СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии во внеурочной деятельности перспективы и направления развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные технологии во внеурочной деятельности перспективы и направления развития

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии во внеурочной деятельности перспективы и направления развития»

ДОКЛАД

"СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ"

Педагог дополнительного образования: Тютюник Н.В.

«...очень важно научиться пользоваться

 всеми новыми технологиями.

Это задача номер один не только для учащихся,

но и для учителей».

Д.А. Медведев

В настоящее время перед российской системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания, этнической принадлежности и религиозных убеждений. Создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику является ключевой задачей на пути перехода к информационному обществу.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Этот процесс инициирует:

  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;

  • внедрение разнообразных видов самостоятельной деятельности по обработке информации;

  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Массовое внедрение ИКТ в сфере образования и науки, использование нового образовательного контента и новых технологий образования, в том числе технологий дистанционного образования влечет за собой изменение самой парадигмы образования, изменение стандартов и требований, методик преподавания, и как следствие, требует изменения самой стратегии развития образования. Мировая практика развития и использования ИКТ демонстрирует в первую очередь явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества. Вместе с этим меняются содержание образования, используемые в нем методики, дидактические подходы, технологии и стили.  Специалисты, которые будут использовать в образовательном процессе весь этот арсенал средств, должны, прежде всего, обладать высоким уровнем фундаментальной подготовки в области ИКТ,  иметь необходимые психолого-педагогические знания для эффективного осуществления всех функций, связанных с использованием средств ИКТ.

Рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе

Внеурочная деятельность

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Мировой и российский опыт показывают, что использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно заниматься дополнительным образованием, самообразованием. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений, между школьниками и педагогом с целью создания коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Учитывая перечисленные особенности, перед педагогами ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей:

  • повышение эффективности и качества внеурочной деятельности;

  • активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеурочной деятельности школьников;

  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных;

  • усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеурочных мероприятий;

  • закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

  • развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:

  • вовлечение школьников в построение единого информационного пространства;

  • формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

  • формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

  • развитие познавательной и творческой активности учащихся;

  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

  • развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;

  • организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

  • развитие информационных ресурсов учреждения внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

  • развитие способности свободного культурного общения;

  • обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

  • всестороннее развитие личности ребенка;

  • организации содержательно досуга детей и молодежи.

На что направлена внеурочная работа.

Внеурочная работа направлена на решение следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной Я-концепции, характеризующейся следующими факторами:

 а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей;

б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

в) чувством собственной значимости.

Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, то есть, положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.

2. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества.

3. Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения. Во внеурочной работе усваиваются моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности

5. Развитие познавательного интереса. Данная задача внеурочной работы отражает преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеурочная работа связана с учебно-воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.

6. Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.

Перечисленные задачи определяют основные направления по организации внеурочной деятельности. В реальной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями группы учащихся и поставленной задачей.

Развитие личности лучше всего реализуется в конкретной, целенаправленной деятельности. Чем шире такая деятельность, чем ближе эта деятельность к реальной действительности, чем больше направленности на конечный результат, тем активнее выделяется творческая самостоятельность ребёнка, тем больше у него стимул повысить свой образовательный уровень, научиться конкретному делу, приобрести достаточно много универсальных знаний, не только помогающих ему в работе, но и способствующих его индивидуальному развитию.