СПП с придаточными обстоятельственными.
Цели:
- закрепить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными;
- дать общее представление о придаточных обстоятельственных;
- формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность (подготовка к ОГЭ);
- воспитывать в детях хорошие качества человека, как милосердие.
Организационный момент.
(Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку и пр.)
Чтобы у нас у всех сегодня на уроке было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.
На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.
- «Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.
II. Актуализация знаний
1. Составить предложения по схемам, определить вид придаточных предложений.
А) [ Гл. ], (Где …),
Б) [ Сущ. ], (которая …).
2. Игра
По отрывкам предложений определить, какие из них СПП, а какие ССП.
А) … был там, а они …
Б) … за хвост, который …
В) … бежали, и волк …
Г) … увидел, как ветер …
III. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, посмотрите на этот цветок, какой он? Да, он бесцветный. А давайте украсим яркими цветами лепестки. Сейчас я вам зачитаю сложные предложения, которые находятся на лепестках цветка, а вы попытайтесь соотнести термины с этими предложениями.
Я очнулся, когда солнце светило уже высоко. (СПП с прид. времени)
Он мечтал прожить жизнь так, как его отец. (СПП с прид. сравнения)
Она прожила эту жизнь настолько прекрасно, насколько хотелось бы каждому созданию. (СПП с прид. Образа действия и степени)
Он смотрел туда, откуда послышался смех. (СПП с прид.места)
Если вы согласны, то поехали в город. (СПП с прид.условия)
Мне хорошо, потому что я достигла мечты. (СПП с прид.причины)
Мы должны усердно готовиться, чтобы хорошо сдать экзамен. (СПП с прид.цели)
Несмотря на преграды, мы сможем. (СПП с прид.уступки)
Им сейчас не до меня, так что я пойду. (СПП с прид.следствия)
- Что у них общего, ребята? На вопросы какого члена предложения отвечают все придаточные? (обстоятельства)
- Да, молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Какова цель нашего урока, ребята? Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.
- Давайте еще раз посмотрим на цветок и повторим, какие виды обстоятельств существуют (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки, следствия)
- А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)
- Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.
- Теперь давайте обратимся к учебникам и карточкам-таблицам, которые находятся перед вами.
Вид придаточного | Чем прикрепляется? | Примеры |
Образа действия или степени | Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др. | Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. |
Места | Где, куда, откуда | Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод. |
Времени | Когда ( когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др. | Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. |
Условия | Если (если…то), когда, раз и др. | Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. |
Причины | Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др. | Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. |
Цели | Чтобы, для того чтобы и др. | Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. |
Сравнения | Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др. | Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло. |
Уступки | Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни | Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. |
Следствия | Так что | Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. |
IV. Закрепление.
1) Определите вид придаточных предложений. (устно)
1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища. (образа действия)
2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности. (уступки)
3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза. (степени)
4) Я с удовольствием поговорю, если он - хороший человек. (условие)
5) Там, где родился Разин, робости люди не любят. (места)
V. Физкультминутка.
Я называю слово, а вы должны показать его:
Летать, бежать, прыгать, стирать, наклоняться, тянуться, полоскать, развешивать, кукарекать, сидеть.
Что общего между словами, названными мной? Какую роль они выполняют в языке? В какой роли употребляются сложноподчиненном предложении? (обозначают действия, придают динамичность речи, являются главным словом для многих обстоятельственных придаточных)
2) Запись предложения. Работа на доске.
Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.
- Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)
Словарная работа. Из словаря Ожегова: Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Ребята, вы считаете себя милосердными? Кто в вашем классе является милосердным? Какого человека можно назвать милосердным?
Задания (подготовка к ОГЭ) Индивидуальная работа.
- Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)
- Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)
- Сделать схему предложения [ ], (если … о, о, о ).
- Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)
3) Творческая работа в парах.
Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
4. Групповая работа
Продолжить предложения, сделав их СПП с указанным видом придаточных
а) Несмотря на то что прошёл дождь … (прид. уступки)
б) Я не выучил уроков… (прид. причины)
4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ).
1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.
1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени
1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.
3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели
(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.
4) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
– Спасибо,(1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– Нет,(6) нет,(7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.
5) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.
Взаимопроверка
Ключ
1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3
5) Проблемное задание (при наличии свободного времени)
Прочитать предложение.
Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по – детски радовался, когда я не мог отгадать их.
- Определите вид придаточного: времени или…?
- Попробуйте преобразовать СПП в простое предложение (Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по – детски радовался моему неумению отгадать их).
V. Итоги урока.
Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
Этап рефлексии.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…