СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение понятий

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика сравнение понятий для школьного психолога

Просмотр содержимого документа
«Сравнение понятий»

Методика «Сравнение понятий»

Методика применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева.

Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8‑10 пар слов, подлежащих сравнению.

Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.

  1. Утро – вечер 16. Ворона ‑ воробей

  2. Корова ‑ лошадь 17. Волк ‑ луна

  3. Летчик ‑ танкист 18. Молоко ‑ вода

  4. Лыжи ‑ коньки 19. Ветер ‑ соль

  5. Трамвай ‑ автобус . 20. Золото ‑ серебро

  6. Озеро ‑ река 21. Сани ‑ телега

  7. Река ‑ птица 22. Очки ‑ деньги

  8. Дождь ‑ снег 23. Воробей ‑ курица

  9. Поезд ‑ самолет 24. Кошка ‑ яблоко

  1. Ось ‑ оса 25. Вечер ‑ утро

  2. Обман ‑ ошибка 26. Дуб ‑ береза

  3. Стакан ‑ петух 27. Голод ‑ жажда

  4. Маленькая девочка ‑ большая кукла 28. Сказка ‑ песня

  5. Ботинок ‑ карандаш 29. Корзина ‑ сова

  6. Яблоко ‑ вишня 30. Картина ‑ портрет

Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Она очень удобна при необходимости повторных исследований испытуемых для оценки изменчивости их состояния.

Испытуемого просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие.

Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару ‑ его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по поводу каждой пары.

При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению.