Памятка
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как помочь ребенку в учебе
Никакого насилия.
Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на его ошибки и объясните непонятное, а затем попросите его сделать все на черновике, который он вначале проверит сам, а потом даст посмотреть вам.
Устные предметы пусть перескажет, скажите, что вам это тоже интересно знать. Если трудно пересказывать, надо текст на абзацы и попросить ребенка задать вопрос каждому абзацу, а потом ответить самому на этот вопрос.
Помните: в вашем контроле за подготовкой к урокам должны главенствовать только доброта, терпение. Результата сразу может и не быть, а уверенность должна быть ежедневно.
2. Памятка
СОВЕТЫ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Как повысить свою успеваемость
1. Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий. Лучше заниматься в прохладной комнате при хорошем освещении и выключенных радио, телевизоре.
2. Относитесь к тому, что вам задают, как дополнительной возможности повысить самодисциплину и подготовить себя к будущей трудовой деятельности.
3. Если есть возможность, ежедневно делайте уроки в одно и тоже время. Регулярные занятия войдут в привычку – у вас появится больше желания учиться.
4. Составьте план изучения предметов. Не изучайте подряд два схожих по тематике предмета (например, два иностранных языка).
5. Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задания большие.
6. Если нужно прочесть много материала, сделай это в следующем порядке. Сначала просмотри то, что тебе надо прочесть. Пробеги глазами заданный материал, обращая внимание на подзаголовки, схемы, таблицы, карты и так далее, чтобы получить общее представление. Затем задай вопрос к подзаголовкам или начальным предложениям абзацев (это поможет тебе сосредоточиться на читаемом материале). Теперь приступай к чтению и постарайся найти ответы на свои вопросы. Прочитав один или несколько абзацев, перескажи их, не подглядывая в книгу. После того как прочтешь весь материал, повтори прочитанное: перечитывая заголовки, старайся вспомнить их содержание. Такая система поможет тебе качественно усвоить материал.
7. Сопоставляйте новые знания с тем, что уже известно вам. Тогда знание перерастет в понимание.
8. Не бойтесь «двойки»! Полученная двойка может послужить тебе хорошим уроком, побудит тебя сделать выводы и постараться исправить плохую оценку.
9. Родители имеют право знать, как ты учишься. Если у тебя плохие отметки, родители вправе принять какие – то меры.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
В
стреча на классном часе «День интересного человека» с дедушкой учащегося нашего класса Муртазаева А., Военным Мустафой, активистом крымскотатарского народа.
Родители учащихся класса проводят новогодний праздник.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Материалы родительского собрания
«Особенности общения с детьми-старшеклассниками» 23.12.2016
Задание родителям:
Вставьте пропущенные слова или фразы в неполные предложения, таким образом будет составлен вами
КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ
• Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают________________________________________, несмотря на недостаток времени.
• Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не ______________, не ____________________, не ____________________.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать _________________________________________________________.
• Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они ____________________ и создают ______________для формирования __________________________________________________________________.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ ______________________________. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают __________________ и сами ________________________________________ относятся к своим родителям.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность ___________________, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
• Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они __________________________ о школьных днях с __________________________________________________________________.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Материалы родительского собрания «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка» 11.11. 2016
Приглашение на родительское собрание
Уважаемые родители!
Нет неувлекательных специальностей.
Есть лишь пассивные люди,
не способные увлечься тем,
что перед ними.
А.Берг
Среди множества принимаемых человеком решений самую важную роль играет выбор жизненного пути. Потребность этого выбора возникает тогда, когда человек начинает осознавать себя в обществе и размышлять о своих потребностях. Ученые считают, что человек живет ради самореализации. Занятие наполняет жизнь смыслом, помогает ощутить себя ценным, значимым в обществе.
Я ПРИГЛАШАЮ ВАС НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ПОМОЩЬ СЕМЬИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ РЕБЕНКА», КОТОРОЕ СОСТОИТСЯ В ПЯТНИЦУ 24 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА В 18.00 В КАБИНЕТЕ № 38.
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель__________________А.П. Кызылова
2.Предварительная анкета для учащихся
ФИ________________________Класс_____________
Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
2.Кем вы хотите стать? Какую профессию вы бы выбрали?
__________________________________________________________________.
3. Назовите преимущества вашей будущей профессии:___________________
_________________________________________________________________.
4. Назовите минусы вашей будущее профессии:_________________________
__________________________________________________________________.
5. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в выбранной вами профессии:__________________________________________
__________________________________________________________________.
6. Назовите качества характера, которые могут вам помешать приобрести любимую профессию_______________________________________________
__________________________________________________________________.
7. Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии:
- родители
-родственники
-педагоги
-друзья
-знакомые
-книги
-фильмы
-жизненные обстоятельства
-способности
8. Как относятся ваши родители к избранной вами профессии_____________
_________________________________________________________________
3. Анкета для родителей
ФИО________________________________
Обсуждали ли Вы со своим сыном (дочерью) проблему выбора профессии?__________________________________________________
Какую профессию выбирает Ваш(а) сын (дочь)?___________________
Что советуете ему (ей) Вы?_____________________________________
Совпадают ли Ваши интересы и точка зрения на избранную профессию?__________________________________________________
Что является основным Вашим аргументом в выборе профессии вашего ребенка?______________________________________________
Если ребенок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете ли Вы ему препятствовать?____________________
Довольны ли Вы своей профессией?_____________________________
Что повлияло на ваш профессиональный выбор?__________________
____________________________________________________________
Что интересного в вашей профессии?____________________________
____________________________________________________________
Какие минусы своей профессии вы можете назвать?________________
____________________________________________________________
Если бы начать жизнь с начала, вы бы ее поменяли или нет?_________
Хотите ли Вы, чтобы Ваш(а) сын (дочь) продолжил(а) Вашу профессию? Почему?__________________________________________
____________________________________________________________
4. Памятка родителям
Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии
Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т.п.).
Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимы в жизни.
Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
Выбор профессии, связанной с выбором данной профессии друзья.
Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии.
Выбор профессии, определяется материальными соображениями семьи и самого ребенка.
Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе той или иной профессии.
Для выбора будущей профессии ребенок должен знать о себе:
-свои интересы к профессии;
-свои способности;
-свои склонности;
-степень профессиональной пригодности.
5. Памятка родителям
Как стать группой поддержки своему ребенку?
Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка.
В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием, между «Пусть решает все сам!» и «Что он решит без меня!». Различайте, что он уже может, а чему еще только учится.
Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, не испытывает ли он внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям?
Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии.
Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры.