Агошкина Надежда Алексеевна
учитель географии
МБОУ СОШ №95 г.Воронежа
Рефлексия как этап современного урока географии
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
С переходом на новые образовательные стандарты достаточно актуальным стал вопрос проведения рефлексии на уроке. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Какие виды рефлексии наиболее эффективны, на каком этапе урока? На практике возможно применение различных вариантов, позволяющих научить детей самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению. Поэтому рефлексию на своих уроках я применяю не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия можно осуществлять по итогам урока и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти и т.п.
Более конкретно поговорим, как это происходит на уроках географии.
СЛАЙД 2
Исходя из классификации видов рефлексии, в начале урока целесообразно проводить рефлексию настроения и эмоционального контакта. Например, (для любой возрастной категории):
Я предлагаю Вам назвать свое имя и так как мы все-таки на уроке географии, любое географическое название: объект, город и т.д., которое начинается на первую букву вашего имени. Начну с себя - Меня зовут Надежда, и мое географическое название на букву «Н»- Норильск, Нил…..
– А, теперь, вы - по очереди. (варианты учеников)
Давайте оценим, насколько успешно мы вспомнили географические объекты. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом веселого смайлика, а если нет, то – грустного.
СЛАЙД 3 Либо еще один вариант:
С этого слайда я начинаю урок по теме «Вода. Гидросфера» в 6 классе. Прошу отгадать тему урока, прочитав загадку и слушая «звук дождя». Ребята безошибочно называют тему урока.
СЛАЙД 4 Изучение России в 8 классе целесообразно начать с такого слайда.
Послушаем стихи о России. Это создает определенный эмоциональный настрой и раскрывает многообразие природы нашей необъятной страны. Вызывает интерес к ее изучению.
СЛАЙД 5
рефлексия деятельности
(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика).
Пример: 8 класс. Тема: «Природные зоны России». Выполните задание.
СЛАЙД 6 Оцените свою работу способом цветограммы (можно в устной форме).
Данный вид рефлексии позволяет осмыслить и оценить результат своей деятельности ученику, а учителю с помощью различных видов рефлексии будет всегда удобно видеть наглядную картину усвоения нового материала.
СЛАЙД 7
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Таких видов рефлексии также можно предложить большое количество. Учитель может менять их в зависимости от силы класса, материала, который изучается на уроке. Приведу собственные примеры: решение задач,
СЛАЙД 8 метод «слепого письма»
СЛАЙД 9 составление синквейна. Это пятистишие можно применять на заключительном этапе урока.
СЛАЙД 10 Пример, 5 класс тема: «Великие путешественники». В итоге получается….
Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что ребята усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы требуют более детальной проработки и повторения.
СЛАЙД 11 Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.
С помощью такого вида рефлексии можно быстро подвести итог урока.
Хотелось бы отметить, что рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.
СЛАЙД 12 Рефлексия – это обязательное условие саморазвития. «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» – Антуан де Сент-Экзюпери.
Закончить хочется следующим, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
СЛАЙД 13 Спасибо за внимание!