СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святочные рассказы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по  литературе в 6 классе.К одному из главных православных праздников-Рождеству был проведен данный урок. Детям вводилось понятие ""святочный рассказ" на примере рассказа Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на елке", наряду с этим отмечалось, что рождественские рассказы-это рассказы о чудесах.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Святочные рассказы.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексинская средняя общеобразовательная школа имени К.И. Ракутина»

















Урок литературы в 6 классе (внеклассное чтение)

Святочные рассказы.

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».



















Учитель русского языка и

литературы Казьмина Е.П.







Цель урока: продолжить работу по анализу прозаического произведения, познакомиться с жанровыми особенностями святочного рассказа, подчеркнуть высокий нравственный смысл жизни и поступков

Задачи урока:

обучающие – познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; развивать умение наблюдать за художественным словом, делать свои выводы;

развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение,

формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей обучающихся;

воспитательные - понять сложности взаимоотношений между людьми, воспитание общечеловеческих ценностей; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической литературе.


Эпиграфом к уроку служат слова Ф.М. Достоевского: «Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка».



1.ОРГМОМЕНТ.

-Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми радостными?

« Рождество - это время милосердия и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами», - сказал Чарльз Диккенс.

Существовала старинная традиция: на Рождество или Святки читать и рассказывать святочные рассказы. Писатели специально сочиняли их. Действие в них происходит в Рождественский праздник, когда может случиться что-нибудь доброе, прекрасное, чудесное. В них реальность переплетается с фантастикой, достоверное с вымыслом, добрые духи, ангелы и святые меняют жизнь несчастных героев рассказа к лучшему, дарят надежду. Эти рассказы всегда завершаются счастливой развязкой. Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, это пришло в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе». А вот и произведения русских писателей:

Куприн А.И. «Чудесный доктор»

Андреев Л « Ангелочек»

Белов «Даня»

Гоголь «Ночь перед Рождеством».


2.Сообщение учеников.

Вспомните, какое событие произошло в Рождество?

-Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Золотая, ясная звезда взошла на небо в час Рождества, она просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века

Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно







- единственное: в Иудее родился. Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ. Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство. Тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

Каждый год на Рождественской службе дети нашей школы читают стихи в Алексинской церкви св.муч. Андрея Стратилата. Среди стихов есть стихотворения русского поэта Иосифа Бродского. Поэт соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу "Рождественские стихи". И вот одно их стихотворений поэта.


3.Чтение стихотворения Иосифа Бродского «Рождество»

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Звезда светила ярко с небосвода.

Холодный ветер снег в сугроб сгребал.

Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.

И тени становились то короче,

то вдруг длинней. Никто не знал кругом,

что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.


3.Слово учителя

-Русские писатели всегда обостренно чувствовали боль человека. Один из таких русских писателей-классиков, который глубоко любил человека, переживал за человека, пребывающего в несчастье или пороке, радовался за человека, несущего «в своей душе свет», верил в человека и его великие духовные силы – это Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский перенес тяжелые жизненные испытания, прошел трудный путь от атеиста (неверующего) до глубоко религиозного православного человека.

Сегодня мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как воплощается авторский замысел; подумаем, что означают вечные истины: вера, милосердие, сострадание.


4.Знакомство с автором. Ф.М. Достоевский - взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.


5.Введение понятия «рождественский», «святочный» рассказ

- Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к







жанру святочных рассказов. Святки - это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший.

Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Запишем определение:

Рождественский рассказ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".

-А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Автор считает так потому, что все описанное им малоправдоподобно.)

-Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.


6.Анализ композиции рассказа "МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ"

-Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.

-Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" обычная композиция:

1картина – экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).

2 картина – завязка – (Мальчик выходит на улицу).

3 картина – развитие действия «Красивая ёлка в богатом доме».

4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на ёлке»

Повторить: что такое композиция?

Дети вспоминают правило, что такое композиция. (Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)


7.Анализ частей рассказа.

Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя

( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).- Достоевский очень коротко говорит о внешности

главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст - "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

- Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере? (Этот мальчик имеет хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)

- Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события.

Найдем описание места, где живет герой, («…в подвале… в сыром и холодном







подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно»).

-Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?

-Кто еще находится в это время в подвале?

-Почему мама не сможет помочь мальчику?

-Куда отправился мальчик?

-В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так…("Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз.… Все так толкаются…")

А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то")

-Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и - празднично нарядные? (Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)


8.Художественно-выразительные средства рассказа.

Запишем в тетрадь определения, что такое "портрет" и "пейзаж".

Портрет - изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Пейзаж - изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

-Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь - изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).

-Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)

-Именно. Слово употреблено с уменьшительно - ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

-Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали? (Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки, и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)

Денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. А все, что дается не от души, - не нужно, ложно.

- Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло (Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.)

-Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".

-Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? ("Вспомнил, заплакал, побежал".)- Он убегал. Не от боли физической, а от боли душевной,







боли, когда он увидел совсем иную картину жизни.

-Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.

("Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуёмность." Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.)

-Эти "запахи" дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика.


9.Главный эпизод рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".

-Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? Чей голос услышал мальчик во сне?

( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

-Куда попал мальчик? Почему мальчику стало тепло?

-Кого увидел мальчик на елке у Христа? (детей и плачущих мам)

-Почему плакали матери? (они не смогли спасти своих детей от голода и бедности)

-Можно ли применить слово «Милосердие» к этому эпизоду (дети проявили милосердие к своим несчастным матерям, простили их)

-Почему дети простили своих матерей? (потому что они поняли, что матери их бросили не по злобе, порочности характера, а из-за жестокости и невыносимой самой жизни, быта)

-А давайте подумаем, сбылось ли в рассказе чудо Рождества?

Чудо произошло: мальчик обрёл счастье, успокоение. Он встретился с мамой, попал в атмосферу любви и праздника. Но чудо это страшное, так как мальчик и другие дети, которых он встретил на Христовой ёлке, прежде чем попасть сюда претерпели страшные мучения на земле.


10.Вывод.

-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?

(Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)

-Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

-В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

-А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ( "Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там, у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".)







-Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.

- Чем заканчивается рассказ? Прочитайте (А на утро дворники…)

-А почему умер? - (никто не помог, не проявил милосердия)


11.Работа со словом «милосердие».

Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество

(Милосердие - это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.

Милосердие

Ведь есть же милосердие-

Сердечное усердие.

И есть же сострадание-

Души переживание.

Не за себя,

А за другого,

Всегда любя

Божественный дар: Милосердие, Жалость, Мир и Любовь-к ним взываем в минуты несчастья. И о них вспоминаем мы вновь и вновь, Когда сердце ликует от счастья.

Милосердие, Жалость, Мир и Любовь

-Как вы помните, рассказ был написан в 1876 г. А мы с вами обратимся к современности и попробуем выяснить, актуален ли рассказ в наши дни?

В наше время, когда более 2 миллионов детей находится на вокзалах, в подвалах, просто на улице, голодных, больных, измождённых, идея рассказа остаётся актуальной. «Будьте милосердны и сострадательны», – говорит нам Ф.М.Достоевский. «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».


12.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

«И зачем же я сочинил такую историю?»- спрашивает себя и нас, читателей, Достоевский, завершая рассказ?

-Как бы вы ответили на этот вопрос? Это и будет вашим домашним заданием.

Счастлив он, голос услыша Христа,

Бога в себе обретя и себя.

Люди! А я бы просила иного

Господи, дай ребятишкам земного –

Хлеба, и счастья, и детства, игрушек,

Голод и страх, не губите их души!

Жизни короткие чтобы продлились,

Детские слезы чтобы не лились!