СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Самоанализ современного урока в условиях ФГОС"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о самоанализе урока в помощь молодым учителям

Просмотр содержимого документа
«Статья "Самоанализ современного урока в условиях ФГОС"»

Статья

«Самоанализ современного урока в условиях ФГОС»

Учитель музыки

ГБОУ Уфимская КШИ № 59

Гильманова Г. М.



Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности педагога на уроке, содержания, структуры урока, но и его самоанализа.

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок - как основную её форму.

Каждому учителю хочется получить удовлетворение от проведенного урока, а обучающимся удовлетворение от полученных знаний.

Поможет в этом самоанализ урока.

Роль самоанализа урока

В современной педагогике существует четко обозначенное определение, которое зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога.

Самоанализ урока – инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств.

Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Можно выделить 4 уровня самоанализа урока:

1.   Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2.        Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3.        Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4.        Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Типы урока для самоанализа

Для того чтобы корректно провести самоанализ урока необходимо четко понимать что должен включать в себя урок каждого типа. Прежде всего учитель должен хорошо ориентироваться в типах урока, которые закреплены во ФГОС.



Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления знаний

Первичное усвоение новых предметных результатов

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных учебных знаний

Применение универсальных учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение формулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных дисциплин (предметов)

Углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки

Предопределяется структурой и целью

Предопределяется структурой и целью



ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

В обязательном порядке включает в себя структуру характеристики класса, в котором проводился анализируемый урок

1. Характеристика класса включает в себя следующее:

 - умение обучающихся работать в парах и в малых группах;

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Место урока в изучаемой теме:

 - характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

(Ответить на вопрос: как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт обучающихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?)

3.Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях, которые обозначены в ФГОС:

  1. Образовательная цель урока,

  2. Коррекционно-развивающая цель урока,

  3. Воспитывающая цель урока.

Планируемые результаты исходя из требований к результатам освоения основной образовательной программы:

* личностные,

* предметные.

Следом за характеристикой цели урока следует характеристика плана урока.

План необходим педагогу для того, чтобы с максимальной эффективностью достигнуть все поставленные цели и решить задачи урока в заданное время.

4. Характеристика плана урока включает в себя:

- содержание учебного материала;

- методы обучения;

- приёмы обучения;

- формы организации познавательной деятельности.

Следующим шагом в процессе самоанализа является изучение того, как был построен урок в соответствии с планом, т.е. насколько объем выполненных заданий совпадает с запланированным объемом.

  1. Как был построен урок в соответствии с планом:

В рамках данного пункта учитель проводит:

 - разбор этапов урока,

- анализ влияния каждого этапа урока на получение конечного результата.

(Ответить на вопрос: что нового дал данный урок для развития мышления, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету).

6. Структурный аспект самоанализа урока:

 - анализ каждого элемента урока;

- его вклад в достижение результата;

- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

 7. Функциональный аспект: необходим для выявления ошибок педагога в расчете сложности заданий. Он позволяет оценить уровень достижения поставленных целей и сформулированных на их основе задач.

 - насколько структура урока соответствовала общей цели;

- соответствие возможностям класса;

- анализ стиля отношений учителя и обучающихся;

- влияние на конечный результат урока.

 8. Психологический аспект. 

Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.

9. Аспект оценки конечного результата урока: 

- формирование базовых учебных действий на уроке;

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

- причины разрыва;

- выводы и самооценка.

10. Эмоциональное состояние

Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошёл, целесообразно было изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?


В качестве примера привожу самоанализ урока по теме «Мажор и минор» в 3 классе.


Спасибо за предоставленную возможность просмотреть урок. Нужно сказать, что были некоторые шероховатости, но урок достаточно содержателен, выдерживает необходимые требования по стандарту.

Цель урока: закрепление представлений о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

Образовательные:

- уточнение представлений о музыкальных ладах,

- словарная работа на тему «мажор и минор»,

- закрепление умения вслушиваться в звучащую музыку и определять ее настроение на слух;

Коррекционно-развивающие:

- продолжить работу над развитием связной устной речи, над развитием ладового слуха;

- корригирование произвольного и непроизвольного внимания, памяти, творческого воображения,

- Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной  деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в процессе выполнения практической работы,

- привитие эстетического вкуса,

- воспитание интереса к музыкальному искусству через исполнение и слушание музыкальных произведений .

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.

На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, в связи с этим не была проведена физкультминутка, т.к. дети двигались.

На уроке использовались уже имеющиеся знания, полученные на предыдущих уроках. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности обучающихся, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности. Это стимулировало детей и повышало их активность на уроке. (Пример: Ученица Катя отказалась выполнить задание, замкнулась. Учитель применила правильный тактический ход, пригласив ребенка к доске для выполнения нового задания, которое было по силам ученице.

Учебный материал урока соответствовал принципу доступности и был посилен для обучающихся данного класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счет привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленных цели и задач на уроке.

На уроке наблюдалось: рациональное использование времени, предупреждение перегрузки обучающихся обеспечивалось за счет быстрой смены видов деятельности.

Для реализации коррекционных целей использованы разнообразные дидактические методы и приемы, системная работа над развитием речи, но нужно добиваться того, чтобы ответы детей были полными и развернутыми. Проводилась словарная работа, но необходимо было в словарных словах проставить ударение и хором произнести их с ударением. Коррекция памяти осуществлялась через актуализацию жизненных компетенций.

Качественно проводилась оценочная деятельность в течение всего урока, стимулируя активность. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная, фронтальная, обучающимся оказывалась индивидуальная помощь.

На уроке была использована презентация, как компьютерная поддержка.

При подведении итогов и рефлексии необходимо обратить внимание на самостоятельные высказывания детей, т.е. не просто показать карточку со снеговиком, но и прокомментировать: почему у ребенка такое настроение в завершении урока.

Рабочая атмосфера сопровождала весь урок, обстановка была доброжелательной.

В процессе урока были допущены незначительные ошибки, которые объясняются волнением педагогов (пример: вместо «Резиновые сапоги» было сказано: «Зимние сапоги»). Необходимо на каждом уроке следить за правильной посадкой детей.

Урок поставленной цели достиг.

Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Урок получился добрый, спокойный, деятельностный. Настроение учителей после урока удовлетворенное, т.к. все виды работы по коррекции эмоционально-личностного восприятия отразились как на педагогах, так и на обучающихся.

Перспективы на будущее:

Продолжать работу по теме «Средства музыкальной выразительности».

Продолжать обучать детей работать в группе, в паре.

Добиваться от обучающихся полных и развернутых ответов.