СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературной гостиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературной гостиной по произведению Сергея Георгиева «Ошейник»

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной гостиной»

Сценарий литературной гостиной по произведению Сергея Георгиева «Ошейник»

Ю.А. Добрый день, уважаемые гости нашей литературной гостиной. Я предлагаю вам сегодня расположиться поудобнее и немного помечтать, пофантазировать за нашими столами. А начнем хотя бы вот с этого (демонстрирую ошейник). Как вы думаете? Как он может быть связан с сегодняшней нашей встречей в преддверии дня матери?

Участники высказывают 2-3 предположения

Ю.А. Я предлагаю вам зафиксировать свои предположения на нашем бланке с…алфавитом, попробуйте на каждую букву подобрать ассоциацию. Например, буква «А» - ошейник может быть АКСЕССУАРОМ любимой маминой собаки.

Участники фиксируют свои догадки о предмете, заполняя бланк («прием Алфавит за круглым столом»). Затем каждой группой демонстрируются заполненные бланки и проговариваются во внешней речи. Если что-то совпадает, что клеточка выделяется цветом и не называется впоследствии.

Бланк:

Ю.А. Я услышала от вас, что это может быть символом собаки, которая станет подарком маме. Тогда возникает закономерный вопрос: приближается день матери. Что каждый из нас может подарить своей маме? Мы не берем в расчет какие-то материальные блага. Подумайте и запишите на стикерах (их вы найдете на своих рабочих столах)

Участники записывают идеи (прием «Корзина идей»)

Ю.А. Дорогие участники нашей встречи, давайте наполним нашу корзину вашими идеями. Пожалуйста, поделитесь ими с нами – вы её называете и помещаете в корзину. Ничего страшного, если идеи будут повторяться.

Участники проговаривают идеи и помещают их в корзину

С.А. (если не прозвучит): Можно подарить маме мечту: исполнить то, что она так давно хотела – отпуск или просто семейный выходной, когда не придется мыть гору посуды.

Ю.А. Сегодня мы с вами как раз и собрались мечтать и фантазировать, догадываться и радоваться тому, что у нас это получилось. Я предлагаю вам познакомиться с текстом Сергея Георгиева «Ошейник».

Отрывок 1. Мой брат принес домой новенький собачий ошейник, пахнущий кожей и с магазинной биркой.

Ю.А. Уважаемые участники встречи! Я не могу найти продолжение текста. Помогите мне, пожалуйста, предположите, что будет дальше? На своих столах вы можете найти листочки деревьев. На них вы будете записывать свои догадки о продолжении текста, а мы будем прикреплять их на наше дерево.

Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.

Ю.А. Хорошо, что я все-таки заранее это предугадала и заготовила два варианта текста. Но вы, наверное, уже поняли. Что текст мы будем читать с остановками. И вот на каждой такой остановке мы будем предполагать дальнейшее развитие событий и записывать на листочки дерева. Если предположение сбылось, мы со Светланой Анатольевной будем закрашивать листочки зеленым. Если оно близко, тогда листочки станут желтыми. А кто будет нас знакомить со следующим отрывком, решит моя волшебная шляпа (демонстрируем шляпу «Время читать»).

Пока читают второй отрывок, закрашиваем в нужный цвет листья дерева

Отрывок 2. — Так, — сразу все поняла мама. — Этого не будет никогда! — строго сказала она. — Собаки еще только в нашем доме не хватало!

Брат молча прошел в комнату и повесил ошейник над своей кроватью. Получилось здорово.

— Где ты взял деньги? — спросил папа.

Ю.А. Где взял деньги мальчик? Как вы думаете, что будет потом?

Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.


Отрывок 3. — Накопил, — уклончиво объяснил брат. — Три месяца откладывал помаленьку…

— Понятно, — развел руками папа. — Значит, наш младший сын уже три месяца мечтает о собаке.

— Я тоже мечтаю! Я тоже мечтаю о собаке! — встрял в разговор и я. — Уже целую неделю мечтаю! Даже нет, восемь дней!

Это была неправда.


Ю.А. Почему мальчик сказал, что это была неправда, как вы думаете? Что на самом деле он имел в виду.

Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.


Отрывок 4. О собаке я мечтал всю свою жизнь, с самого рождения. Но ведь не я же, втайне собирая деньги, которые родители дают на завтраки в школе и всякие другие пустяки, купил в конце концов великолепный новенький ошейник из желтой кожи и с заклепками. Я не мог обидеть моего брата и потому сказал всего про восемь дней!

— Мечтать не вредно, — согласилась мама.

Потом мы, как всегда, делали с братом уроки. Он свои, чепуховые, за третий класс, а я — серьезные, на сложение простых дробей. И время от времени поднимали головы от тетрадок и поглядывали на собачий ошейник, который висел над кроватью брата.


Ю.А. Предположите, зачем мальчики смотрели на ошейник?

Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.


Отрывок 5. — В прошлом месяце было тридцать дней? — вдруг начал вспоминать я. — Нет, тридцать один! Значит, завтра будет девяносто три дня, как ты мечтаешь о собаке!

Брат мой в ответ угрюмо засопел.

— А если к твоим дням прибавить девять моих, то получится сто два дня несбыточной мечты! — подсчитал я.

— Да уж, — печально вздохнул наш папа. Он сидел в кресле с газетой и все слышал.

— Несбыточные мечты… — повторил папа мои слова. — Такого не бывает. Если мечта правильная, она обязательно сбудется.


Ю.А. Какая мечта у мальчиков? Сбудется ли она? Как? Запишите свои предположения.

Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.


Отрывок 6. А в субботу наш папа куда-то надолго ушел с утра. Вернулся и сразу же позвал всех нас в прихожую.

— Вот… — сказал папа смущенно, когда мы собрались. 


Ю.А. Зачем папа собрал всех в прихожей? Что он принес?

Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.


Отрывок 7. — Я сложил три числа, и получилось, что мы мечтали об одном и том же тридцать четыре года, три месяца и одиннадцать дней… Это по состоянию на сегодняшнее утро!

Сказав так, папа осторожно распахнул пальто и вытащил из-за пазухи серого лохматого щенка с черными сверкающими глазенками.

Мы с братом онемели и остолбенели до такой степени, что даже не закричали «ура».

Наша мама как-то странно посмотрела на папу.


Ю.А. Почему мам странно посмотрела на папу? Какова её мечта была?

Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.


Отрывок 8. Он так и продолжал стоять в распахнутом пальто, прижимая щенка к груди.

— Прибавь еще двадцать семь лет… к мечте, — вдруг изменившимся голосом попросила мама.

— Нет, пожалуй, двадцать восемь!…

Мама открыла шкаф и достала…

Ю.А. Что достала мама?

Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.


С.А. Мама открыла шкаф и достала из самой его глубины запрятанную когда-то синюю собачью миску.

Ю.А. Вот такой замечательный рассказ. Так скажите, какое же отношение имеет ошейник к нашей сегодняшней встрече?

Участники: Так назывался рассказ, это символ – несбыточной, а иногда и очень сбыточной мечты.

Ю.А. Но на этом мы не расстаемся, а продолжаем анализировать, думать, размышлять. У меня есть вот такой замечательный кубик (демонстрируем кубик Блума). На его гранях написаны вопросы. На них нам предстоит ответить. У себя на столах вы видите сигнальные карточки: зеленую и желтую. Зеленая обозначает ваше согласие. Желтая – вдруг вы захотите дополнить ответ друг друга и поделиться мыслями.

Бросают кубик Блума, отвечают на вопросы

(Грани кубика: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.)

Вопросы:

  • Назови всех героев рассказа. Кто более всего заинтересовал?

  • Почему мама была против собаки в начале рассказа, как вы думаете?

  • Придумай продолжение истории: какие события могли произойти еще?

  • Объясни поведение мальчика (младшего брата рассказчика)

  • Предложи несколько других названий данному рассказу, чтобы другим сразу захотелось его прочесть.

  • Поделись идеями, где можно применить этот рассказ в твоей жизни?


Ю.А. А сейчас я предлагаю вам стать актерами, и за некоторое время, отведенное для подготовки, инсценировать отрывок, который достанется вашей группе.

Отрывки:

Группа 1.

Младший ребенок демонстрирует ошейник.

Мама: Так, — Этого не будет никогда! — Собаки еще только в нашем доме не хватало!
Папа: Где ты взял деньги?
Младший ребенок: Накопил, три месяца откладывал помаленьку…
Папа: Понятно, значит, наш младший сын уже три месяца мечтает о собаке.
Старший ребенок: Я тоже мечтаю! Я тоже мечтаю о собаке! Уже целую неделю мечтаю! Даже нет, восемь дней!
Мама: Мечтать - не вредно!


Группа 2.

Старший ребенок: В прошлом месяце было тридцать дней? —

Младший ребенок: Нет, тридцать один!

Старший ребенок: Значит, завтра будет девяносто три дня, как ты мечтаешь о собаке!
Младший ребенок: Ага (грустно вздыхает)

Старший ребенок: А если к твоим дням прибавить девять моих, то получится сто два дня несбыточной мечты!
Младший ребенок: Да уж…
Папа: (читая газету) Несбыточные мечты… Такого не бывает. Если мечта правильная, она обязательно сбудется.


Группа 3.

Папа: Вот. (демонстрирует щенка) Я сложил три числа, и получилось, что мы мечтали об одном и том же тридцать четыре года, три месяца…
Старший ребенок: и десять дней…

Младший ребенок: даже одиннадцать

Папа: Это по состоянию на сегодняшнее утро!
Мама: Прибавь еще двадцать семь лет… к мечте… Нет, пожалуй, двадцать восемь!… (демонстрирует миску)


Инсценирование заранее подготовленных отрывков


Ю.А. Вам понравился рассказ? Поделитесь с нами своими впечатлениями

Участники делятся впечатлениями

Ю.А. Вернемся к нашей корзине идей: какой подарок мы с вами можем нашим мамам сделать прямо сейчас?

Участники: подарить тепло, заботу и любовь. Просто обнять и сказать хорошие и теплые слова.

Ю.А. и С.А. Спасибо вам большое, что нашли время посетить нашу литературную гостиную. Мы всегда вам рады! До новых встреч!