Просмотр содержимого документа
«Стихотворения Н. Заболоцкого (Урок литературы в 6 классе)»
Добро, Истина, Красота в стихах Н. А. Заболоцкого.
Урок литературы в 6 классе
Подготовила: Волковская С.Ф.
Цели урока:
- Личностные: формирование чувства милосердия, сострадания; развитие познавательных интересов;
- Познавательные: умение находить необходимую информацию по заданной теме; выразительное чтение текстов;самостоятельное создание способов решения проблемы;
- Регулятивные: способность к организации своей деятельности;
- Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения.
- … Что такое добро и красота и почему они всё-таки нужны людям?
Вы уже догадались, о чём сегодня у нас пойдёт речь?
Поэзия – добро, поэзия - красота
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потёмок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
Ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не завершил.
Н. А. Заболоцкий
Поразмышляем:
- В чём отличие поэзии от прозы?
- Какова роль стихов в жизни человека?
О мироздании через поэзию
Меркнут знаки Зодиака
Над постройками села,
Спит животное Собака,
Дремлет рыба Камбала,
Колотушка тук-тук-тук,
Спит животное Паук,
Спит Корова, Муха спит,
Над землёй Луна висит.
Над землёй большая плошка
Опрокинутой воды.
Леший вытащил бревёшко
Из мохнатой бороды.
О Заболоцком
- Так кто же такой Николай Алексеевич Заболоцкий?
- Что вы о нём узнали?
«Журавли»
Утопать – то же, что тонуть.
Зияющее – раскрытое, обнаруживающее глубину, провал.
Дуло – переднее отверстие ствола огнестрельного оружия.
Величье – свойство великого, то, что внушает преклонение, глубокое чувство,
необыкновенное уважение.
Искупленье – избавление, прощение, заслуженное чем-нибудь.
Непреклонный – стойкий, твёрдый, непоколебимый.
Беседа по стихотворению
- - Какова тема стихотворения?
- - Вообразите и нарисуйте словами картину, нарисованную в первой и второй строфах стихотворения.
- - Какое чувство вызывает эта картина?
- - Что происходит с этой поразительной красотой?
- - Прочитайте три последние строфы?
- - Что осталось бессмертным после гибели вожака?
- - Какова идея стихотворения?
- - В каких строках заключена главная мысль стихотворения?
- - Почему автор говорит не журавль, не вожак, а «частица дивного величья»?
- - Одинакова ли интонация стихотворения?
Изобразительно-выразительные средства
- Сравнения
- Эпитеты
- Метафора
- Метонимия
- Антитеза
Вывод:
- Что хотел донести до нас автор?
- Чем он обеспокоен?
«Не позволяй душе лениться»
Бурелом – поваленный бурею лес.
Ухаб – выбоина, яма на дороге.
Коль – если.
Узда – то, что является сдерживающей, обуздывающей силой против чего-нибудь.
Поблажка – нестрогое, излишне снисходительное отношение к кому-чему-нибудь.
Беседа по стихотворению
- - Какова тема стихотворения?
- - Что такое труд души?
- - К чему призывает поэт?
- - Какие слова в стихотворении повторяются?
- - Какова идея стихотворения?
- - В каких строках заключена главная мысль стихотворения?
Средства языка
- - Что такое фразелогизм?
- - Найдите в этом стихотворении фразеологизмы и объясните их значение.
Вывод
- О чём Заболоцкий бьёт тревогу?
Творческое задание
- - Какое стихотворение этого поэта особенно взволновало вас, оказало наибольшее впечатление? Почему? Напишите 5-8 предложений.
Домашнее задание:
- Выучить стихотворение наизусть (по выбору).
Релаксация
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
- Над чем сегодняшний урок заставил вас задуматься?