| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему: «Методика обучения грамоте младших школьников»
Подготовила
студентка Ш-42 группы
Склярова Ольга
Ейск, 2022г.
Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.
Задачи периода обучения грамоте:
сформировать элементарный навык чтения и письма;
развитие фонематического слуха
Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.
Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:
1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)
Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.
С чем знакомимся? (языковые понятия)
Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль – схема предложения – её оформление (мысль началась, мысль закончилась), с помощью мыслей выражаем чувства, знаки препинания в конце предложения(?,!, ., …)
Слово
Слог - делим слово на слоги разными способами (хлопки, подбородок, скандирование – ребёнок сам выбирает удобный способ)
Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.
Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.
Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос
Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.
Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:
усвоение учащимися нового термина;
активная умственная деятельность учащихся;
организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;
2-3 физминутки.
Виды деятельности учащихся в подготовительный период:
Фонетическая работа:
выделение предложений из речевого потока;
выделение отдельных слов в предложении;
скандирование слов, выделение слогов;
сравнение по размеру предмета и слова;
выделение ударного слога;
подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
упражнения в звукоподражании;
выделение первого (последнего) звука в слове;
подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);
выделение каждого звука в слове;
определение на слух количества звуков в слове;
выделение в слове гласных (согласных) звуков;
объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)
Лексическая работа: знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.
Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.
Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.
2 этап – буквенный
Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.
На данном этапе проводятся уроки двух типов:
введение нового звука,
урок закрепления.
Структура урока введения новых звуков и букв
1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.
Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.
Приемы:
- Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.
- Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.
- Упражнения в слышании звука в других слова; придумывание слов с данным звуком (в разных позициях).
- Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.
- Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»
2-й этап: Знакомство с новой буквой.
Задачи: овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным образом печатных букв.
Приемы:
- Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).
- Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).
- Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на условный значок в звуковой модели.
- Введение новой буквы в буквенную запись слова; помещение на «Ленту букв» или в «Город букв».
3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.
Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.
Приемы: анализ и синтез.
4-й этап: Чтение слов с новой буквой.
Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.
Приемы:
- Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь непонятное слово; прочитай и найди лишнее слово).
- Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.
- Выяснение (уточнение) лексического значения слов.
- Печатание и составление слов из разрезной азбуки.
- Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквенного состава слов.
- Сравнение слов по разным основаниям (лексическому значению, звуковому, слоговому и буквенному составу).
- Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).
- Составление словосочетаний и предложений с данными словами.
- Пропедевтические наблюдения над лингвистическими особенностями слов (например: рана-ранка, санитар - санитары; гриб – грибной - грибники и т.д.).
- Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печатаются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что может быть нарисовано на рисунке в рамке.
5-й этап: Чтение букварного текста.
Задачи: формирование механизма чтения и приемов понимания прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.
3 этап - послебукварный
Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.
Письмо
Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.
Сознательный характер письма состоит в следующем:
а) в правильном соотнесении звука и буквы;
б) соблюдении ряда графических и орфографических правил;
в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.
Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Методы обучения письму:
Копировальный метод – обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом
Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей.
Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.
Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки.
Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.
Методические приемы обучения письму.
показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);
списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);
копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);
воображаемое письмо (письмо в воздухе);
анализ формы буквы;
письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);
анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).
Структура урока письма.
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.
2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.
3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.
4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.
5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.
6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).
8. Письмо соединений (слогов) различными способами.
9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.
10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.
11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.