Пояснительная записка
к анализу воспитательной работы
классного руководителя.
Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников.
Педагог, планируя свою деятельность работы с классным коллективом по разным направлениям, создает целостную и оригинальную систему. Ставит цели и задачи для реализации авторского замысла.
Особенно продуктивными являются результаты диагностики, мониторинга и анализа собственной деятельности, что позволяет классному руководителю прогнозировать дальнейшие шаги в своей воспитательной практике.
Затем на основе анализа всех направлений воспитательной работы определяются цели и задачи на предстоящий год, планируется перечень необходимых мероприятий.
Анализ воспитательной работы – это не констатация: что-то сделал, что-то не успели сделать.
Анализ воспитательной работы – это:
выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудачи;
это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе.
Анализ работы способствует повышению качества воспитания. Повышать качество можно:
Анализ воспитательной работы состоит из 3-х частей:
Анализ результатов в воспитании и развитии детского классного коллектива, эффективности конкретных мероприятий, повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуального, нравственного, эстетического, а также мировоззренческого развития.
Анализ уровня воспитанности класса.
Самоанализ своей педагогической деятельности (успехи или неудачи в методической работе с классным коллективом, родителями, в организации своего труда и т.п.).
Анализ воспитательной работы с классом
(_____/______уч.г.)
Класс_____________________
Ф.И.О. классного руководителя______________________________________________________
Характеристика класса. Общие сведения
Количество учащихся в классе:
Возрастной состав:
| _____________ год | ______________ год | _______________год |
Девочки | | | |
Мальчики | | | |
Итого | | | |
Дата образования классного коллектива:
Сменность классных руководителей:
Родители:
Служащие________________________________________________
Рабочие _________________________________________________
Предприниматели_________________________________________
Безработные______________________________________________
Пенсионеры ______________________________________________
_________________________________________________________
Жилищные условия:
проживают в коммунальных квартирах (количество)___________________;
в отдельных квартирах ____________________________________________;
арендуют жилье _________________________________________________;
в своих (загородных) домах ________________________________________.
________________________________________________________________.
Количество детей в семьях |
1 ребенок | 2 ребенка | 3-4 ребенка | 5 и более |
| | | |
Из них:
| Ф.И. ребенка | Дополнительная информация |
Неполные семьи | | |
Семьи опекунов | | |
Многодетные семьи | | |
Учащиеся, у которых оба родителя не имеют работы | | |
Дети-инвалиды | | |
Национальный состав класса
Национальность | Количество |
| |
| |
| |
Учащиеся группы риска (Ф.И.):
Состоят на внутришкольном учете | Стоят на учете в ОДН | Склонны к бродяжничеству | Дети из неблагополучных семей |
| | | |
| | | |
Характеристика социума учащихся (районы проживания, контакты);
Таким образом (количество):
| количество |
Многодетные семьи | |
Неполные семьи | |
Малообеспеченные семьи | |
Учащиеся – инвалиды | |
Семьи опекунов | |
Организация льготного питания. | |
Учащиеся, занимающиеся у логопеда | |
Учащиеся, занимающиеся у психолога | |
Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете («Группа риска») | |
Учащиеся, у которых оба родителя не имеют работы | |
Учащиеся, состоящие на учёте в ОДН | |
Учащиеся, склонные к бродяжничеству | |
Социально-неблагополучные семьи | |
Всего учащихся, обучающихся в классе | |
Анализ развития учащихся класса.
Состояние здоровья учащихся (фамилии):
Сведения об учащихся по состоянию здоровья:
Фамилия, имя | Заболевание | Педагогические действия классного руководителя |
| | |
| | |
| | |
Успеваемость учащихся (указывать предмет):
Отличники | Имеют одну «4» | Хорошисты | Имеют одну «3» | Неуспевающие |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Качество знаний ______________________________________________________________________
Общий интеллектуальный уровень знаний, умений и навыков:
высокий _______________
средний ________________
низкий ________________
Занятость в кружках, секциях и клубах:
(Приложить ксерокопию страницы из классного журнала).
Количественно-качественная характеристика:
Направление деятельности | В _______ №_______ | В других учреждениях |
Гражданско-патриотическое | | |
Экологическое | | |
Технического творчества | | |
Художественно-эстетическое | | |
Спортивное | | |
Предметные кружки | | |
Языковые | | |
| | |
| | |
| | |
Посещение театров, музеев, поездки и походы, экскурсии:
| Мероприятие | Цель | Кол-во учащихся | Результат |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Анализ развития классного коллектива.
Сформированность классного коллектива на начало года и на данный момент (не сформирован, в стадии формирования, сформирован частично, полностью сформирован):
Начало учебного года ___________________________________________________________
Конец учебного года ____________________________________________________________
Структура класса:
Лидеры | Отверженные | Изолированные |
| | |
| | |
| | |
| | |
Сплоченность коллектива класса:
а) Структура класса:
группы по интересам; месту жительства; положительного характера; отрицательного характера;
микрогруппы в коллективе, причины их появления, влияние на коллектив в целом;
кто стоит во главе этих групп;
любят ли вместе проводить время в школе, вне ее (степень самостоятельности);
коммуникации между мальчиками и девочками;
б) Ценности класса:
переживают ли удачи и неудачи вместе, болеют ли за свой коллектив.
основные ценностные приоритеты класса;
уровень воспитанности учащихся класса;
коммуникативная культура учащихся (в классе, в параллели, в школе);
способы решения конфликтов в коллективе;
мнение педагогов о классе в целом и об отдельных учащихся.
в) Актив класса:
учитель возглавляет работу сам, раздает задания, поручения;
дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий;
есть ли учащиеся, постоянно входящие в актив;
у какой категории класса лидеры групп имеют авторитет;
круг каких вопросов решает.
Деятельность в классном коллективе:
Направление | Название мероприятий | Задачи, которые решались | Результативность |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Участие детей в делах класса:
Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей | Сколько детей имели поручения |
| |
Участие класса в общешкольных делах:
Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей | Сколько детей имели поручения |
| |
За прошедший учебный год заслуживают поощрение:
Фамилия, имя ребенка | За что получил поощрение |
| |
| |
| |
| |
| |
Перечислите все формы воспитательной работы, которые Вы использовали (классные часы, беседы, собрания, КТД и т.д.).
Перечислите использованные методы работы (личный пример, убеждение, разъяснение, игра, соревнования, постановка перспективы, упражнения и т.п.).
Назовите имена детей, которые наиболее активно участвовали в общественной жизни класса.
Какие направления в работе с детьми вам особенно удаются?
Что у вас не получается в работе с детьми? Почему, по- вашему, не получается?
Анализ индивидуальной работы:
Ф.И. ученика | Причина | Что сделано | Результат |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Работа с родителями
Дайте оценку активности и «включенности» родителей в жизнедеятельность класса, в чем конкретно участвовали родители, какую помощь они вам оказали в воспитательной деятельности?
Назовите родителей «неравнодушных», самых активных. Назовите членов родительского комитета класса и направления их работы.
Темы и цель родительских собраний:
№ | Тема собрания | Цель | Количество родителей |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Направление работы с родителями | Формы работы | Название мероприятия | Кол-во родителей |
Диагностика | | | |
Психолого-педагогическое просвещение | | | |
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | | | |
Индивидуальные встречи с родителями учащихся:
Ф.И. ученика | Причина | Результат |
| | |
| | |
| | |
| | |
Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса, с родительским активом:
Причина | Ф.И. ученика | Что сделано | Результат |
| | | |
| | | |
| | | |
Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
Какие формы, виды, методы работы используются для развития познавательных интересов, для положительной мотивации учения?
С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в минувшем году.
Результаты решения воспитательных задач прошлого года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.
Как цели, поставленные классным руководителем, соответствуют общешкольным целям воспитания.
Какие приоритетные цели и задачи были поставлены в начале учебного года при планировании воспитательной работы с классом? Выполнены они? Какие основные мероприятия способствовали этому? Если не выполнены, то укажите причины.
Выводы:
Удачи и находки, накопленный положительный опыт;
Отрицательные моменты в организации жизни класса и воспитании учащихся;
Нереализованные возможности и неиспользованные резервы;
Перспективные цели и первоочередные задачи на ближайший учебный год.
3