Сформированность произносительных навыков - для
адекватного понимания речевого сообщения,
точности выражения мысли
выполнения языком любой коммуникативной функции.
Материал для обучения произношению изучается в основном на начальном этапе.
Введение фонетического материала происходит при строгом соблюдении принципа последовательности и посильности: от простого к сложному, от известного к незнакомому, от явлений, сходных с родным языком, к явлениям, не имеющим в родном языке аналогов.
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ: На начальном этапе используется два типа упражнений:
1) Упражнение на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости.
2) Упражнения на воспроизведение.
На продвинутых этапах закрепляются фонетические знания и совершенствуются нормативные произносительные навыки. Работа над произносительной стороной речи осущ-ся в тесной связи с другими аспектами языка – лексикой, грамматикой – и интегрируется в коммуникативной деятельности учащихся.
Если ученики хорошо артикулируют, то дополнительных усилий не треб. Если присутств типичные ошибки, необходима фонетическая зарядка.
Цель ФЗ:
1) предвосхитить и снять появление возможных фонетических сложностей любого порядка – слух, произн, ритм – интонация;
2) отработка недостаточно сформированных фонетических навыков.
Содержание ФЗ: в нее могут быть включено
чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, сложных в фонетическом отношении частей предложения, словосочетаний с нанизыванием слов,
слушание с целью распознавания ошибок, распознавание диалектов,
повторение в паузу, повторение синхронно,
узнавание и запоминание слов со слуха…
Произносительные навыки можно разбить на 2 большие группы:
ритмико-интонационные (предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных)
слухо-произносительные (делятся на аудитивные – предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм и предложений и произносительные – умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях).
В методике известны два подхода к обучению фонетике – артикуляторный и акустический.
АРТИКУЛЯТОРНЫЙ ПОДХОД. Разраб И.А. Грузинской и К.М.Колосовым. Положения артикуляторного подхода:
1) начинать обучение ИЯ след с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс
2) каждый звук должен быть тщательно проработан в отдельности
3) для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикул при произнес каждого звука
4) формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.
АКУСТИЧЕСКИЙ. Упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и её имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке. В основе упражнений лежит повторение или имитация. Чистоте фонетич навыка в данном случае не придается большое значение. Этот способ полностью оправдывает себя в условиях краткосрочных курсов. Интенсивность отдает предпочтение формированию аудитивных навыков, именно потому на этих занятиях высок процент аудирования.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ:
Прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку, когда услышите звук [...]; прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда оба звука пары одинаковы; прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился звук [...]; прослушайте предложения, поднимите руку, когда услышите вопросительное (повествовательное, неоконченное и т. д.) предложение; прослушайте предложения и определите, сколько в каждом синтагм (тактов, ударений); и т. п. Упражнения, выполняемые с графической опорой, могут иметь следующий вид:
В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит учитель/диктор, из каждого ряда произносится только одно слово/предложение; подчеркните в предложении/тексте слова, на которые падает ударение в речи учителя/диктора; обозначьте черточками паузы в предложениях/тексте, которые вы слышите; подчеркните слова, на которых голос учителя /диктора повышается; и др.
Примеры заданий, выполняемых на слух (без опоры на печатный текст):
Произнесите звуки (слоги/слова/сочетания/предложения), обращая внимание на ... (указывается признак) вслед за учителем/диктором; припомните слова, содержащие звук "[...]; повторите предложение, добавляя к нему подсказанное учителем слово; и др.
Эти же упражнения могут выполняться и со зрительной опорой. Кроме того, можно назвать следующие:
Расставьте в предложениях ударения/паузы и прочтите их вслух; прочтите вслух предложения, меняя интонацию ' (логические ударения); прочтите по подстановочной таблице несколько предложений, сохраняя в них единый ритмический и интонационный рисунок; и т.