Просмотр содержимого документа
«Сравнение понятий.»
Сравнение понятий. Цель: Методика применяется для исследования мышления больных, процессов анализа и синтеза. Материал:
Набор слов, протокол. Инструкция: Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает Испытуемого просят сказать, "чем похожи и чем отличаются" эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Если больному не сразу понятна задача, можно совместно сравнить какую-либо легкую пару слов.
Предлагая первую несравнимую пару (в данном списке “река – птица”), экспериментатор внимательно наблюдает за мимикой и поведениемиспытуемого. Если он выражает удивление, растерянность или просто молчит, затрудняясь, ему тут же дают пояснение: "Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: "Их сравнивать нельзя". Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару - его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно "несравнимых" пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы "него по поводу каждой пары.
В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.
Обработка результатов: При оценке ответов следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений больного, о склонности его к конкретному мышлению.
1. Утро - вечер
2. Корова - лошадь
3. Летчик - танкист
4. Лыжи - коньки
5. Трамвай - автобус
6. Озеро - река
7. Река - птица
8. Дождь - снег
9. Поезд - самолет
10. Ось - оса
11. Обман - ошибка
12. Стакан - петух
13. Маленькая девочка - большая кукла
14. Ботинок - карандаш
15. Яблоко - вишня
16. Ворона -- воробей
17. Волк - луна
18. Молоко - вода
19. Ветер - соль
20. Золото - серебро
21. Сани-телега
22. Очки - деньги
23. Воробей - курица
24. Кошка - яблоко
25. Вечер - утро
26. Дуб - береза
27. Голод ~" жажда
28. Сказка - песня
29. Корзина - сова
30. Картина - портрет