СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнение понятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение понятий . Тест. 

Просмотр содержимого документа
«Сравнение понятий.»

Сравнение понятий. Цель: Методика применяется для исследования мышления больных, процессов анализа и синтеза. Материал: Набор слов, протокол.

Инструкция: Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает Испытуемого просят сказать, "чем похожи и чем отличаются" эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Если больному не сразу понятна задача, можно совместно сравнить какую-либо легкую пару слов.

Предлагая первую несравнимую пару (в данном списке “река – птица”), экспериментатор внимательно наблюдает за мимикой и поведениемиспытуемого. Если он выражает удивление, растерянность или просто молчит, затрудняясь, ему тут же дают пояснение: "Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: "Их сравнивать нельзя". Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару - его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно "несравнимых" пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы "него по поводу каждой пары.

В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.

Обработка результатов: При оценке ответов следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений больного, о склонности его к конкретному мышлению.























1. Утро - вечер

2. Корова - лошадь

3. Летчик - танкист

4. Лыжи - коньки

5. Трамвай - автобус

6. Озеро - река

7. Река - птица

8. Дождь - снег

9. Поезд - самолет

10. Ось - оса

11. Обман - ошибка

12. Стакан - петух

13. Маленькая девочка - большая кукла

14. Ботинок - карандаш

15. Яблоко - вишня

16. Ворона -- воробей

17. Волк - луна

18. Молоко - вода

19. Ветер - соль

20. Золото - серебро

21. Сани-телега

22. Очки - деньги

23. Воробей - курица

24. Кошка - яблоко

25. Вечер - утро

26. Дуб - береза

27. Голод ~" жажда

28. Сказка - песня

29. Корзина - сова

30. Картина - портрет