СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий с презентацией и творческими заданиями

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока мира»

Мир – высшая ценность


Учитель: Савушкина С.П.


Цель урока:                                                                                             

Воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность,  стремление к миру.

Задачи урока:

воспитательные:

  • Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;

  • Воспитывать уважение к родной истории, знанию.

развивающие:                

  • Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

  • Развитие творческого потенциала учащихся

обучающие:

  • Уметь выстраивать взаимоотношения между людьми на принципах уважения, добра, честности  и справедливости


Методы работы: фронтальная беседа, творческая работа, презентация


Материалы и оборудование: 

  • украсить класс к 1 сентября,

  • рисунки символоов мира

  • карточки с высказываниями из разных религий)

  • листы цветного картона, магниты

  • мультимедийное оборудование (для просмотра видео),
    запись песни «Пусть всегда будет солнце»

  • глобус

  • цветной картон

  • ножницы


Доска:

МИР

КАК СОХРАНИТЬ МИР

СИМВОЛЫ МИРА

НАШ СИМВОЛ


Вначале урока звучит песня «Пусть всегда будет солнце»     (слайд 1)   


  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Я поздравляю вас с новым учебным годом! Желаю вам активно и с радостью постигать новые знания, больше испытывать положительных эмоций, быть активными, веселыми, здоровыми!  

1 сентября – не только День Знаний, но и еще День Мира! (слайд 2)

  • Кто может ответить, почему 1-ое сентября еще и День Мира? (ответы детей)

  • Вспомните историю: 1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война, которая нарушила Мир: разрушила привычный ход жизни миллионов людей, разорвала миллионы жизней …

  • Этот день был учрежден решением Генеральной Ассамблеи ООН.

Международный день мира был учрежден для того, чтобы стать днем глобального прекращения огня. Все государства мира хотя бы в этот день должны соблюдать правило: «День без выстрела на Земле».

Первый Международный день мира был проведен в сентябре 1982 года. А с 2002 года Международный день мира отмечается 21 сентября как день всеобщего огня и отказа от насилия. День мира призывает людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.


  1. Что такое Мир?

А что такое мир? Как вы думаете ребята? (ответы уч-ся).


Слово мир имеет несколько значений. Мир - Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара. Мир – это дружеские связи, согласия между кем-либо, отсутствие войны, тишина, покой, соглашение о прекращении войны.

Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий. Для нас мир повседневная реальность, на наших улицах спокойно, наши дети ходят в школу.


Положите в ларец близкие вам слова о мире (слайд 3)

(Творческая работа в группах по 5 слов )

    • Зачитываеют и находят совпадения, которые записывают на доске «Мир – это»


  1. Как сохранить мир?

На каждой парте лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.

•        «Не делай другому того, от чего больно тебе». (Христианство)

•        «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Христианство)

•        «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей». (Ислам)

•        «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе». (Буддизм)

  • Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

- Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.(слова записывются на доске «мир сохранят»)


  1. Символы Мира : Когда мы говорим о мире у нас возникают ассоциации, картины и символы. Какие символы мира вы знаете?

(по ходу выступления все символы закрепляются на доске)

Слайд 4: (1 ученик)

Голубь мира.

Это выражение и символ, которые начали пользоваться большой популярностью после окончания Второй мировой войны. Сегодня этот символ известен каждому и используется достаточно широко во всем мире.

Каждому известно это изображение белого голубя, который держит в клюве оливковую ветвь. - Кто знает, знаменитого автора этого рисунка?

  Автором этого рисунка являлся знаменитый Пабло Пикассо. СЛАЙД

Существует также и традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений


    • Слайд 5 : (2 ученик)

Бумажный журавлик


Журавль – символ счастья и удачи в Японии. Эту фигурку складывали еще в древности. В нескольких древних источниках есть описание изготовления бумажной фигурки журавлика (Цуру). Подаренный бумажный журавлик был священным и приносил одариваемому счастье и долголетие Японцы верят, что если сложить тысячу таких оригами, то загаданное желание сбудется непременно, а больной может исцелиться. Не так давно в символику журавлика проникло и другое значение – символ мира. Связано это с японской девочкой Сасаки Садаки, о которой мы ещё расскажем


  • Оливковая ветвь: (1, 3,4,5 ученик)

3 ученик- Оливковое дерево без преувеличения можно назвать "Древом жизни": как сказано в Священном Писании, именно оно выросло первым после Всемирного потопа. Одно из самых жизнелюбивых растений на земле, оно способно расти и плодоносить сотни лет, а его плоды мы используем, чтобы приготовить оливковое масло, которое помогает лечить недуги, делает нашу пищу полезной и вкусной.

4 ученик - Благодаря большому количеству положительных качеств, связанных с оливой, оливковая ветвь стала символом добрых намерений у разных народов. Ее дарили Олимпийским чемпионам Древней Греции, ее преподносили в знак примирения, ее использовали в свадебных обрядах и многое другое. С какими же символами была связана оливковая ветвь с давних времен?

5 ученик - Впервые оливковую ветвь как символ мира мы встречаем еще в древних писаниях. В Торе упоминается оливковая ветвь, которую принес Ноаху (Ною после всемирного потопа и это стало символом восстановления мира между Богом и человеком.В Древнем Риме ветви оливы преподносили послы покоренных народов римским властям, в знак прекращения сопротивления.


1 ученик - Наконец, Организация Объединенных Наций, чья миссия состоит в борьбе за мир во всем мире, также использовала в свой эмблеме этот символ. На эмблеме ООН изображен земной шар, в окружении оливковых ветвей, что означает: весь мир держится на оливковых ветвях мира.

  • Пацифик (2,3 ученик)

2 ученик - Самый известный символа мира — "пацифик" — существует уже больше чем пятьдесят лет.

Одни счиют, что его изображение означает обведенный кружком след лапки голубя мира (у нас сей лого зовут не иначе чем "куриной лапкой").

А другие уверены, что это контуры атомной ракеты, ограниченной окружностью..

3 ученик - Однако, у этого символа есть вполне такой реальный автор! Знак Пацифик был разработан британским художником Джеральдом Холтомом , выпускником Лондонского Королевского колледжа искусств в 1958 году для политического движения за ядерное разоружение

Некоторые считают, что данный знак обозначает объединение трех дорог в одну,что как бы олицетворяет единство человека.

( 5 ведущих руками изображают знак)

  • Колокол Мира (слайд 6) (звучит колокол)

4 ученик - Япония в июне 1954 года в качестве подарка преподнесла ООН «Колокол мира». Его отлили из монет, которые были собраны детьми из 60 стран мира.

- В центральном штабе ООН, расположенном в Нью-Йорке, также имеется подобный колокол. Существует традиция звонить в него дважды в год: в самом начале весны – в день весеннего равноденствия, а также 21 сентября, когда отмечается День мира.

На этом колоколе имеется надпись,

- Как вам кажется, что там написано?

Надпись провозглашает идею мира во всем мире.  «Даздравствует всеобщий мир во всём мире»


5 ученик - Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун посвящает этому дню послания, в которых говорит о том, что правители разных стран должны прислушиваться к мнению своего народа и должны заботиться о том, чтобы сделать жизнь в их государствах более безопасной. Все люди должны иметь одинаковые права и свободы. 

После своего обращения он ударяет в Колокол мира. Эта церемония также включает в себя минуту молчания.

- Для чего, как вы думаете, проводят минуту молчания?

Она  призвана почтить память погибших

1 ученик - Колокола Мира установлены во многих городах мира как символ мира, дружбы, братства и солидарности народов, что проживают в нашем общем доме под названием Земля. Своим звоном они призывает всех защищать мир на нашей планете и сохранять ее красоту. Их звон – это напоминание и призыв к действию. Каждый человек должен помнить, что, если ни он, то кто тогда поможет Земле.

Ведущие читают стих со слайда

Минута молчания - метроном

  1. Учитель – Война – страшное слово, но ещё страшнее реальность. И кому как не нам знать её ужасы. Она ворвалась к нам в дом в далёком 1941 году, но горе и слёза, которые она принесла мы не забудем никогда

2 ученик – слайд 7

От Бреста до Москвы – 1 000 километров.

От Москвы до Берлина – 1 600 километров.

2 600 километров…

Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа…

Дорогами войны – четыре года!

4 года - 34 тысячи часов!

Более 26 миллионов погибших советских людей!

Если по каждому из них объявить минуту молчания,

страна будет молчать – 35 лет.

3 ученик – слайд 8

22 июня 1941 года ранним воскресным утром вся страна узнала о вероломстве немецкой армии, о начале войны, которую потом назовут Великой Отечественной.

Вражеские бомбардировщики сбрасывали на город сотни, тысячи бомб. Горели и рушились здания, но самое главное, уничтожались склады продовольствия.

А когда Ленинград был взят в кольцо, наступили тяжелые блокадные дни, когда дневная норма хлеба рабочим составляла – 300 грамм, старикам и детям – 150.

  1. Таня Савчева - слайд 9 (4 ученик)

Таня Савичева — маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц. И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, но семья Савичевых была уверена — вместе продержатся, выстоят, переживут… Вслед за голодной осенью пришла суровая зима. Как-то, убираясь дома, Таня нашла забытую её сестрой Ниной записную книжку. Часть книжки была заполнена записями Нины, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — оставалась нетронутой. Таня не стала выбрасывать находку и сохранила её у себя в шкафчике. Вскоре в этом дневнике появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.» А затем новая запись и ещё одна и ещё (читает записи на листиках). Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года.



Слайд 10 (ученик 5)

В Ленинграде, а ныне Санкт-Петербурге на Васильевском острове в доме №13/6, где жила семья Савичевых, установлена мемориальная доска.

Дневник Тани хранится в Санкт-Петербурге в мемориальном комплексе на Пискаревском кладбище рядом с боевыми орденами и медалями.

Памятник на могиле Тани Савичевой в поселке Шатки Нижегородской области.



  1. Атомная бомба -

Учитель: Пройдя все ужасы войныи победив, нам казалось, что уже не может быть ничего страшнее, но мы ошибались



Слайд 11 (ученик 1)

6 августа 1945 года по приказу президента США Трумэна американским бомбардировщиком была сброшена первая атомная бомба на японский город Хиросима.

9 августа 1945 года американцами была сброшена вторая атомная бомба на японский город Нагасаки.

Слайд 12 (ученик 2)

Огромный огненный, похожий на большую поганку, ядерный взрыв накрыл города. Рушились дома, чернели деревья, замертво падали люди. Города превратились в выжженную пустыню и вымерли. Жертвами бомбардировки в Хиросиме были 140 тысяч человек, в Нагасаки – 75 тысяч



Слайд 13 (ученик 3)

В Хиросиме жила-была японская девочка Сасаки Садако. Когда на город сбросили атомную бомбу, ее было всего 2 года. Через 10 лет она заболела тяжелой лучевой болезнью – лейкемией или раком крови.

Девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправиться

Между тем, здоровье Садако постоянно ухудшалось и 25 октября 1955 года её не стало. Она успела сделать лишь 644 журавлика.

Хамамото и другие её друзья доделали остальные 356 журавликов. Они сплели сенбазуру – и похоронили вместе с ней.

В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире».

Садако стала символом неприятия ядерной войны.



  1. Беслан

Учитель: Та страшная война закончилась. Люди понемногу стали оттаивать, налаживать мирную жизнь. Казалось бы история должна научить людей, что война не может быть ужасом только для одних и счастьем для других. Страдают ВСЕ! Но не прошло и 60 лет и она снова пришла в наши дома



Слайд 14 (ученик 4)

Сентябрь 2004 года.

Дети в парадной форме с цветами и их близкие собирались на линейку, посвященную началу учебного года. В это время на территорию школы №1 ворвалась вооруженная банда. Она захватила более 1300 детей и взрослых.

С 1 по 3 сентября они сидели на полу в спортивном зале без воды и еды. Школа была заминирована…

… На сегодняшний день установлено 394 человека, погибших  из них 186 детей

Слайд 15 (ученик 5)

«Древо скорби» — памятник жертвам террористического акта, произошедшего 1 сентября 2004 года в Беслане (Северная Осетия). Установлен в августе 2005 года на мемориальном кладбище города. Бронзовая композиция представляет собой ствол дерева, сформированный четырьмя женскими фигурами. Крона древа образована распростёртыми руками женщин, которые держат ангелов, символизирующих погибших детей. Высота памятника — около 9 метров. 

  1. Нет войне!

Слайд 16 (ученик 1)

Слушайте!

Мамы, папы,  все взрослые люди!  Слушайте голос своих детей:  Ядерных взрывов вовек пусть не будет,  Путь войне преградите скорей!


Слайд 17 (ученик 2)

Слушайте!

Нам нужен мир на голубой планете,  Его хотят и взрослые, и дети.  Им хочется, проснувшись на рассвете,  Не вспоминать, не думать о войне.


Слайд 18 (ученик 3)


Слушайте!

Нам нужен мир, чтоб строить города,  Сажать деревья и работать в поле.  Его хотят все люди доброй воли.  Нам нужен мир навеки! Навсегда!


Учитель : слайд 19


И мы сегодня говорим «Нет войне!»


Ученик 4 –

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я


  1. Подведение итогов

Учитель:

  • Мы говорили с вами сегодня о войне, о мире, о символах мира о том, что поможет спасти мир. Давайте попробуем сделать вывод: (пользуясь записями на доске, дети высказывают своё мнение))

Что такое мир?

Что поможет спасти мир?

Какие символы мира мы знаем?

  • Давайте напишем свои пожелания людям мира и создадим свой символ. У вас на столах листы картона, обведите чью либо руку, вырежьте её и напишите своё пожелание от группы

Прочтите свои пожелания и прикрепите свою ладошку на глобусе (слова –пожелания записываются на доске). Что обозначает наш символ? (мир – в руках детей)


Учитель; Приходим к выводу о том, что:         

  • люди, которые отказываются от своей истории, своих корней становятся очень уязвимыми и обречены на вымирание

  • кто не помнит уроков войны, боли и разрушений, вызванных войной,  легко вступает или развязывает  новую войну

  • агрессия, зависть и злоба разрушает людей и государства

  • больше доброжелательности друг к другу



Хочу прочитать вам стихотворение Гаврюшкина Александра Евгеньевича:


Дети Мира, за руки возьмитесь!

Дети Мира, за руки возьмитесь!

Шар земной обнять под силу вам.

Войны на Земле остановите!

Мир подвластен детским голосам.

 

Милые мальчишки и девчонки,

Научите взрослых мирно жить.

Детские, прекрасные ручонки,

Постарайтесь Мир наш сохранить.

 

Дети наши, будьте-ка смелее!

Занимайте место у руля!

Станете командой вы, взрослея,

Нашего Земного корабля.

 

Поплывёт он по волнам вселенной,

Счастьем, освещая всё вокруг.

Ужасы уйдут поры военной,

Все несчастья, беды и испуг.

 

Станет Мир и лучше и светлее

В разноцветье милых детских глаз,

Люди станут чище и добрее.

Дети! Мы надеемся на вас!


Что вы, дети, помимо памяти о страшных страницах истории, можете сделать для Мира? Я думаю, что надо начать с внутреннего, духовного воспитания и саморазвития. Растить в себе чувства добра, взаимопомощи, уважения к знакомым и незнакомым  людям, к своим одноклассникам, соседям и т. д. Научиться чувствовать друг друга.

Предлагаю закончить урок песней «Солнечный круг»



















Приложение 1


МИР – ЭТО


МИР


СОХРАНЯТ


СИМВОЛЫ


МИРА




МЫ ЖЕЛАЕМ


ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ






МИР –


ВЫСШАЯ


ЦЕННОСТЬ


























Приложение 2


« Не делай другому того, от чего больно тебе» (Хритсианство)


«Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Христианство)


«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей» (Ислам)


« Всчастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе» (Буддизм)