Просмотр содержимого документа
«Система счисления»
УРОК № Тема "Системы счисления"
Цели урока: дать представление о различных системах счислений, созданных человечеством за историю своего развития; научить классифицировать системы счислений на позиционные и непозиционные; научить определять алфавит и основание у позиционных систем счислений, записывать их в свернутой и развернутой формах; способствовать развитию познавательной активности учащихся на уроке, используя мультимедийные средства обучения.
Методы обучения: беседа, обсуждение, контроль, проблема, рассказ, пример.
Тип урока: проверка знаний и объяснение нового материала.
Средства: персональный компьютер, проектор, бланки для ответов (Приложениe 1), ПО: презентации «Тест» (Приложение 2) и «К уроку» (Приложение 3).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
У вас было домашнее задание: повторить основные команды редактирования и форматирования ТП Word. Давайте проверим, как вы освоили эту тему, насколько хорошо вы запомнили последовательности команд для редактирования или форматирования фрагментов текста.
Тест состоит из пяти заданий — пяти слайдов компьютерной презентации «Тест» (Приложение 2). Есть задания с выбором одного правильного ответа, установки соответствий, а также есть задания, где необходимо правильно расставить последовательность команд. Все ваши ответы запишите в специальные бланки (Приложение 1), которые я вам раздал. На каждый вопрос отводится ровно 40 секунд. Удачи!
В бланках не забудьте записать свою фамилию, имя. Бланки передавайте с последних парт на первые.
III. Актуализация.
Вопросы для обсуждения и поддержания беседы.
Как вы думаете, для чего нужны числа?
Что вы знаете об истории возникновения чисел?
Какие числа мы с вами используем? Какие еще знаете?
Сколько цифр используется в 10-й системе счисления?
Почему назвали эту систему 10-й?
Почему именно 10?
Что было бы, если бы за основу взяли бы 5 пальцев?
А внутри компьютера, какая система счисления используется?
IV. Объяснение нового материала.
Запишите в тетрадях тему «Системы счисления (СС)».
Рассмотрим два числа: 444 и XXX. Что они означают? Каково значение каждой цифры в каждом числе? Зависит ли значение цифры от того, где она стоит в числе?
Вывод: в 10-ой СС значение цифры зависит от его позиции в числе, а в Римской СС — не зависит.
Посмотрите на экран (демонстрация презентации «К уроку», 2 слайд; Приложение 3). Нарисуйте в тетрадях схему.
Рассказ о классификации СС.
Рассказ о Римской СС (обозначения, правило записи чисел, история; Приложение 4)
Позиционные СС (основание, алфавит). Заполнение таблицы (демонстрация презентации «К уроку», 3 слайд; Приложение 3).
Свернутая и развернутая формы записи числа. Рассмотрим два примера (демонстрация презентации «К уроку», 4-5 слайды; Приложение 3). Учащиеся записывают примеры в свои тетради.
V. Закрепление.
Решение задач около доски (демонстрация презентации «К уроку», 6-7 слайды; Приложение 3).
Умножение или деление числа на величину основания СС. Вывод.
Перечисление чисел в 10-ой, 8-ой, 2-ой и 16-ой СС. Вывод.
VI. Домашнее задание.
п. 4.1.1 (учебник «Информатика и ИКТ», Н.Д. Угринович), читать, ответить на вопросы, выучить определение СС;
№ 4.1, 4.2, 4.3 (II), 4.5;
Найти информацию о СС (при помощи энциклопедий или Интернета).
VII. Итоги урока.