СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сообщающиеся сосуды и их применение»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Сообщающиеся сосуды и их применение»»

Гориванова Т.В.

учитель физики МФОУ «МПЛ»

Урок по теме: «Сообщающиеся сосуды и их применение».


Цели урока:

  • Образовательная: содействовать формированию понятия о сообщающихся сосудах и их свойствах, уметь их различать, научить выделять существенные признаки сообщающихся сосудов и применять их при выполнении практических заданий.

  • Воспитательная: формировать потребности в новых знаниях, успешности усвоения предмета, содействовать формированию чувства прекрасного у учащихся, раскрытию их креативного воображения, духовному росту.

  • Развивающая: развитие кругозора учащихся, знакомство их с практическим применением свойства сообщающихся сосудов.



Оборудование:

  • U- образная трубка или две стеклянные трубки, соединенные резиновым шлангом с зажимом посередине, жидкости (вода, подсолнечное масло) стеклянные сообщающиеся сосуды разной формы, жидкостный манометр.

  • Диск «Уроки физики «Кирилла и Мефодия» 7-8 класс», урок № 13.

  • Видеоролик «Фонтаны»


Ход урока:

  1. Организационный момент: Приветствие, проверка готовности, отчет дежурных.


  1. Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся, актуализация знаний.

- Какую общую тему изучаем на последних уроках?

- «Давление»

- Мы знаем о существовании давления твердых тел, о давлении в газах и жидкостях, умеем объяснять причину давления и вычислять его. Сегодня, изучая тему «Сообщающиеся сосуды», мы узнаем что-то новое о давлении. Эти знания сможем применить при объяснении явлений и законов природы, которые наблюдаем повседневно.

Отдельным учащимся выдаются индивидуальные карточки, с остальными проводится фронтальный опрос по пройденной теме.

  • Как читается закон Паскаля?

  • По какой формуле можно найти давление?

  • По какой формуле рассчитывается сила давления?

  • Как определить давление жидкости на любой глубине в ней?

  • От чего зависит давление в жидкости?

3. Объяснение нового материала (беседа).

  • Учащимся предлагается следующая задача:

Рыбак для сохранения пойманной рыбы сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если спустить ее в воду?


- Учащиеся делают вывод, что лодка не утонет, если уровень воды в углублении не

будет превышать уровня края лодки.

- Углубление в лодке и уровень самой реки можно считать сообщающимися сосудами.

Как тогда можно сформулировать определение сообщающихся сосудов.

Делаем совместный вывод:

Сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называются сообщающимися.


  • На демонстрационном столе стоят предметы – сосуды. Задание: выбрать из них сообщающиеся и назвать их (желающие ученики выходят к доске и выбирают все сообщающиеся сосуды). Объяснить, по каким признакам их отобрали (должно быть несколько больше 2-х сосудов с общим дном).

Учащимся предлагается привести еще примеры сообщающихся сосудов.


  • Опыт № 1: Учащиеся наливают воду в один из 2-х сосудов, уровень жидкости одинаков.

- Что вы видите, опишите

- Какой делаем вывод?

- В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне.

- Почему уровень поверхности одинаков?

-Т.к. давление на общую площадь соприкосновения одинаково).


  • Попробуем доказать это предположение (совместная деятельность):

Р=рgh,

р=соnst, g=соnst, h1=h2,

следовательно р1=р2.


  • Опыт № 2: Учащимся предлагается в сообщающиеся сосуды налить разные жидкости: воду и подсолнечное масло, равного объема.

- Что вы видите, опишите.

- Какой делаем вывод?

- В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.


  • Докажем это: по закону сообщающихся сосудов.

Т.к. р1=р2, где р1=р1gh1 и р2=р2gh2 , то р1gh1=р2gh2 или р1h1=р2h2,

следовательно р1/р2=h1/h2.

Уровень высот отсчитывается от поверхности соприкосновения жидкостей друг с другом.


  • Опыт № 3: Учащимся предлагается одно из колен сообщающихся сосудов закрыть пробкой и объяснить, почему не выполняется условие равновесия.

- Что вы видите, опишите.

- Какой делаем вывод?


  1. Применение:

  • Учащимся предлагается макет действующего фонтана, необходимо объяснить принцип действия фонтана.

  • Видеоролик «Фонтаны»


  1. Рефлексия

  • Учащимся предлагается поработать с уроком № 13 с диска «Уроки физики «Кирилла и Мефодия» 7-8 класс», выполнив тестовые задания.

  1. Итоги урока, домашнее задание, выставление оценок.

Предлагается дома изготовить макет фонтана.