Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексинская средняя общеобразовательная школа имени К.И. Ракутина»
Урок литературы в 6 классе (внеклассное чтение)
Святочные рассказы.
Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».
Учитель русского языка и
литературы Казьмина Е.П.
Цель урока: продолжить работу по анализу прозаического произведения, познакомиться с жанровыми особенностями святочного рассказа, подчеркнуть высокий нравственный смысл жизни и поступков
Задачи урока:
обучающие – познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; развивать умение наблюдать за художественным словом, делать свои выводы;
развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение,
формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей обучающихся;
воспитательные - понять сложности взаимоотношений между людьми, воспитание общечеловеческих ценностей; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической литературе.
Эпиграфом к уроку служат слова Ф.М. Достоевского: «Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка».
1.ОРГМОМЕНТ.
-Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми радостными?
« Рождество - это время милосердия и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами», - сказал Чарльз Диккенс.
Существовала старинная традиция: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой. Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, это пришло в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе». А вот и произведения русских писателей:
Куприн А.И. «Чудесный доктор»
Андреев Л « Ангелочек»
Белов «Даня»
Гоголь «Ночь перед Рождеством».
2.Сообщение учеников.
Вспомните, какое событие произошло в Рождество?
-Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Золотая, ясная звезда взошла на небо в час Рождества, она просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века
Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно
- единственное: в Иудее родился. Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ. Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство. Тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.
Каждый год на Рождественской службе дети нашей школы читают стихи в Алексинской церкви св.муч. Андрея Стратилата. Среди стихов есть стихотворения русского поэта Иосифа Бродского. Поэт соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу "Рождественские стихи". И вот одно их стихотворений поэта.
3.Чтение стихотворения Иосифа Бродского «Рождество»
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.
3.Слово учителя
-Русские писатели всегда обостренно чувствовали боль человека. Один из таких русских писателей-классиков, который глубоко любил человека, переживал за человека, пребывающего в несчастье или пороке, радовался за человека, несущего «в своей душе свет», верил в человека и его великие духовные силы – это Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский перенес тяжелые жизненные испытания, прошел трудный путь от атеиста (неверующего) до глубоко религиозного православного человека.
Сегодня мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как воплощается авторский замысел; подумаем, что означают вечные истины: вера, милосердие, сострадание.
4.Знакомство с автором. Ф.М. Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.
5.Введение понятия «рождественский», «святочный» рассказ
- Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к
жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший.
Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.
Запишем определение:
Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.
Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".
-А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Автор считает так потому, что все описанное им малоправдоподобно.)
-Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.
6.Анализ композиции рассказа "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"
-Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.
-Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" обычная композиция:
1картина – экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).
2 картина – завязка – (Мальчик выходит на улицу).
3 картина – развитие действия «Красивая ёлка в богатом доме».
4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на ёлке»
Повторить: что такое композиция?
Дети вспоминают правило, что такое композиция. (Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)
7.Анализ частей рассказа.
Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя
( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).- Достоевский очень коротко говорит о внешности
главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст - "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.
- Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере? (Этот мальчик имеет хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)
- Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события.
Найдем описание места, где живет герой, («…в подвале… в сыром и холодном
подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно»).
-Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?
-Кто еще находится в это время в подвале?
-Почему мама не сможет помочь мальчику?
-Куда отправился мальчик?
-В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так…("Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз.… Все так толкаются…")
А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то")
-Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и - празднично нарядные? (Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)
8.Художественно-выразительные средства рассказа.
Запишем в тетрадь определения, что такое "портрет" и "пейзаж".
Портрет - изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.
Пейзаж - изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.
-Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.
Художественная деталь - изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).
-Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)
-Именно. Слово употреблено с уменьшительно - ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".
-Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали? (Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки, и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)
Денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. А все, что дается не от души, - не нужно, ложно.
- Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло (Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.)
-Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".
-Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? ("Вспомнил, заплакал, побежал".)- Он убегал. Не от боли физической, а от боли душевной,
боли, когда он увидел совсем иную картину жизни.
-Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.
("Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуёмность." Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.)
-Эти "запахи" дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика.
9.Главный эпизод рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".
-Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? Чей голос услышал мальчик во сне?
( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)
-Куда попал мальчик? Почему мальчику стало тепло?
-Кого увидел мальчик на елке у Христа? (детей и плачущих мам)
-Почему плакали матери? (они не смогли спасти своих детей от голода и бедности)
-Можно ли применить слово «Милосердие» к этому эпизоду (дети проявили милосердие к своим несчастным матерям, простили их)
-Почему дети простили своих матерей? (потому что они поняли, что матери их бросили не по злобе, порочности характера, а из-за жестокости и невыносимой самой жизни, быта)
-А давайте подумаем, сбылось ли в рассказе чудо Рождества?
Чудо произошло: мальчик обрёл счастье, успокоение. Он встретился с мамой, попал в атмосферу любви и праздника. Но чудо это страшное, так как мальчик и другие дети, которых он встретил на Христовой ёлке, прежде чем попасть сюда претерпели страшные мучения на земле.
10.Вывод.
-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?
(Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)
-Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
-В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.
-А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ( "Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там, у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".)
-Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.
- Чем заканчивается рассказ? Прочитайте (А на утро дворники…)
-А почему умер? - (никто не помог, не проявил милосердия)
11.Работа со словом «милосердие».
Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество
(Милосердие - это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.
Милосердие
Ведь есть же милосердие-
Сердечное усердие.
И есть же сострадание-
Души переживание.
Не за себя,
А за другого,
Всегда любя
Божественный дар: Милосердие, Жалость, Мир и Любовь-к ним взываем в минуты несчастья. И о них вспоминаем мы вновь и вновь, Когда сердце ликует от счастья.
Милосердие, Жалость, Мир и Любовь
-Как вы помните, рассказ был написан в 1876 г. А мы с вами обратимся к современности и попробуем выяснить, актуален ли рассказ в наши дни?
В наше время, когда более 2 миллионов детей находится на вокзалах, в подвалах, просто на улице, голодных, больных, измождённых, идея рассказа остаётся актуальной. «Будьте милосердны и сострадательны», – говорит нам Ф.М.Достоевский. «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
12.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«И зачем же я сочинил такую историю?»- спрашивает себя и нас, читателей, Достоевский, завершая рассказ?
-Как бы вы ответили на этот вопрос? Это и будет вашим домашним заданием.
Счастлив он, голос услыша Христа,
Бога в себе обретя и себя.
Люди! А я бы просила иного
Господи, дай ребятишкам земного –
Хлеба, и счастья, и детства, игрушек,
Голод и страх, не губите их души!
Жизни короткие чтобы продлились,
Детские слезы чтобы не лились!