СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спряжение глаголов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

Просмотр содержимого документа
«Спряжение глаголов»

Тема урока: «Спряжение глаголов»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цели: познакомить с изменением глаголов по лицам и числам; развивать умение учащихся понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; соотносить формы глаголов с вопросами, на которые они отвечают в определенном лице и числе; определять лицо и число глаголов; оценивать результаты своей деятельности; развивать интеллектуальные способности, воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: индивидуально-раздаточный материал, иллюстрации «Львенок и Черепаха», мультимедийное приложение с записью песенки из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песенку».

1. Орг.момент. Приветствие. (Сели.)

На доске – иллюстрации «Львенок и Черепаха».

Звучит песня из мультфильма «Львенок и Черепаха»

(слайд 1)

Учитель:

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.

Ученики:

Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.

Учитель:

Куда мы с вами попадем –

Узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем

Помощников веселых.

Учитель: Как вы думаете, для чего на доске иллюстрации к мультфильму?

(Выслушивает предположения детей: наши помощники, с чем-то нас познакомят, помогут вспомнить всё, что мы уже знаем о глаголе)

Учитель: вот и первая загадка от Большой Черепахи:

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет. 

Учитель: О какой части речи говорится в этой загадке?

Ученики: О глаголе.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе?

(слайд 2)

Рефлексия. 1-й лепесток.

3. Введение в тему урока.

Учитель: Какие глаголы вы услышали в песенке Львенка и Черепахи?

Лежу, гляжу, …

- Давайте их запишем в тетради. Прежде запишем число, классная работа. Запишите эти глаголы с комментированием «опасных» мест.

-А как Черепаха пела про Львенка? (…, лежит, глядит). Запишите эти глаголы. Подчеркните изученные орфограммы.

(открываю эти глаголы на доске)

Учитель: - К какому времени относятся эти глаголы?

- Это глаголы настоящего времени.

Учитель: - А почему время одно, а форма глаголов – разная?

- Потому что сначала Черепаха говорит о себе, а потом – про Львенка.

Учитель: - Как вы говорите про себя? Какое местоимение можно подставить?

- Местоимение «Я».

Учитель: - К какому лицу относится это местоимение?

- к 1-му.

(открываю табличку)

Учитель: - А как Черепаха говорит о Львенке? Каким местоимением можно заменить обращение?

- Местоимением «ОН».

Учитель: - К какому лицу относится это местоимение?

- К 3-му.

(открываю табличку).

Учитель: - Какой мы можем сделать вывод? Что происходит с формой глагола в зависимости от того, с каким местоимением он употреблен?

- Форма глагола изменяется.

Учитель: - Да, глаголы изменяются по лицам. Какая же тема нашего урока?

- Изменение глаголов по лицам.

Учитель: - Хорошо, я с вами согласна.

(открываю часть темы урока на доске)

Учитель: - Сейчас мы изменяли глаголы какого времени?

- (настоящего)

Учитель: - А давайте проверим, можно ли их изменить в будущем времени? Поставьте эти глаголы в форму будущего времени.

- Полежу, погляжу, полежит, поглядит.

Учитель: - Какой вывод можем сделать? Что мы можем добавить к теме урока?

- Глаголы изменяются по лицам в настоящем и будущем времени.

Учитель: - Что у нас не заполнено в таблице?

- Изменение глаголов во 2-м лице.

Учитель: - Какое местоимение надо подставить? (ТЫ). Измените глаголы.

- Лежит, глядит, полежит, поглядит.

Учитель: - Как вы думаете, как ещё можно изменить эти глаголы?

- Поставить во множественное число.

Учитель: - Назовите местоимения множественного числа.

- (мы, вы, они)

Учитель: - Запишите в тетради наши глаголы, изменив их по лицам, и поставив в настоящее, а затем в будущее время по образцу, который получился у нас на доске.

6 человек (партами) работают у доски, заполняют таблицу.

Учитель: - Давайте проверим, что у вас получилось.

Мн. ч.

Настоящее время

Будущее время

1-е л. (мы)

лежим

полежим

2-е л. (вы)

лежите

полежите

3-е л. (они)

лежат

полежат

Проверка на доске и в тетрадях.

Рефлексия.2-й лепесток.

Учитель: - Что же мы ещё можем добавить к теме нашего урока?

- Глаголы изменяются по числам.

(открываю часть темы урока на доске)

Учитель: - Прочитайте всю тему урока.

- «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени».

Учитель: - Посмотрите, как долго мы её открывали! А ведь это можно заменить одним словом! Откройте учебники на странице 81, прочитайте правило.

4. Работа по теме урока.

- Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.

(открываю тему урока «Спряжение глаголов»)

5. Закрепление полученных знаний.

Работа с учебником (с. 80 упр. 163). По вариантам; самопроверка.

Рефлексия. 3-й лепесток.

Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Понимаем руки мы по команде –раз, (руки вверх)

А над нами весело шелестит листва, ( качаем руками из стороны в сторону)

Опускаем руки мы по команде –два,

Легкие шажки –раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка - раз, два, три. (под счёт наклон головы вперёд)

Мягкая посадка- раз, два, три. (дети тихо садятся)

Учитель:

Мы на солнышке играли, 
Вместе песню распевали.
И составили таблицу 
Изменения по лицам.

6. Закрепление полученных знаний.

Учитель: - У вас на партах лежат карточки № 1, на которых записаны по 2 глагола. Попробуйте их в парах проспрягать.

(карточки: подарю, разрешал

Читаю, показал

Дружу, рассказал

Построю, подарил)

Учитель: - Что интересного вы увидели? К какому выводу пришли?

- Глаголы в прошедшем времени не спрягаются.

Рефлексия. 4-й лепесток.

Учитель:

-У вас на партах – карточки № 2. На них записаны предложения. Объединитесь в группы (правила работы в группе), подставьте на место пропуска подходящее местоимение, укажите число, лицо и время глагола, к которому относится местоимение.

  1. Я спою (ед.ч., 1л., буд.вр.) веселую песенку: «Я на солнышке лежу (ед.ч., 1л., наст.вр.)».

2. «Почему ты лежишь (ед. ч.,2 л., наст.вр.) и поёшь (ед.ч.,2 л., наст.вр.) с открытыми глазами?»

3. Он тоже споёт (ед.ч., 3 л., буд.вр.) песню Большой Черепахи: «Рядом Львёночек лежит (ед.ч., 3 л., наст.вр.)».

4. Мы весело поём (мн.ч., 1 л., наст.вр.) и лежим (мн.ч, 1л., наст.вр.) на солнышке.

5. И вы полежите (мн. ч., 2 л., буд.вр.) спокойно на горячем песке и споёте (мн. ч., 2 л., буд.вр.) песенку Черепахи.

Проверка выполненной работы в группах по образцу на слайде.

Рефлексия. 5-й лепесток.



Задание от Львёнка и Черепахи «Исправь ошибки».

Так ? вместе пели (3л., мн.ч., прош.вр.)и лежали (2 л., мн.ч., наст.вр.) на солнышке. –на оборотной стороне доски. С другой стороны доски – для проверки: «Так (они, мы, вы) вместе пели ( мн.ч., прош.вр.)и лежали ( мн.ч., прош.вр.) на солнышке.»

7. Подведение итогов.

Учитель: Как вы теперь думаете, для чего нам понадобилась песенка Львёнка и Черепахи?

Ученики: Помогла узнать, что такое спряжение глаголов.

Учитель: Совершенно верно, наш урок был посвящён теме: “Понятие о спряжении глаголов”.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Для чего нам нужно знать спряжение глаголов?

Что запомнилось? Понравилось? Не понравилось?

Оцените свою работу на уроке.

(карточки индивидуального оценивания)

Спасибо, вы хорошо потрудились! Прикрепите, пожалуйста, карточки с изображением львёнка на магнитную доску.

Львенок и Черепаха дарят вам на прощание свою песню.

слайд.