Гориванова Т.В.
учитель физики МФОУ «МПЛ»
Урок по теме: «Сообщающиеся сосуды и их применение».
Цели урока:
Образовательная: содействовать формированию понятия о сообщающихся сосудах и их свойствах, уметь их различать, научить выделять существенные признаки сообщающихся сосудов и применять их при выполнении практических заданий.
Воспитательная: формировать потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета, содействовать формированию чувства прекрасного у учащихся, раскрытию их креативного воображения, духовному росту.
Развивающая: развитие кругозора учащихся, знакомство их с практическим применением свойства сообщающихся сосудов.
Оборудование:
U- образная трубка или две стеклянные трубки, соединенные резиновым шлангом с зажимом посередине, жидкости (вода, подсолнечное масло) стеклянные сообщающиеся сосуды разной формы, жидкостный манометр.
Диск «Уроки физики «Кирилла и Мефодия» 7-8 класс», урок № 13.
Видеоролик «Фонтаны»
Ход урока:
Организационный момент: Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных.
Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся, актуализация знаний.
- Какую общую тему изучаем на последних уроках?
- «Давление»
- Мы знаем о существовании давления твердых тел, о давлении в газах и жидкостях, умеем объяснять причину давления и вычислять его. Сегодня, изучая тему «Сообщающиеся сосуды», мы узнаем что-то новое о давлении. Эти знания сможем применить при объяснении явлений и законов природы, которые наблюдаем повседневно.
Отдельным учащимся выдаются индивидуальные карточки, с остальными проводится фронтальный опрос по пройденной теме.
Как читается закон Паскаля?
По какой формуле можно найти давление?
По какой формуле рассчитывается сила давления?
Как определить давление жидкости на любой глубине в ней?
От чего зависит давление в жидкости?
3. Объяснение нового материала (беседа).
Рыбак для сохранения пойманной рыбы сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если спустить ее в воду?
- Учащиеся делают вывод, что лодка не утонет, если уровень воды в углублении не
будет превышать уровня края лодки.
- Углубление в лодке и уровень самой реки можно считать сообщающимися сосудами.
Как тогда можно сформулировать определение сообщающихся сосудов.
Делаем совместный вывод:
Сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися.
На демонстрационном столе стоят предметы – сосуды. Задание: выбрать из них сообщающиеся и назвать их (желающие ученики выходят к доске и выбирают все сообщающиеся сосуды). Объяснить, по каким признакам их отобрали (должно быть несколько больше 2-х сосудов с общим дном).
Учащимся предлагается привести еще примеры сообщающихся сосудов.
Опыт № 1: Учащиеся наливают воду в один из 2-х сосудов, уровень жидкости одинаков.
- Что вы видите, опишите
- Какой делаем вывод?
- В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.
- Почему уровень поверхности одинаков?
-Т.к. давление на общую площадь соприкосновения одинаково).
Р=рgh,
р=соnst, g=соnst, h1=h2,
следовательно р1=р2.
Опыт № 2: Учащимся предлагается в сообщающиеся сосуды налить разные жидкости: воду и подсолнечное масло, равного объема.
- Что вы видите, опишите.
- Какой делаем вывод?
- В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Т.к. р1=р2, где р1=р1gh1 и р2=р2gh2 , то р1gh1=р2gh2 или р1h1=р2h2,
следовательно р1/р2=h1/h2.
Уровень высот отсчитывается от поверхности соприкосновения жидкостей друг с другом.
Опыт № 3: Учащимся предлагается одно из колен сообщающихся сосудов закрыть пробкой и объяснить, почему не выполняется условие равновесия.
- Что вы видите, опишите.
- Какой делаем вывод?
Применение:
Учащимся предлагается макет действующего фонтана, необходимо объяснить принцип действия фонтана.
Видеоролик «Фонтаны»
Рефлексия
Учащимся предлагается поработать с уроком № 13 с диска «Уроки физики «Кирилла и Мефодия» 7-8 класс», выполнив тестовые задания.
Итоги урока, домашнее задание, выставление оценок.
Предлагается дома изготовить макет фонтана.