СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Рефлексия как этап современного урока географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о применении различных видов рефлексии на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Статья "Рефлексия как этап современного урока географии»

Агошкина Надежда Алексеевна

учитель географии

МБОУ СОШ №95 г.Воронежа


Рефлексия как этап современного урока географии

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

С переходом на новые образовательные стандарты достаточно актуальным стал вопрос проведения рефлексии на уроке. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Какие виды рефлексии наиболее эффективны, на каком этапе урока? На практике возможно применение различных вариантов, позволяющих научить детей  самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению. Поэтому рефлексию на своих уроках я применяю не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия можно осуществлять по итогам урока и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти и т.п.

Более конкретно поговорим, как это происходит на уроках географии.

СЛАЙД 2

Исходя из классификации видов рефлексии, в начале урока целесообразно проводить рефлексию настроения и эмоционального контакта. Например, (для любой возрастной категории):

Я предлагаю Вам назвать свое имя и так как мы все-таки на уроке географии, любое географическое название: объект, город и т.д., которое начинается на первую букву вашего имени. Начну с себя - Меня зовут Надежда, и мое географическое название на букву «Н»- Норильск, Нил…..

А, теперь, вы - по очереди. (варианты учеников)

Давайте оценим, насколько успешно мы вспомнили географические объекты. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом веселого смайлика, а если нет, то – грустного.

СЛАЙД 3 Либо еще один вариант:

С этого слайда я начинаю урок по теме «Вода. Гидросфера» в 6 классе. Прошу отгадать тему урока, прочитав загадку и слушая «звук дождя». Ребята безошибочно называют тему урока.




СЛАЙД 4 Изучение России в 8 классе целесообразно начать с такого слайда.

Послушаем стихи о России. Это создает определенный эмоциональный настрой и раскрывает многообразие природы нашей необъятной страны. Вызывает интерес к ее изучению.

СЛАЙД 5

рефлексия деятельности

(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика).

Пример: 8 класс. Тема: «Природные зоны России». Выполните задание.

СЛАЙД 6 Оцените свою работу способом цветограммы (можно в устной форме).

Данный вид рефлексии позволяет осмыслить и оценить результат своей деятельности ученику, а учителю с помощью различных видов рефлексии будет всегда удобно видеть наглядную картину усвоения нового материала.

СЛАЙД 7

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Таких видов рефлексии также можно предложить большое количество. Учитель может менять их в зависимости от силы класса, материала, который изучается на уроке. Приведу собственные примеры: решение задач,

СЛАЙД 8 метод «слепого письма»

СЛАЙД 9 составление синквейна. Это пятистишие можно применять на заключительном этапе урока.

СЛАЙД 10 Пример, 5 класс тема: «Великие путешественники». В итоге получается….


Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что ребята усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы требуют более детальной проработки и повторения.

СЛАЙД 11 Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.

С помощью такого вида рефлексии можно быстро подвести итог урока.


Хотелось бы отметить, что рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.

СЛАЙД 12 Рефлексия – это обязательное  условие саморазвития. «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» – Антуан де Сент-Экзюпери.


Закончить хочется следующим, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

СЛАЙД 13 Спасибо за внимание!