Статья
«Детское экспериментирование в проектной деятельности»
Удивителен мир детства! Это время знакомства ребенка с окружающим миром, время первых исследований и открытий. Я считаю, что именно в экспериментальной деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить свою любознательность, упорядочить свои представления о мире путем его самостоятельного исследования. Для этого как нельзя лучше подходит метод проектов. Под проектом мы понимаем такую форму организации образовательного процесса, которая позволяет детям совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. При реализации проектов я использую метод экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Цель моей работы: внедрение в активную практику системы работы по экспериментированию дошкольников через проектную деятельность.
Задачи:
Содействовать развитию способности у детей дошкольного возраста к экспериментальной деятельности (определять задачи, высказывать предположения и строить планы по их проверке, выбирать материал и способы действия с ними, доказывать и делать выводы).
Способствовать формированию познавательных способностей, творческого мышления, коммуникативных навыков.
Побуждать детей к самостоятельности, проявлению инициативы.
Способствовать расширению кругозора детей.
Побуждать родителей активно участвовать в совместной экспериментальной деятельности с детьми.
Реализация каждого проекта проходит в три этапа: подготовительный, основной (исследовательский) и заключительный. Отправной точкой для проведения любого проекта является непосредственный интерес детей, который подталкивает их на проявление инициативы. Реализацию проекта я могу начать: с создания проблемной ситуации («Куда исчезла вода из лужи?», «Как обнаружить воздух?»), с появления необычного сюрпризного момента (например, получение письма с невидимыми чернилами), с просмотра и обсуждения мультфильма (например, после просмотра мультфильма «Капитошка» возникают вопросы о круговороте воды в природе, о появлении радуги на небе).
После определения темы проекта, я объясняю ребятам, что наша задача найти ответы на данные вопросы и представить результаты в виде рисунков, схем, доклада, макета, альбома, видеофильма. Совместно с ребятами выясняем «методы исследования»: понаблюдать, спросить у другого человека, провести опыт или эксперимент, почитать в книгах, в интернете.
На основном этапе проекта моя работа строится на взаимодействии с детьми и взаимодействии с родителями. В этот период мы с ребятами проводим самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе. Например, в проекте «Маленькие почемучки» проводим опыты «Разноцветная вода», «Влажный – сухой», «Рисование на песке»; в проекте «Школа волшебства» - опыты с магнитами, со льдом; в проекте «Вокруг света» - опыты «Извержение вулкана», «Торнадо в банке»; в проекте «Я - человек»- опыты «Вкусовые зоны языка», «Холодно - тепло». При их проведении дети пользуются карточками со схематическим изображением последовательности опытов. Результаты своих исследований воспитанники зарисовывают при помощи символов и значков на листе бумаги, что свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления.
Важным компонентом системы работы является самостоятельная экспериментальная деятельность детей, которая невозможна без создания развивающей предметно-пространственной среды. Наш центр экспериментирования постоянно пополняется новым оборудованием, объектами природы, перфокартами, схемами-алгоритмами для опытов. Именно развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательный интерес, активность детей, дает возможность дошкольнику использовать свои способности, стимулирует проявление инициативности, творчества.
Активное взаимодействие с родителями привело к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами с удовольствием включились в экспериментальную деятельность, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство удовлетворения от совместной с детьми работы. В ходе проектов совместно с родителями были оформлены альбомы «Экспериментируем дома», «Наши открытия», созданы макеты «Север», «Юг», «Космос», собрана картотека игр - экспериментов «Занимательный серпантин», копилка материалов «Ларец – кладенец», снят видеофильм «Я познаю мир».
Результаты реализации проектов свидетельствуют об их эффективности. Благодаря сотрудничеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. В процессе проектов у ребят сформировались умения определять задачи, планировать этапы своих действий, находить нестандартные решения. В ходе экспериментальной деятельности воспитанники значительно расширили свои знания о материалах, о природных явлениях, о свойствах воды, песка и глины, о мире растений, о предметном и рукотворном мире.
Список литературы:
1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.-128 с., ил.