СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Экологическое воспитание в школе"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается методика оценочной деятельности педагога в сфере внеурочной деятельности учащихся по экологии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Экологическое воспитание в школе"»

Экологическое образование в МОУ «Красночикойская СОШ № 2»

Веселкова Светлана Георгиевна

Учитель химии и биологии

[email protected]

Красночикойский район расположен в очень живописном месте Забайкальского края. Здесь растут величественные кедры, сосны, лиственницы, ели. В нашей тайге живут многочисленные животные и растения. Если открыть Красную книгу Забайкальского края, можно заметить, что одним из мест обитания многих растений и животных, охраняемых государством, является Красночикойский район. Мы считаем, что наш долг – сохранить природу нашего района. Поэтому так важно в школе экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.

Цель экологического образования – достижение учащимися экологической компетентности, комплексного интегрального качества личности, включающего экологическую культуру, коммуникативные, организационные навыки, навыки самореализации при осуществлении проектов, значимых для социоприродного окружения.

Экологическое образование в нашей школе представлено двумя «ветвями»: основное и дополнительное образование.

В рамках основного образования осуществляется обучение по межпредметным модулям курса «Забайкаловедение». Это модули «Я здесь живу» в 5-х классах, «Живая природа (растения Забайкальского края)» – 6 класс, «Живая природа (животные Забайкальского края)» – 7 класс, предмет «Региональная экология» - 8 класс. Также осуществляется обучение детей в разновозрастных группах (5 – 8 классы) по программам элективных курсов («курсы по выбору»): «Лесная аптека», «Вокруг света» и др.

При оценивании метапредметных результатов экологического образования мы пользовались методикой, описанной в статье «Оценка результатов экологического образования школьников» Сычёвой Олеси Александровны [1]. Смысл этой методики заключается в том, что все достижения учащихся определенным образом классифицированы. В основу классификации положен уровень усвоения содержания учебного материала, при этом учитывалась  целесообразность формирования, в первую очередь, общеучебных умений.

Первый уровень усвоения – описательный (учащиеся выполняют задания описательного характера). На этом уровне учащиеся описывают и воспроизводят факты, сведения, законы, явления, версии, закономерности; различают факты и мнения, на основе внешних признаков сравнивают, классифицируют, обобщают, характеризуют, описывают; приводят примеры факторов, явлений, законов; способны извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, выявлять основную и второстепенную информацию; адекватно, подробно или сжато, выборочно передают содержание текста.

Например: 1) во время экскурсий ребята описывают погодные условия, уровень антропогенного воздействия на изучаемое природное сообщество; осуществляют описание биоценоза по плану.

Второй уровень - объяснительный (умение выполнять задания объяснительного типа, навыки работы с информацией). На этом уровне учащиеся способны объяснять сущность процессов и явлений, специфику, закономерности, необходимость учета норм и правил; устанавливают причинно-следственные связи возникновения и развития явлений; рассматривают различные мнения, точки зрения; выбирают источники информации, осуществляют их внешнюю и внутреннюю критику, анализ; представляют результаты изученного в форме конспекта, схемы, графика, таблицы и т.п.

Например: 1) ситуация: рассматривается участок местности. Учащиеся делятся на группы: первая группа – экологи, их цель – сохранить этот участок нетронутым; вторая группа – строительная компания, которой этот участок подходит для строительства коттеджного поселка; третья группа – представитель фирмы по заготовке какого-то вида ресурсов (древесины, лекарственного сырья, каменного угля и проч.). Во время занятия организуется дискуссия по отстаиванию своих интересов, развивается умение слушать, говорить, убеждать, видеть ситуацию с разных сторон.

2) изготовление листовок, плакатов по теме охраны природы (в 5 классе ребята получили задание придумать и изготовить знаки, призывающие бережно относиться к рекам, озерам, ручьям, минеральным источникам, которые бы можно было разместить в местах, часто посещаемых людьми).

Уровень элементарной деятельности. Этот уровень характеризует умение выполнять задания практического типа. На этом уровне учащиеся осуществляют те или иные поступки, позитивные для социоприродного окружения (как природы, так и общества);
заботятся об окружающей социоприродной среде (реальная деятельность по  улучшению экологической обстановки ближайшего окружения); осуществляют поиск, систематизацию, анализ и преобразование информации, представленной в различных знаковых системах (таблицы, графики, схемы, карты, текст), оценивают эстетический потенциал ближайшего социоприродного окружения и осуществляют деятельность по усилению его значимости; участвуют в диспутах, дискуссиях, обсуждении экологических проблем, формулируют собственную позицию и аргументируют ее на основе знаний по экологии.

Умения эти наиболее ярко ребята демонстрируют во внеурочной деятельности. В рамках дополнительного образования в нашей школе создано и работает 4-й год школьное лесничество. Членами школьного лесничества являются ученики 5 – 10 классов. Участие в работе является добровольным. Работа школьного лесничества заключается в следующем.

Во-первых, создан школьный заказник «Башмачковая роща». На территории заказника ребята осуществляют различные исследования, изучают растения в естественной для них среде обитания.

Во-вторых, ведутся работы по созданию визитной площадки села (находится на въезде в село). Цель – создание кусочка чикойской тайги. Этот масштабный проект сопровождается большой работой, как теоретической, так и практической. Во-первых, нужно изучить видовой состав нашей тайги, сделать подбор видов растений разных жизненных форм. Во-вторых, необходима физическая работа: найти необходимые растения, выкопать их, пересадить на новое место в пределах визитной площадки – то, которое подходит для данного вида лучшим образом, некоторое время наблюдать и ухаживать за ними.

В-третьих, разработан проект создания питомника лекарственных растений, работы по его созданию начнутся в ближайшее время.

Кроме изучения теории и практических работ, школьным лесничеством проводится несколько масштабных мероприятий экологической направленности в год. Самое значимое мероприятие, в подготовке и проведении которого участвуют все члены школьного лесничества – это День кедра. Это общешкольный праздник, который проводится в соответствии с разработанным Положением. Перед проведением праздника все классы получают домашнее задание, состоящее из двух частей:

  1. Литературное произведение (рассказ, стихотворение, легенда, эссе и т. д.);

  2. Поделка из кедрового материала.

Все представленные на конкурс работы оцениваются специально создаваемой для этой цели комиссией по критериям: соответствие теме, эстетичность, оригинальность. Каждый критерий оценивается по 5-балльной шкале, баллы суммируются.

Во время праздника проводится Кедровый марафон. Команда от каждого класса в составе 5 человек должна побывать на 4-х станциях, на каждой из которых необходимо выполнить разнообразные задания: «загадайка», «отгадайка», «перепутаница» и «викторина». Выполнение заданий оценивается по соответствующим критериям.

По итогам проведения праздника все баллы, полученные классом, суммируются, и выявляется Самый кедровый класс года – он получает вымпел, который размещается на классном уголке класса.

Цикл игр «Что? Где? Когда?» для учащихся 6 – 11 классов.

В год проводится три игры по определенной тематике. К каждой игре разрабатывается 10 вопросов, готовится презентация. Примерно за неделю до игры оформляется информационный стенд по теме игры. Ребята готовятся, изучают информацию по заданной теме. Если внимательно читать информацию на стенде, можно найти ответы на 2 – 3 вопроса игры.

Игра проводится следующим образом. Каждый класс формирует команду из 6 человек. Ведущий задает вопрос, на обсуждение которого дается 1 минута. Команды совещаются, записывают ответ на листке бумаги. По истечении минуты ведущий (или его ассистент) принимает ответы, члены жюри фиксируют ответы команд. Помощники (ассистенты) засекают время и осуществляют показ слайдов презентации и сопровождающие вопросы видеоролики.

Ведется протокол каждой игры, по итогам трех игр (осенняя, зимняя, весенняя) присуждается звание самого экологически грамотного класса года.


Уровень проектной деятельности характеризует умение выполнять задания проектного типа – включает все общеучебные умения, ценностно-смысловое самоопределение,  самостимулирование,  рефлексию. На этом уровне учащиеся проектируют собственную траекторию решения экологических познавательных задач, создают творческие работы различных видов; участвуют в групповой исследовательской работе, организовывая работу группы, представляя результаты индивидуальной и групповой работы в формах конспекта, реферата, сочинения, мини-исследования, исследовательского проекта, а также умеют публично презентовать результаты своей работы; проводят экологические исследования социоприродного окружения, готовы к экологически целесообразной деятельности, ведут пропаганду экологически целесообразного поведения.

Учащиеся 8-х и 10-х классов в нашей школе в течение года выполняют проектную работу, которую защищают весной на школьной конференции. Данная работа является обязательной для каждого ученика 8-го и 10-го класса. Каждый ученик выбирает себе научного руководителя и тему своего проекта. Некоторые ребята выбирают темы, связанные с экологическим направлением деятельности. Вот несколько примеров:

  1. Вдовина Дарья «Башмачки пади Веденькино», руководитель – Жарихина В. И, 2015 г.;

  2. Титова Алина «Отражение природы в традициях и обрядах семейских Красночикойского района», руководитель – Ларионова О. В., 2016 г;

  3. Рекунов Егор «Промысловые рыбы Красночикойского района», руководитель – Быкова Л. В., 2017 г.;

  4. Худяков Даниил «Создание электронного туристического путеводителя по Красночикойскому району», руководитель – Андриевская Е. А., 2018 г.;

  5. Лукин Данил «Источники загрязнения воздуха в селе Красный Чикой», руководитель – Жарихина В. И., 2018 г.;

  6. Быкова Кристина и Косарева Екатерина «Вторая жизнь школьной тетрадки», руководитель – Веселкова С. Г., 2018 г.

Учащиеся делятся на 2 – 3 группы, защита проектов осуществляется отдельно у каждой группы, на защите присутствуют руководители проектов и специально создаваемая для оценивания комиссия. Ученики представляют проект, оформленный согласно требованиям, дополнительные материалы (при наличии), осуществляют защиту. После выступления присутствующие задают вопросы выступающему по теме проекта. Руководитель дает краткий отзыв о работе над проектом. Проект оценивается по критериям, разработанным для участия в конкурсе «Шаг в науку». По результатам конференции лучшие работы рекомендуются для участия в районном этапе конкурса «Шаг в науку».

Кроме этого, учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников по экологии, обязательным условием которых является представление исследовательской работы.

Таким образом, в нашей школе детям предоставляется возможность получить весь спектр метапредметных результатов образования через деятельность экологического направления. Каждый последующий уровень деятельности качественно выше предыдущего, поэтому и учителя могут легко определить положение учащегося на пути формирования образовательных результатов, и ученики видят, в каком направлении им следует идти, чтобы совершенствовать свои навыки и умения.

Нами была найдена методика определения уровня сформированности экологической культуры, которая наиболее оптимально подходит под наши условия (представлена ниже). Работа в данном направлении будет продолжаться, развиваться, ведутся поиски новых форм работы (например, в этом году создан филиал школьного лесничества в начальной школе).

Тест "Экологическая культура учащихся" (по О. А. Сычевой)

Ваш возраст (класс) 
Название школы 
Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:

0-1 обозначают отсутствие выраженности качества (0 - полное отсутствие, 1 - слабая степень выраженности),

2-3 обозначают среднюю степень выраженности (2 - ниже среднего, 3 - среднее значение),

4-5 обозначают высокую степень выраженности (4 - высокая, 5 - устойчиво высокая).

I. Экологическая образованность

  1. Как Вы оцениваете собственные экологические знания?

  2. Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих экологических знаний?

  3. В какой мере развитие личности зависит от перспектив взаимодействия между обществом и природой?

  4. В какой степени при выполнении учебно-исследовательской работы (реферат, проект, курсовая работа) Вы раскрываете экологическую значимость решаемой проблемы?

  5. Считаете ли Вы, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на Ваше здоровье?

  6. Как часто Вы используете экологические знания и умения в повседневной жизни (не собираете грибы и лекарственные травы вдоль дорог, не сжигаете пластиковую посуду, т.д.)?

  7. Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных изданиях, посвященные обсуждению экологических проблем?

II. Экологическая сознательность

  1. Насколько Вас присуще чувство ответственности за сохранение окружающей природы?

  2. В какой мере недопустимо для Вас участвовать в пикнике на территории особо охраняемых природных зон, в том числе заповедника?

  3. В какой мере значимой Вы считаете экологическую подготовку специалиста XXI века?

  4. Насколько распространяете Вы понимание гуманизма (доброты, бережности) на гуманное отношение человека к природе?

  5. Как часто в кругу друзей Вы обсуждаете проблемы, связанные с ухудшением экологической ситуации?

  6. Насколько важным, по Вашему мнению, является развитие общественного экологического движения в учебном заведении?

  7. Насколько значимо для Вас получать положительный эмоциональный настрой от общения с природой?

III. Экологическая деятельность

  1. Как часто Вы участвуете в экологических рейдах, экологических субботниках?

  2. В какой степени за последние 2-3 года у Вас возросло желание участвовать в экологической деятельности?

  3. В какой мере Ваше участие в экологической деятельности определено тем, что каждый человек должен проявлять заботу о состоянии окружающей среды?

  4. Если Вы станете свидетелем нарушения норм экологической деятельности, экологической катастрофы, в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной (подпись в коллективном воззвании, участие в марше протеста)?

  5. Как часто Вы препятствуете неэкологичному поведению окружающих, а также Ваших друзей (сбору редких растений, первоцветов весной, организации несанкционированных свалок и т.д.)?

  6. Как часто лично Вы являетесь инициатором экологических мероприятий?


Обработка результатов теста

На основе общей суммы набранных баллов можно определить уровень развития экологической культуры личности. В соответствии с ключом для обработки результатов тестирования кроме определения уровня общей экологической культуры как интегральной величины предусмотрено выделение трех основных уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности - низкого, среднего и высокого.

I. Экологическая образованность

Низкий уровень (А) - 0-13 баллов, характеризуется недостаточной развитостью экологических интересов, наличием фрагментарных экологических представлений и знаний, которые не реализуются в повседневной жизни и творческой работе.

Средний уровень (Б) - 14-24 балла, означает наличие интересов, представлений в области экологии, понимание важности сотрудничества между обществом и природой.

Высокий уровень (В) - 25-35 баллов, предполагает единство системы экологических интересов, представлений и их реализации в научно- исследовательской работе и повседневной жизни, практикоориентированность знаний.

II. Экологическая сознательность

Низкий уровень (А) - 0-13 баллов, означает несформированность экологически значимых ценностных ориентаций, недостаточную убежденность в необходимости бережного отношения к природе, отсутствие установки на взаимовыгодное сотрудничество природы и общества, базирующейся на принципах гуманизма.

Средний уровень (Б) - 14-24 балла, предполагает наличие убеждений, адекватных экологическим знаниям, взаимообусловленность экологических ценностных ориентаций и установок, которые, однако, не всегда реализуются в поступках.

Высокий уровень (В) - 25-35 баллов, характеризуется сформированностью системы убеждений, ценностных ориентаций и установок, побуждающих овладевать новыми экологическими знаниями и реализовывать их в деятельности, основанной на гуманном отношении человека к природе.

III. Экологическая деятельность

Низкий уровень (А) - 0-11 баллов, означает пассивность личности и неучастие в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам, а возможность участия связана с административным привлечением.

Средний уровень (Б) - 12-20 баллов, характеризуется достаточно активным участием в экологических мероприятиях, основанном на принципиальной и активной позиции личности в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками.

Высокий уровень (В) - 21-30 баллов, предполагает высокую активность личности не только в участии, но и в разработке и проведении экологических мероприятий при сформированности мотивационно-целевого компонента в структуре личности.

Комбинации уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий, средний или высокий уровни экологической культуры учащихся.


Литература:

  1. Сычева О. А. Оценка результатов экологического образования школьников [электронный ресурс]//издательский дом Первое сентября: сайт. – URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518536/

(дата обращения: 20. 03. 2019.);

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9;

  2. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области. / В.П. Горлачев, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И. Никифорова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2006. – 62 с.