Сценарий литературной гостиной по произведению Сергея Георгиева «Ошейник»
Ю.А. Добрый день, уважаемые гости нашей литературной гостиной. Я предлагаю вам сегодня расположиться поудобнее и немного помечтать, пофантазировать за нашими столами. А начнем хотя бы вот с этого (демонстрирую ошейник). Как вы думаете? Как он может быть связан с сегодняшней нашей встречей в преддверии дня матери?
Участники высказывают 2-3 предположения
Ю.А. Я предлагаю вам зафиксировать свои предположения на нашем бланке с…алфавитом, попробуйте на каждую букву подобрать ассоциацию. Например, буква «А» - ошейник может быть АКСЕССУАРОМ любимой маминой собаки.
Участники фиксируют свои догадки о предмете, заполняя бланк («прием Алфавит за круглым столом»). Затем каждой группой демонстрируются заполненные бланки и проговариваются во внешней речи. Если что-то совпадает, что клеточка выделяется цветом и не называется впоследствии.
Бланк:
Ю.А. Я услышала от вас, что это может быть символом собаки, которая станет подарком маме. Тогда возникает закономерный вопрос: приближается день матери. Что каждый из нас может подарить своей маме? Мы не берем в расчет какие-то материальные блага. Подумайте и запишите на стикерах (их вы найдете на своих рабочих столах)
Участники записывают идеи (прием «Корзина идей»)
Ю.А. Дорогие участники нашей встречи, давайте наполним нашу корзину вашими идеями. Пожалуйста, поделитесь ими с нами – вы её называете и помещаете в корзину. Ничего страшного, если идеи будут повторяться.
Участники проговаривают идеи и помещают их в корзину
С.А. (если не прозвучит): Можно подарить маме мечту: исполнить то, что она так давно хотела – отпуск или просто семейный выходной, когда не придется мыть гору посуды.
Ю.А. Сегодня мы с вами как раз и собрались мечтать и фантазировать, догадываться и радоваться тому, что у нас это получилось. Я предлагаю вам познакомиться с текстом Сергея Георгиева «Ошейник».
Отрывок 1. Мой брат принес домой новенький собачий ошейник, пахнущий кожей и с магазинной биркой. |
Ю.А. Уважаемые участники встречи! Я не могу найти продолжение текста. Помогите мне, пожалуйста, предположите, что будет дальше? На своих столах вы можете найти листочки деревьев. На них вы будете записывать свои догадки о продолжении текста, а мы будем прикреплять их на наше дерево.
Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.
Ю.А. Хорошо, что я все-таки заранее это предугадала и заготовила два варианта текста. Но вы, наверное, уже поняли. Что текст мы будем читать с остановками. И вот на каждой такой остановке мы будем предполагать дальнейшее развитие событий и записывать на листочки дерева. Если предположение сбылось, мы со Светланой Анатольевной будем закрашивать листочки зеленым. Если оно близко, тогда листочки станут желтыми. А кто будет нас знакомить со следующим отрывком, решит моя волшебная шляпа (демонстрируем шляпу «Время читать»).
Пока читают второй отрывок, закрашиваем в нужный цвет листья дерева
Отрывок 2. — Так, — сразу все поняла мама. — Этого не будет никогда! — строго сказала она. — Собаки еще только в нашем доме не хватало! Брат молча прошел в комнату и повесил ошейник над своей кроватью. Получилось здорово. — Где ты взял деньги? — спросил папа. |
Ю.А. Где взял деньги мальчик? Как вы думаете, что будет потом?
Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.
Отрывок 3. — Накопил, — уклончиво объяснил брат. — Три месяца откладывал помаленьку…
— Понятно, — развел руками папа. — Значит, наш младший сын уже три месяца мечтает о собаке.
— Я тоже мечтаю! Я тоже мечтаю о собаке! — встрял в разговор и я. — Уже целую неделю мечтаю! Даже нет, восемь дней!
Это была неправда.
Ю.А. Почему мальчик сказал, что это была неправда, как вы думаете? Что на самом деле он имел в виду.
Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.
Отрывок 4. О собаке я мечтал всю свою жизнь, с самого рождения. Но ведь не я же, втайне собирая деньги, которые родители дают на завтраки в школе и всякие другие пустяки, купил в конце концов великолепный новенький ошейник из желтой кожи и с заклепками. Я не мог обидеть моего брата и потому сказал всего про восемь дней!
— Мечтать не вредно, — согласилась мама.
Потом мы, как всегда, делали с братом уроки. Он свои, чепуховые, за третий класс, а я — серьезные, на сложение простых дробей. И время от времени поднимали головы от тетрадок и поглядывали на собачий ошейник, который висел над кроватью брата.
Ю.А. Предположите, зачем мальчики смотрели на ошейник?
Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.
Отрывок 5. — В прошлом месяце было тридцать дней? — вдруг начал вспоминать я. — Нет, тридцать один! Значит, завтра будет девяносто три дня, как ты мечтаешь о собаке!
Брат мой в ответ угрюмо засопел.
— А если к твоим дням прибавить девять моих, то получится сто два дня несбыточной мечты! — подсчитал я.
— Да уж, — печально вздохнул наш папа. Он сидел в кресле с газетой и все слышал.
— Несбыточные мечты… — повторил папа мои слова. — Такого не бывает. Если мечта правильная, она обязательно сбудется.
Ю.А. Какая мечта у мальчиков? Сбудется ли она? Как? Запишите свои предположения.
Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.
Отрывок 6. А в субботу наш папа куда-то надолго ушел с утра. Вернулся и сразу же позвал всех нас в прихожую.
— Вот… — сказал папа смущенно, когда мы собрались.
Ю.А. Зачем папа собрал всех в прихожей? Что он принес?
Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.
Отрывок 7. — Я сложил три числа, и получилось, что мы мечтали об одном и том же тридцать четыре года, три месяца и одиннадцать дней… Это по состоянию на сегодняшнее утро!
Сказав так, папа осторожно распахнул пальто и вытащил из-за пазухи серого лохматого щенка с черными сверкающими глазенками.
Мы с братом онемели и остолбенели до такой степени, что даже не закричали «ура».
Наша мама как-то странно посмотрела на папу.
Ю.А. Почему мам странно посмотрела на папу? Какова её мечта была?
Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.
Отрывок 8. Он так и продолжал стоять в распахнутом пальто, прижимая щенка к груди.
— Прибавь еще двадцать семь лет… к мечте, — вдруг изменившимся голосом попросила мама.
— Нет, пожалуй, двадцать восемь!…
Мама открыла шкаф и достала…
Ю.А. Что достала мама?
Участники записывают на «листочки» предположения и прикрепляют их на дерево, комментируют идею.
С.А. Мама открыла шкаф и достала из самой его глубины запрятанную когда-то синюю собачью миску.
Ю.А. Вот такой замечательный рассказ. Так скажите, какое же отношение имеет ошейник к нашей сегодняшней встрече?
Участники: Так назывался рассказ, это символ – несбыточной, а иногда и очень сбыточной мечты.
Ю.А. Но на этом мы не расстаемся, а продолжаем анализировать, думать, размышлять. У меня есть вот такой замечательный кубик (демонстрируем кубик Блума). На его гранях написаны вопросы. На них нам предстоит ответить. У себя на столах вы видите сигнальные карточки: зеленую и желтую. Зеленая обозначает ваше согласие. Желтая – вдруг вы захотите дополнить ответ друг друга и поделиться мыслями.
Бросают кубик Блума, отвечают на вопросы
(Грани кубика: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.)
Вопросы:
Назови всех героев рассказа. Кто более всего заинтересовал?
Почему мама была против собаки в начале рассказа, как вы думаете?
Придумай продолжение истории: какие события могли произойти еще?
Объясни поведение мальчика (младшего брата рассказчика)
Предложи несколько других названий данному рассказу, чтобы другим сразу захотелось его прочесть.
Поделись идеями, где можно применить этот рассказ в твоей жизни?
Ю.А. А сейчас я предлагаю вам стать актерами, и за некоторое время, отведенное для подготовки, инсценировать отрывок, который достанется вашей группе.
Отрывки:
Группа 1.
Младший ребенок демонстрирует ошейник.
Мама: Так, — Этого не будет никогда! — Собаки еще только в нашем доме не хватало!
Папа: Где ты взял деньги?
Младший ребенок: Накопил, три месяца откладывал помаленьку…
Папа: Понятно, значит, наш младший сын уже три месяца мечтает о собаке.
Старший ребенок: Я тоже мечтаю! Я тоже мечтаю о собаке! Уже целую неделю мечтаю! Даже нет, восемь дней!
Мама: Мечтать - не вредно!
Группа 2.
Старший ребенок: В прошлом месяце было тридцать дней? —
Младший ребенок: Нет, тридцать один!
Старший ребенок: Значит, завтра будет девяносто три дня, как ты мечтаешь о собаке!
Младший ребенок: Ага (грустно вздыхает)
Старший ребенок: А если к твоим дням прибавить девять моих, то получится сто два дня несбыточной мечты!
Младший ребенок: Да уж…
Папа: (читая газету) Несбыточные мечты… Такого не бывает. Если мечта правильная, она обязательно сбудется.
Группа 3.
Папа: Вот. (демонстрирует щенка) Я сложил три числа, и получилось, что мы мечтали об одном и том же тридцать четыре года, три месяца…
Старший ребенок: и десять дней…
Младший ребенок: даже одиннадцать
Папа: Это по состоянию на сегодняшнее утро!
Мама: Прибавь еще двадцать семь лет… к мечте… Нет, пожалуй, двадцать восемь!… (демонстрирует миску)
Инсценирование заранее подготовленных отрывков
Ю.А. Вам понравился рассказ? Поделитесь с нами своими впечатлениями
Участники делятся впечатлениями
Ю.А. Вернемся к нашей корзине идей: какой подарок мы с вами можем нашим мамам сделать прямо сейчас?
Участники: подарить тепло, заботу и любовь. Просто обнять и сказать хорошие и теплые слова.
Ю.А. и С.А. Спасибо вам большое, что нашли время посетить нашу литературную гостиную. Мы всегда вам рады! До новых встреч!