СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНФОРМАЦИЕЙ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок перестает быть монологом учителя. (Учитель задает вопросы и сам же на них отвечает.) Осуществляется самостоятельный познавательный поиск. Дети рассуждают, смело высказывают свою точку зрения. Между автором и читателем происходит общение, посредником является художественное произведение. Публикация в сборнике 

Формирование и развитие профессиональной компетенции учителя в условиях реализации ФГОС:

Материалы II региональной научно-практической конференции: Воронеж, 20 апреля 2018г. Часть 2/ отв. за выпуск А.М.Фактор. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2018. -344с.,

с 200-204.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНФОРМАЦИЕЙ"»

ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНФОРМАЦИЕЙ.

Мелентьева Н. Н.,

учитель начальных классов МБОУ гимназия имени А. В. Кольцова,

Почетный работник общего образования Российской Федерации.

[email protected]

Многочисленные научные исследования показывают, что лишь незначительная часть школьников умеет эффективно работать с информацией. Дети много раз читают текст, потом пересказывают, постоянно подглядывая в учебник. Мы видим яркую картину «зубрежки», когда информация запоминается механически. Вроде ребенок «учил», даже сумел формально текст воспроизвести, а «работы мысли» нет. Время и силы тратятся на бессистемную работу. Смысловые импульсы текста не захватывают ребенка. На уроке диалог организован и строго управляем учителем. Недостаточное понимание прочитанного, поверхностное прохождение материала, технология «ответов без вопросов» делают усилия учителей и учеников бесплодными. Современная наука рассматривает весь мир как универсальный текст, значит, и понимание текста должно носить универсальный характер.

Что значит усвоить информацию? Необходимо:

  1. понять ее;

  2. «увязать» новое с теми знаниями, которыми мы уже обладаем;

  3. «принять новое» (уметь использовать эту информацию).

Нужна такая система универсальных приемов работы с информацией, которая позволяла бы маленькому читателю пройти эти этапы легко, без принуждения, без скуки. В этом может помочь педагогическая технология обучения младших школьников пониманию текста, разработанная в Психологическом институте РАО при научном руководстве доктора психологических наук, профессора Граник Генриетты Григорьевны.

Хотелось бы подчеркнуть, что это стройная система универсальных приемов работы с текстом:

  • «Беседа с текстом»

  • «Волшебное зеркало»

  • «Мысленный экран»

  • «Слова-ключики»

  • «Шапка-невидимка»

  • «Волшебная палочка»

  • «Скорлупка-ядрышко»

Обучение разбито на 4 этапа, каждый из которых имеет цель: формирование определённых приемов:

  1. диалог с текстом;

  2. работа над смыслом текста;

  3. развитие воображения;

  4. внимание к слову и видам текстовой информации.

Прием считается сформированным лишь в том случае, когда читатель осуществляет перенос его на любой текст, появляется привычка и потребность использовать данный прием.

В качестве иллюстрации приведем фрагменты уроков, на которых «работают» приемы понимания текста.

Сначала формируется прием «Беседа с текстом».

Его основные операции: поиск непонятного и формулировка вопросов, вероятностное прогнозирование ответов или дальнейшего содержания, проверка своих предположений.

У. Начинаем читать текст. Приготовьте свои волшебные закладки (с их помощью дети открывают текст по строчкам).

С. Маршак

Воробьи по проводам

Скачут и хохочут.

У. Что захотелось спросить у текста?

Д. Почему воробьи хохочут?

У. Ответим на этот вопрос сами, а потом проверим по тексту.

Д. - Воробьи играют в интересную, смешную игру, поэтому веселятся.

- Можно предположить, что какой-то очень веселый воробей рассмешил друзей своим чириканьем.

- На улице сильный мороз. Воробьи скачут, чтобы не замерзнуть, и хохочут, потому что у каждого из них это получается забавно.

У. Спасибо за интересные предположения. Давайте проверим себя и прочитаем окончание текста.

Верно, строчки телеграмм

Ножки им щекочут.

(Дети смеются).

У. Подтвердились ли наши предположения? Почему вы засмеялись?

Д. Очень неожиданная концовка.

У. Интересно, что авторы часто используют прием неожиданного окончания в юмористических произведениях.

Обычно дети в своих предположениях верно находят «авторский вариант ответа».

В диалоге с текстом важную роль играет воображение. Ребенок учится включать «мысленный экран» - точно и ярко представлять картины, описанные автором, пытается их воссоздать.

У. Представьте, что все, о чем мы читаем, видим на «мысленном экране».

(Дети закрывают глаза. Учитель медленно читает).

Е. Чарушин

Слон

Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как бревна, уши как два паруса. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.

Удивительно, но после прочтения дети почти дословно воссоздают текст.

У. Что вам помогло так ярко представить картину?

Д. Сравнения.

У. Я заметила, что в своих ответах вы часто использовали слова: «как», «будто», «словно», «точно». Они помогли и автору, и вам высказать свои мысли.

Отметим, что сравнение – важнейшая операция понимания информации. Сравнение позволяет «раскрасить» образ, возникающий у читателя.

Любая работа с текстом требует внимательного отношения к слову. Прием «Слова-ключики» учит детей выделять слова, несущие основное содержание и смысл произведения.

О. Григорьев

У. Прочитаем заголовок текста.

Разбили

У. Как вы думаете, о чем текст? (Заголовок- «входная дверь» в текст)

(Дети высказывают свои предположения).

У. Начинаем читать. («Беседа с текстом»)

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил…стакан!

Дети самостоятельно делают «открытие»: слова могут иметь несколько значений.

Ищем другие значения слова «разбить».

Как работает прием «Шапка-невидимка»?

А. Барто

Разговор с дочкой

-Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: -Мерзнешь ты

И в летние денечки?

-Ты не поймешь, еще мала, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: -Я поняла! –

И тащит одеяло.

Читаем текст с помощью приема «Диалог с текстом». После чтения дети сами высказывают мысль («снимают шапку- невидимку») о том, что мама говорила о душевной теплоте. Дочь ее не поняла.

У. Почему дочка не поняла маму?

Д. -Может она была еще совсем маленькой.

-Наверное, дочка не была достаточно внимательна к своей маме.

Тут возникает спор. Группа ребят не согласна с этой точкой зрения и словами из текста доказывают обратное. Так незаметно, в процессе обсуждения произведения и заполнения текстовых «скважин» ребята приближаются к основному результату понимания –выделению главной мысли. Размышляя над текстовыми смыслами, приходим к определению собственной нравственной позиции.

«Все усилия «идеального читателя» связаны с желанием понять автора текста, сделать своеобразные «открытия для себя». Многие ученые считают понимание и творчество синонимами, называя понимание «вовлечением в открытие» - пишет Ольга Владимировна Соболева, кандидат психологических наук, один из авторов данной системы приемов работы с текстом. [9]

Умение вести диалог с текстом не всегда приводит к выделению главной мысли. Этому необходимо учить. И даже маленькие тексты являются носителями нравственных идей. Ярко мы видим это в пословицах.

Пословица- орешек, скорлупка-внешняя информация, ядрышко-внутренняя информация, поучение, толкование.

Вот лишь одно из заданий по формированию приема «Скорлупка-ядрышко»:

Многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки. Установи соответствие и составь пары.

  • Кто никогда не взбирался на гору, тот никогда не падал. (английская)

  • И на солнце есть пятна. (русская)

  • В доме плотника нет скамейки. (китайская)

  • Отсутствие ответа тоже ответ. (немецкая)

  • Не ошибается тот, кто ничего не делает. (русская)

  • И в хорошем огороде гнилые тыквы находят. (осетинская)

  • Сапожник всегда без сапог. (русская)

  • Молчание- знак согласия. (русская)

Прием «Скорлупка- ядрышко» работает на разных по объему текстах.

Данную систему приемов понимания можно совершенствовать, дополнять. Она универсальна и может применяться на текстах учебников литературного чтения разных авторов. Приемы «работают» и на уроках русского языка, математики, окружающего мира.

Растут читатели- «растут» и тексты, но понятые и «принятые» операции понимания информации остаются актуальными.

Урок перестает быть монологом учителя. (Учитель задает вопросы и сам же на них отвечает.) Осуществляется самостоятельный познавательный поиск. Дети рассуждают, смело высказывают свою точку зрения. Между автором и читателем происходит общение, посредником является художественное произведение. Создается ситуация для работы «мыслящей» памяти и «думающего» восприятия.


Библиографический список.

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М.: НПО

«Образование», 1995; «Мой учебник», 2007. - 256 с.

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1991. - 254 с.

  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге. М.: НПО «Образование»,1996. - 127 с.

  3. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного произведения // Вопросы психологии. 1996. №3. с. 44-52.

  4. Граник Г.Г., Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста // Вопросы психологии. 1993. №2. с. 72-79.

  5. Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в Страну Книги: методическое пособие по литературному чтению. СПб.: Специальная литература, 2003. – 143 с.

  6. Соболева О.В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст. М.: Баласс, 2009. с. 2-7.

  7. Соболева О.В. «Человек понимающий»: Формирование начинающего читателя. Монография. Курск: Изд-во КГУ, 2009. – 270 с.

  8. Соболева О. В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить // Журнал «Русский язык» №23 / 2007 http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305