Пояснительная записка
Данный урок был разработан для обучающихся футбольного класса, в возрасте 9 лет в преддверии «Чемпионата мира по футболу-2018». С этим связано большинство заданий на уроке.
Тема: «Площадь прямоугольника»
Цели:
- познакомить учащихся с понятием «площадь прямоугольника»;
- способствовать самостоятельному добыванию знаний и применению их в практической деятельности.
Задачи:
- закреплять умение различать и называть геометрические фигуры;
- совершенствовать умения решать задачи на нахождение площади прямоугольника;
- уметь проявлять на уроке наблюдательность, анализировать и синтезировать информацию.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска, презентация по теме урока, видеоролики, карточки для индивидуальной и групповой работы, менеджменты (таблица для распределения номера участника группы),учебник: Дорофеев Г.В. и др. Математика. 3 класс – М. : Просвещение, 2016.
Актуальность данной темы заключается в необходимости детям знать размер футбольного поля в связи с тем, что они ежедневно посещают это место и с требованием тренера рассчитывать действия в соответствии с размерами поля.
Урок содержит обучающие структуры для организации взаимодействия учащихся и активного вовлечения каждого обучающегося в учебный процесс (Сингапурские технологии)
Сценарий урока
Организационный момент. (1мин)
- Добрый день всем! Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я желаю вам всем хорошей работы на уроке.
II. Мотивационно-целевой этап. (3 мин)
- Ребята, посмотрите на экран. Слайд 1
Просмотр видеоролика.( Всем добрый день! Ребята, большинство наших тренировок по футболу проходит в лицее, в спортивном зале. Для того, чтобы было удобно играть и чувствовать себя в спортивном зале, как на футбольном поле, необходимо застелить пол искусственным покрытием. У меня к вам вопрос. Хватит ли искусственного покрытия в 100 кв метров?)
- Ребята, сможем ли мы сразу ответить на вопрос Алексея Валерьевича? (нет)
- Почему? (мы не знаем площадь спортивного зала)
- На какую фигуру похоже футбольное поле? (на прямоугольник)
- Как называются стороны прямоугольника? (длина и ширина)
- Что нам нужно сделать? (найти площадь спорт. зала)
- Так какая тема урока? (площадь прямоугольника) Слайд 2
- Чему мы должны научиться на уроке? (находить площадь прямоугольника)
-Что должны узнать?
III. Ориентировочный этап (2мин)
-Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы?
- Ребята, как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить ее, ответить на вопросы? (работать в группах)
IV. Поисково-исследовательский этап (20мин)
- Давайте вспомним, в каких единицах измеряется площадь фигур? Обсудите в группах. (Time Pair Share (Обсуждаем в парах)) Отвечает группа 3-№4. (в квадратных сантиметрах)
- Что такое квадратный сантиметр? Отвечает 1-№2. (Квадрат со стороной 1кв см)
- Ребята, у вас на столах лежат листочки в виде таблички. Возьмите их, пожалуйста.
- В течение 1 мин. вы записываете ответы на своих листочках.
- Сейчас, в течение 1 мин обменяйтесь ответами с партнером по плечу.
-Проверим ваши ответы. Работаем с партнером по лицу.
Вырази в квадратных сантиметрах
6дм², 2дм², 9 дм², 3дм²,10дм²
Вырази в квадратных дециметрах
200см², 500см², 800см², 100см², 400см², 2м², 5м², 8м², 1м², 4м².
-За правильный ответ ставим плюс напротив задания.
14-15б-«5»
11-13б-«4»
7-10б-«3»
Меньше 7б-«2»
-Встаньте те, кто выполнил все задания правильно и получил «5» и т д.
-Давайте поблагодарим себя за отличную работу. (чир «отлично!»)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
-На партах найдите листочки с задачами. В течение 3 минут обсудите условие задачи, запишите решение в тетрадь.
(Далее обмениваются решением задач по группам. Называю номер группы и участника)
Задачи для групп:
Длина прямоугольного листа картона равна 14 см. а ширина – на 9 см меньше. Найди площадь этого листа картона. |
Крышка стола имеет форму прямоугольника, длина которого равна 15 дм, а ширина 6 дм. Вычисли площадь крышки стола. |
Для игровой комнаты купили ковер. Длина ковра – 12 м, а ширина на 9 м меньше. Вычисли площадь этого ковра. |
Вычисли площадь альбомного листа, если его длина 30 см, а ширина на 15 см меньше. |
Найди площадь картины, если ее длина 40 см, а ширина в 2 раза меньше. |
-Итак, ребята, что общего было у всех этих задач?
-Что нужно было найти?
-Как вычислить площадь прямоугольника? (Нужно найти его длину и ширину в одинаковых единицах, а потом вычислить произведение полученных чисел)
-Площадь в математике принято обозначать буквой S. Длина прямоугольника – a, ширина-b. Слайд 3
-Как найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину)
- Давайте откроем учебники на с. 74 и узнаем, правильно ли вы сделали вывод.
-Прочитайте правило. Слайд 4
- Молодцы! Поблагодарим друг друга за отличную работу.
Физкультминутка (Mix Pair Share Миксер) (3мин)
В пары. Повторяем таблицу умножения на 7. Начинает тот, кто выше ростом. Таблица умножения на 8. Начинает тот, у кого больше пуговиц на одежде.
V. Практический этап (7 мин)
- Ребята. Вчера на электронную почту мне пришли письма из следующих городов: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Самара.
-Как вы думаете, почему именно эти города обозначены в письмах? (потому что в этих городах будет проходить чемпионат мира по футболу)
- Во всех этих городах живут и учатся такие же ребята, как и вы. Они очень любят играть в футбол и занимаются этим любимым делом в разных местах: на стадионе, во дворе, в школе. В конвертах вы найдете задание, где необходимо вычислить площадь футбольных полей. Ответы запишите на отдельный листочек. (Отвечает один человек из группы)
(Think-Write and Robin (Подумай-Запиши-Обсуди в команде))
Задачи для групп:
Привет из столицы нашей Родины! Ребята, вычислите площадь спортивной площадки, если ее длина 18м, а ширина на 10 м меньше? |
Привет из северной столицы города Санкт-Петербурга! Ребята, ширина футбольного поля 7 м, а его длина на 9м больше. Вычислите площадь. |
Привет от дворовой команды по футболу г. Екатеринбурга. Вычислите площадь нашей футбольной площадки, если её длина 20м, а ширина на 10 м меньше. |
Привет из Казани. Пишут вам ребята из сборной команды по футболу. Вычислите площадь футбольного поля, если его длина 42 м, а ширина на 10 м меньше. |
Привет из Самары! Найдите площадь футбольного поля со сторонами 17м и 5 м |
VI. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)
-Давайте вернемся к видеоролику и ответим на вопрос нашего тренера. Просмотр видео с данными. (Уважаемые ребята, я забыл вам задать параметры. Ширина – 10 м, длина – 25 м. До свидания!)
-Хватит ли искусственного покрытия в 100 кв м для спортивного зала с шириной 10 м и длиной 25 м ?(нет)
- Как узнали? (вычислили площадь спортзала, зная длину и ширину)
-На столах вы видите футбольные мячи разных цветов. Оцените свою работу сегодня на уроке и приклейте мяч на футбольное поле на доске.
Домашнее задание: Слайд 5
-Вы сегодня очень хорошо работали на уроке, работали в группах, в паре. Все вы – большие молодцы! Спасибо за урок! Слайд 6