Схема анализа работы классного руководителя.
Этапы анализа
Подготовительный этап – классный руководитель определяет цель и задачи анализа, разрабатывает программу его проведения.
Основной этап – осуществляется сбор и систематизация информации, анализ и оценка состояния и результатов воспитательной работы всеми участниками воспитательного процесса (учащимися, их родителями, учителями, друзьями класса).
Заключительный (рефлексивный) этап – классный руководитель оценивает всё получившиеся, устраняет фактические и стилистические неточности, вносит коррективы и дополнения, оформляет анализ в виде документа.
Структура анализа воспитательной работы с классом
1. Анализ поставленных целей и задач:
насколько они были целесообразно поставлены;
соответствовали ли им выбранные направления и формы работы;
есть ли результаты в решении поставленных задач, насколько они эффективны.
2.Анализ развития учащихся:
есть ли подвижки в интеллектуальном, нравственном, физическом развитии учащихся, повысился ли уровень их воспитанности;
изменились ли и в какую сторону их познавательные интересы; продвинулись ли они в социокультурном развитии;
есть ли успехи и достижения в разных видах деятельности;
как обстоят дела с учащимися «группы риска»;
каковы их ценностные ориентиры;
каков микроклимат в классном коллективе;
повысилась ли активность детей;
все ли проведённые мероприятия были удачны;
что из проведённого понравилось им больше всего и почему;
как участвовали в общешкольных делах;
каковы взаимоотношения учащихся класс друг с другом, с учителями, родителями и другими взрослыми.
3. Выводы:
об удачах, о накоплении положительного опыта;
о неудачах;
о нереализованных возможностях, резервах;
о перспективных целях и задачах.
4. Приложения к анализу:
результаты диагностических исследований, анкетирования, тестирования;
сведения о проведении различных мероприятий;
другие аналитические материалы в виде схем, таблиц, диаграмм и т.п.
Общие правила: при написании анализа воспитательной работы, помните, что он предполагает:
наличие объёма информации;
анализ реализации целей и решения поставленных воспитательных задач;
анализ основных событий и педагогических ситуаций;
анализ уровня развития тех или иных качеств учащихся, уровня воспитанности.
Советы:
подходить к написанию анализа неформально;
продумывать чёткую структуру;
наполнять содержанием;
учитывать мнение учеников, родителей, учителей, общественности;
не путать анализ воспитательной работы с отчётом о проведённой воспитательной работе.
Уровень воспитанности ребёнка определяем, исходя из:
его внешнего вида;
психического и физического здоровья;
поведения;
качества участия в деятельности, организуемой в классе;
взаимоотношений в классном коллективе;
ценностных предпочтений;
отношения ребёнка к себе.
Главное в анализе воспитанности – увидеть динамику личностного роста ребёнка: каким он был вчера, каков сегодня, каким будет завтра.
Форма отчёта по планированию и анализу воспитательной работы с классом.
1.1. План работы с классным коллективом
на 200__/ 200__ учебный год
Анализ работы за предыдущий учебный год
В течение года решались следующие задачи:
1.1. Для решения этих задач были проведены следующие мероприятия:
Класс, Ф.И.О. кл. рук. | Тематические классные часы | Экскурсии, походы | Посещение выставок, музеев, театров | Занятость в блоке дополн. образов. | Интересные дела класса | Работа с родителями |
| | | | | | |
1.2. В результате в конце года получены следующие результаты:
На уровне класса | На уровне школы | На уровне района | На уровне области |
| | | |
Например:
- открытые мероприятия;
- участие в школьных мероприятиях;
- экскурсии; экскурсии по школе ( в мастерские, ориентировка в школе, в библиотеку, музей и т.д.);
- районные мероприятия;
- классные праздники;
- спортивные мероприятия, соревнования ( результаты);
- посещение районной библиотеки, кружков; экскурсии по району, области.
ИТОГ: ( достижение поставленных задач воспитания) Необходимость работать в следующем направлении:
1.3. Не получилось ( почему):
На уровне |
класса | школы | района | области |
| | | |
Необходимость работать в следующем направлении: _______________________________
_____________________________________________________________________________
2. Взаимодействие с семьей
Содержательный блок | Вовлечение родителей во внеурочную деятельность | Взаимодействие с общественными организациями родителей | Родительские собрания | Семейные праздники |
| | | | |
3. Социально-педагогическое взаимодействие
Содержательный блок | Психолого-педагогическая помощь (совместная работа с психологом) | Совместная работа с социальным педагогом | |
| | | |
4. Работа с учителями, преподающими в классе
Содержательный блок | Посещение различных уроков (дата, ФИО учителя, предмет) | Приглашение учителей на родительские собрания (ФИО) | Совместная работа с социальным педагогом | Приглашение учителей на беседы с родителями отдельных учащихся (ФИО учителя, ФИ ученика) |
| | | | |
6. Работа с ученическим самоуправлением класса
Содержательный блок | Должность | Фамилия, имя | Проделанная работа | Другое |
| | | | |
Задачи на учебный год
Задача классного руководителя состоит в репродуцировании следующих требований:
своевременное и качественное выполнение домашних заданий; дежурство по школе,
по классу; участие во внеклассных мероприятиях; воспитание социально адаптированного
человека; человека, умеющего работать над собой; подлинно образованного человека; культурного человека; создание условий для развития личности.
Каждый учащийся – личность.
Развитие самооценки учащегося.
Развитие творческой активности.
Развитие памяти, мышления, внимания, речи.
Воспитание в детях уважительного отношения к труду других людей.
Воспитание доброго отношения к родителям.
Умение жить в коллективе, считаться с его мнением.
Воспитание уважения к себе, другим людям.
Задачи на 200__/200__ учебный год
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
Анкета для учащегося
Цель: получить информацию для анализа и планирования воспитательной работы на следующий период
Какие классные дела в этом учебном году показались тебе самыми интересными? Почему?
В каких из них ты непосредственно участвовал как организатор? Просто был участником? Был зрителем?
Какие прошедшие в учебном году мероприятия ты считаешь скучными, формальными, от которых следовало бы отказаться в новом учебном году?
Что нового ты предлагаешь включить в план работы класса на будущее?
В каком деле сам можешь принять участие в качестве организатора?
Что тебя не удовлетворяет во взаимоотношениях одноклассников? Учеников и учителей?
Что ты считаешь главным достижением нашего классного коллектива?
Как ты считаешь: жизнь в классе стала более (менее) интересной? Почему ты так думаешь?
Если хочешь, подпишись. Спасибо.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Примерные группы формулируемых воспитательных целей и задач
Формирование желаемых качеств поведения (вежливость, дисциплинированность, организованность, культура поведения);
Формирование определённых черт личности (трудолюбие, доброта, патриотизм, сострадание, милосердие, заботливость, любознательность)
Развитие глубинных характеристик личности (базовых потребностей и способностей, осознание своего Я, саморазвитие);
Формирование социального опыта школьников (опыт общения, умение взаимодействовать, руководить и подчиняться);
Формирование ценностных ориентаций (создание условий для личностного роста);
Создание условий для чего-либо (для саморазвития, творчества, коллективизма, для формирования патриотизма).
Совсем не обязательно, чтобы в плане были обозначены все вышеперечисленные группы задач – нужно взять только то, что необходимо для конкретного класса, с учётом особенностей, возможностей и потребностей учеников. (Их потребности – в здоровье, в успешности, в безопасности, в защите, в уважении, в самореализации, в радости и т.д., и т.д., и т.д.)
Общая структура перспективного плана воспитательной работы с классом
I. Характеристика класса и анализ состояния и результатов воспитательной работы с классом за прошедший период.
II. Основные цели и задачи.
III. Основные направления и дела
IV. Индивидуальная работа с учащимися.
V. Работа с родителями.
VI. Диагностико-аналитическая деятельность.
VII. Планы-приложения
Календарный план работы классного руководителя
(на месяц или на четверть)
Направления работы | Задачи | месяц | Место | Предполагаемый результат | Достигнутый результат | Выводы |
план | факт |
Организация детского коллектива | | | | | | | |
Организация деятельности органов самоуправления | | | | | | | |
Работа с родителями | | | | | | | |
Индивидуальная работа с уч-ся | | | | | | | |
классные дела | | | | | | | |
Участие в общешкольных делах | | | | | | | |
Перспективный план работы классного руководителя
Направления работы | 1 четверть (семестр) | 2 четверть (семестр) | |
Задачи | Содержание | Результат | Задачи | Содержание | Результат | |
Классные часы | | | | | | | |
Работа органов Самоуправления | | | | | | | |
Общие классные дела | | | | | | | |
Участие в общешкольных делах | | | | | | | |
Работа с учителями | | | | | | | |
Работа с семьей и общественностью | | | | | | | |
Работа с учениками | | | | | | | |
Диагностика | | | | | | | |