Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Надежда»
муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)
(МБУ ДО «ЦДО «Надежда»)
Социальный проект
«Путешествие в мир безопасности»
Название команды:
«Стражи безопасности»
Направление проекта:
социально-гуманитарное
География проекта:
Поселок Айхал Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
Руководитель объединения: Недорезова Анастасия Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦДО «Надежда» Разработчики: Сивачева Ева Евгеньевна, Денежкина Александра Викторовна, Консультанты: Овсяникова Ольга Викторовна, заместитель директора по УВР |
2023 г
1. Название проекта
Путешествие в мир безопасности
2. Анализ ситуации.
Безопасность детей всегда была самой значимой целью как государства, так и отдельно каждого родителя. Ежегодно в России растет количество несчастных случаев с участием детей. Речь идет не только о дорожно-транспортных происшествиях, но и о преступных действиях и чрезвычайных ситуациях.
Согласно данным ГИБДД РФ, всего в Российской Федерации за январь-июль 2023 года произошло 9599 ДТП с участием детей до 16 лет. В происшествиях погибло 327 и ранено 10484 несовершеннолетних. По данным МЧС России, с начала 2023 года отмечается рост числа погибших несовершеннолетних на 30% по сравнению с прошлогодними показателями за аналогичный период.
В современном мире существует больше количество вариантов организации безопасности, в том числе и грамотное информирование населения. В силу своей беззаботности, дети не всегда сконцентрированы на передаваемой им информации в стандартной форме, вследствие этого, большинство детей попросту не замечают множество угроз окружающего мира. Решением проблемы информирования детей могут стать нестандартные рассказы в сказочно-игровой форме. Доказано, что дети запоминают больше информации, если они вовлечены в тему и имеют возможность «проиграть» данную ситуацию.
Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод: инструктажи по технике безопасности и правилах поведения при ЧС для детей дошкольного возраста не просто нужны, а необходимы. Именно поэтому и был создан проект «Путешествие в мир безопасности».
3. Постановка проблемы.
Проблема профилактики несчастных случаев с детьми, в настоящее время, имеет чрезвычайно большое значение. Вся работа учреждения по вопросам безопасности движения проводится по утвержденному годовому и месячному планам. Проект плана мероприятий должен быть предварительно рассмотрен на педсовете всех образовательных организаций. К сожалению, требования закона, связанные с безопасностью, «соблюдают» формально, для галочки, не вкладывая особых усилий в передачу информации детям. На основании данной проблемы, встает вопрос об устранении у детей пробелов знаний в области безопасности, а также профилактики осведомленности еще на дошкольном уровне, что значительно улучшило бы показатель уровня информирования населения дошкольного и, в будущем, школьного возраста.
Исходя из вышесказанного, возникла идея создать проект «Путешествие в мир безопасности», который даст возможность не только правильно донести информацию и помочь детям в ее усвоении, но и, возможно, спасти чью-то жизнь.
Инициаторами проекта стали волонтеры из объединения «Волонтеры РДОО «Юность», проявившие желание разрабатывать сценарии и проигрывать сказки и поучительные истории детям дошкольного возраста безвозмездно.
4. Краткое описание проекта.
В основу проекта заложено создание такой формы мероприятий, при которой дети будут лучше усваивать информацию. Проект «Путешествие в мир безопасности» включает в себя работу ЦДО «Надежда» и привлеченных волонтеров направленную на организацию и проведение просвещающих мероприятий обучающих детей дошкольного возраста правилам безопасности.
Реализация проекта осуществляется посредством проведения просвещающих мероприятий в сказочно-игровой форме, а именно: показом сказок в форме интерактивного представления, а затем проигрывания различных опасных ситуаций.
5. География проекта.
Поселок Айхал Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
6. Дата начала реализации проекта.
01.10.2023г.
7. Дата окончания реализации проекта.
31.05.2024г.
8. Целевая аудитория.
Целевой группой данного проекта являются дети дошкольного возраста от 3 до 6 лет.
9. Основная цель проекта.
Цель - проведение просвещающих мероприятий о правилах безопасности в сказочно-игровой форме для дошкольников. Уменьшение количества несчастных случаев с участием детей дошкольного возраста.
10. Основные задачи проекта.
Создание инициативной группы по реализации цели проекта;
Разработка и проведение просвещающих мероприятий в сказочно-игровой форме для детей дошкольного возраста;
Приобретение костюмов и реквизитов для возможности реализации мероприятий;
Привлечение внимания общества к проблеме возрастающего числа несчастных случаев с участием детей;
Организация познавательного досуга для детей дошкольного возраста.
11. Стратегия реализации проекта.
I этап – предварительная диагностика:
Среди обучающихся МБУ ДО «ЦДО «Надежда» был проведен опрос с целью исследовать уровень информирования об общих знаниях безопасности. Целевая аудитория состояла из 35 детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет. Все ребята приняли активное участие в опросе, состоящий из следующих вопросов:
Знаете ли вы, что такое «зебра»?
На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
Можно ли брать конфетки у незнакомых людей?
Можно ли уходить с незнакомыми людьми?
Можно ли открывать дверь незнакомым людям?
Если вы увидели спички, стоит ли с ними играть?
Вы видите пушистый сугроб. Как думаете, вам стоит в него прыгать?
Можно ли бегать и играть возле дороги?
Можно ли отпускать руку мамы или папы в общественном месте и убегать?
В результате опроса удалось получить следующие результаты, которые представлены ниже в виде диаграмм.
В ходе опроса детей дошкольного возраста ( от 3 до 6 лет), было выявлено, что из 35 опрошенных детей знают правильные ответы – 44%, правильно предполагают – 30%, не знают правильных ответов – 18%, не дали ответов – 8%. Исходя из анализа результатов опроса можно сделать вывод, что более 50% опрошенных детей не знают правил безопасности и поведения на дорогах, с незнакомыми людьми, пожарной безопасности, тем самым подтверждая необходимость реализации данного проекта.
II этап - изучение законодательной и нормативно-правовой базы проблемы:
В период работы над проектом, команда изучала и анализировала литературные источники по теме работы. Были выделены основные права ребенка РФ:
К правам ребенка относятся права и свободы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом не имеет значения их пол, раса, религия и место появления на свет. Законодательства нашей страны устанавливает широкий перечень прав детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция РФ.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Основные права ребенка:
Возможность жизни и развития здоровой личности.
Проживать с матерью и отцом.
Сохранение личной индивидуальности, в том числе имени и гражданства.
Свободу религии и выражения собственного мнения.
Защиту от различных форм насилия, эксплуатации, оскорбления и грубого отношения со стороны.
Особую помощь государственных инстанций при отсутствии родителей.
Уровень жизни, требуемый для различных форм индивидуального развития.
Получение медицинской и социальной помощи.
Использовать родной язык и религию родителей.
Защиты от незаконного перемещения за рубеж.
Отсутствие участия в военных действиях в возрасте до 15 лет.
Возможность защиты от сексуальных домогательств и совращений.
Защиту от жестокого обращения и наказания.
Виды прав ребенка:
Гражданские (личные) права. Пример: право на личную неприкосновенность ч.1 ст. 8 КОПР.
Политические права. Пример: право на самовыражение ч.1 ст. 12 и 13 КОПР.
Экономические права. Пример право на труд и заработную плату КОПР.
Социальные права. Пример право на жилище ч.1 ст. 27 КОПР.
Культурные. Пример право на участие в культурной жизни ч. 1 ст.15, 31 КОПР.
Семейные. Пример право жить и воспитываться в семье ст. 54 с.к. Р.ф. (2,18).
Имущественные права. Он может претендовать на содержание и использовать имущество, принадлежащее ему и родителям.
Образование. Родители либо опекающие его лица должны обеспечить должное образовательное учреждение ребенку. [2,26]
Рассмотрим права детей от рождения.
С рождения ребенок имеет права:
на имя;
жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
на гражданство;
иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
III этап - Сбор информации об учреждениях способных оказывать услуги по организации досуга для детей дошкольного возраста:
В ходе сбора информации об учреждениях способных поспособствовать в организации информирования детей дошкольного возраста, было выяснено, что на данный момент это могут выполнить: Айхальское отделение АН ДОО «Алмазик» (детские сады №43, №47, №50, №51), центр дополнительного образования детей «Надежда». В результате анализа подходящих учреждений был сделан вывод, что все варианты подходят для реализации данного проекта.
12. Характеристика внешней образовательной среды.
Здание Центра «Надежда» располагается в зоне благоприятной транспортной доступности, низкое крыльцо. На первом этаже находятся учебные классы и актовый- хореографический зал, где можно реализовывать проект. Так же центр имеет необходимое техническое (компьютер, колонка, пульт управления, видеопроектор, экран, световые прожекторы) и материальное (мебель) оснащение .
Здания детских садов №43, №47, №50, №51, прикрепленных к отделению АН ДОО «Алмазик», как и ЦДО «Надежда» располагаются в зоне благоприятной транспортной доступности. В зданиях имеются музыкальны залы, группы, в которых можно реализовывать проект. Так же детские сады имеют необходимое техническое (компьютер, колонки, пульт управления) и материальное (мебель) оснащение.
13. План реализации проекта.
Создание рабочего пространства будет происходить за счет работы администрации центра дополнительного образования «Надежда», руководителя проекта, группа разработчиков проекта и волонтерской группы.
Проект
«Путешествие в мир безопасности»
Администрация центра дополнительного образования «Надежда»
Волонтерская группа
Руководитель проекта
Группа разработчиков проекта
Организация сотрудничества : Айхальское отделение АН ДОО «Алмазик» (детские сады №43, №47, №50, №51)
Разработка сценариев
Размещение информации о проекте
Создание волонтерской группы
Анализ проделанной работы
Подготовка костюмов, декораций и площадки для проведения мероприятий
Составление плана проведения мероприятий, утверждение дат проведения мероприятий в детских садах.
Практическая часть
Подготовка помещения для занятий.
Освещение хода реализации проекта
Опрос участников о результативности проекта, проигрывание ситуаций
Приобретение костюмов и расходных материалов.
14. Схема взаимодействия при реализации проекта.
Для успешной реализации проекта «Путешествие в мир безопасности» необходимо организовать четкое взаимодействие со следующими структурами:
Администрация центра дополнительного образования «Надежда» - помощь в предоставлении помещения для подготовительных этапов, помощь в организации сотрудничества с Айхальским отделением АН ДОО «Алмазик»(детские сады №43, №47, №50, №51), предоставление групп детей дошкольного возраста для реализации проекта.
Айхальское отделение АН ДОО «Алмазик» (детские сады №43, №47, №50, №51) – предоставление групп детей дошкольного возраста для реализации проекта.
Волонтерские группы - оказание помощи в организации и реализации проекта.
15. Ожидаемые результаты.
Снижается общая напряженность и уровень тревожности у родителей детей дошкольного возраста;
Сохраняется эмоциональная стабильность у детей в условиях, опасных или угрожающих их здоровью или жизни;
Устраняются пробелы осведомленности детей дошкольного возраста по теме безопасности.
16. Дальнейшее развитие проекта.
По завершении грантового финансирования, на приобретенной материальной базе и опыте, проект продолжит свое существование в поселке Айхал за счет волонтерского движения и помощи МБУ ДО ЦДО «Надежда». В дальнейшем планируется расширение видов и способов информирования детей дошкольного возраста, а также детей начальных классов (1 – 3 классы).
17. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем.
Оборудование и инвентарь закупленные на грантовые средства;
Поддержка со стороны МБУ ДО ЦДО «Надежда» для закупки расходных материалов, а также предоставление помещения для разработок сценариев и репетиций;
Труд волонтеров РДОО "Юность" Айхальского отделения.