СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Свойства воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Свойства воды"»


Тема урока: «Вода, ее свойства. Путешествие капельки»

Тип урока: Урок изучения нового материала с поисково-проблемным деятельностью. Решение частных задач.

Цель урока: сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).

Задачи урока:

1. Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе, знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

2. Создать условия для систематизации и расширения знания учащихся о процессах, происходящих с водой, для формирования практических умений работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

3. Создать условия для продолжения формирования мировоззренческих идей материальности мира, для этого:

-учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы,

- развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление,

- формировать единую картину мира,

4. Создать условия для развития коммуникативных компетенций у учащихся,



Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с текстами, заданиями, схемы «Три состояния воды», для опыта (лабораторное оборудование, кипяток, лёд, вишневый сок, молоко, вода, соль, сахар, песок, цветная бумага).














Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап. Организационный.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.


























2 этап.

Актуализация опорных знаний.

Цель: обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Методы и приемы:

беседа




3 этап.

Постановка темы и цели урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока

Методы и приемы:

Проблемная ситуация



4 этап.

Исследовательская деятельность в группах.

Цель: практическим способом выявить свойства воды.

Методы и приемы: проблемная ситуация,

практическая работа, наблюдение,

работа в группах, частично-поисковый




































































































































































































































































5 этап.

Итог урока. Рефлексия.

Цель:

Мотивация обучающихся на рефлексию своего поведения, анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Методы и приемы:

мотивация


6 этап.

Домашнее задание.





СЛАЙД 1

- Я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

СЛАЙД 2

- Сегодня у нас необычный урок, и его девизом будут слова: «Путь к знаниям лежит через открытия!»

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательны, организованы, дружны. Я желаю вам успехов.


-Ребята, отгадайте загадки:


На дворе переполох:
C неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)

Шумит он в поле и в саду,
A в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
A пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)


Без чего не сможет мама

Ни готовить, не помыть?

Без чего, мы спросим прямо,

Человеку не прожить? (вода)

Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька)


-Что объединяет все слова загадки?


- Закройте глаза и вслушайтесь в звуки. Что вы представили?

- Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Правильно, о воде.


СЛАЙД 3

- На огромной планете Земля

Жила скромная чистая капля

Ей вопросы мешали, друзья:

Как зовут? Где живу?

Для чего всем нужна я?

На вопросы ответить

Сама капля не может.

Ждет она не дождется,

Когда мы ей поможем.


- Вспомните, что вы уже знаете о воде.


- Достаточно ли ваших знаний о воде, чтобы вы могли сказать, что знаете все о ней?

- Что еще хотите узнать?


- Кто попробует сформулировать тему урока?

- Правильно, тема нашего урока «Вода, ее свойства. Путешествие капельки»

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?



1.Подготовка к исследованию

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река.

Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого.

СЛАЙД 4


- Сегодня мы организуем научную лабораторию.


И я предлагаю вам быть учёными.

- А чем занимаются ученые?

- Попробуйте сформулировать, какую работу вам, как ученым, предстоит сегодня выполнить.


2.Организация деятельности в группах


- В нашей лаборатории будут работать 5 научных групп.

- Прежде чем приступить к работе в лабораториях, вспомните правила работы в группах.


- А теперь вы должны выбрать в своей лаборатории:

  • Старшего научного сотрудника - он будет руководить опытом.

  • Помощника - он читает план опыта.

  • Эксперта - он записывает выводы.



3.Реализация опытов


- Приступаем к опытам. Выполняя их, вы должны строго соблюдать правила безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

Каждая группа будет выполнять разные опыты, о своих наблюдениях и выводах затем отчитаетесь.

- Помощники, получите план опыта. Обратите внимание, что вы должны действовать строго по плану.



4. Отчет о проделанной работе

- Выслушаем отчет каждого старшего научного сотрудника о полученных результатах.


1. Прозрачность

  1. Возьмите чайную ложку и опустите в стакан с соком. Видна ли она?

  2. Возьмите чайную ложку и опустите в стакан с молоком. Видна ли она?

  3. Возьмите чайную ложку и опустите в стакан с водой. Видна ли она?

  4. Сделайте вывод: о каком свойстве воды это говорит?

  5. Запишите вывод в карту.

Вывод: Чистая вода прозрачна

2. Цвет

  1. Возьмите полоски цветной бумаги и сравните с цветом воды в стакане.

  2. Сделайте вывод: имеет ли вода цвет?

  3. Запишите вывод в карту.

Вывод: Чистая вода бесцветна

3. Запах

  1. Поднесите стаканчик с водой к носу.

  2. Сделайте вывод: имеет ли чистая вода запах

  3. Запишите вывод в карту.

Вывод: Чистая вода не имеет запаха

4. Вода-растворитель

  1. Насыпьте в один стаканчик с водой немного сахарного песка, во второй - соли, а в третий – речного песка. Помешайте. Что произошло?

  2. Сделайте вывод: все ли вещества могут растворяться в воде?

  3. Запишите вывод в карту.

Вывод: Вода может растворять вещества.

Бывают и другие соли. Их вода тоже растворяет. В воде растворяются как полезные, так и вредные для растений и человека соли.


Как люди используют то, что речной песок не растворяет в воде?

Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?








5. Форма

  1. Возьмите стаканчик с водой и переместите воду в другой стаканчик.

  2. Сделайте вывод: о каком свойстве воды идёт речь? (текучесть, растворение, испарение, перемещение)

  3. Запишите вывод в карту.

Вывод: Вода не имеет формы, текуча

Как человек исполь­зует это свойство воды?


- О каких свойствах воды путем исследовательской работы вы узнали?

Физкультминутка


5. Продолжение практической деятельности


- Хотите еще больше узнать о воде?


а) Постановка проблемного вопроса

Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря? Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вопрос: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край?

3) Беседа по наблюдениям учащихся:
- Я послушала разные ответы.
- Как выглядят тела в природе и предметы после дождя?
(Влажные, мокрые).
- Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она?
(Мокрая).
- Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода?
(Испаряется).
- Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит?
(Вода испаряется).
- Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар? (чайник)

4) Проведение опытов:
Учитель проводит опыт - кипятит воду.

- Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Откуда появились капельки воды? Почему они образовались?
(Пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду).
- Можно сделать вывод: при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды. Давайте проведем еще один опыт. Для этого я принесла снег. Снег - это какое состояние воды?
(Твердое).
- Ой! Куда же он делся?
(Он превратился в воду).
- Почему?
(При высокой температуре вода из твердого состояния переходит в жидкое).
- Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое.

СЛАЙД 5

- -Давайте сделаем вывод о состоянии воды в природе (вода может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии)

Сгруппируйте в 3 группы.

3 состояния воды

Жидкое Газообразное Твёрдое

(Иней, град, роса, дождь, облако, снег, лёд, туман)

- От чего зависит состояние воды? (от температуры)


СЛАЙД 6


Но нам надо ответить на вопрос: "Куда девается вода из моря?"
СЛАЙД7
С.Погореловского "Весенний разговор".

Учитель показывает рисунки тучи, капельки, ручейка, моря, солнца, пара.
Ведущий. Нависли тучи над селом -
И разразился в небе гром!
Катился гром, гремел, ворчал
На всех, кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.
Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
Куда ты несешься,
Постой, ручеек,
Побудь, непоседливый, с нами!
Капля. Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек, -
Бегу я на родину, к маме!
Ведущий. А кто твоя мама?
Капля. Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотела,
Но солнце пригрело сильней -
И к страннице-тучке
Я паром взлетела.
Летела по свету я с ней.
Ведущий. Счастливая ты!
Увидела с неба
Всю землю с ее чудесами!
Капля. Да, много в пути
Повидала чудес,
Но очень грустила о маме.

- Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
(Она испаряется).
- А теперь Капелька хотела бы услышать ваш рассказ о ее путешествиях.
(Капелька совершила круг).
- Это явление называется "круговорот воды в природе".
Этапы круговорота воды 1. Испарение с поверхности океана. 2. Охлаждение пара.

3. Образование облаков. 4. Выпадение осадков. 5. Пополнение рек и подземных вод. 6. Сток в океан.

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей.)

Это интересно.
- Капитошка для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннеса.

Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.
Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
СЛАЙД 8


5. Контроль:
- А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал.

ТЕСТ
1. Обведи нужную букву. Лёд и снег - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.

2. Обведи нужную букву. Водяной пар - эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.

3. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?

поверхность океанов, морей, рек испарение воды водяной пар облако капелька воды океаны, моря, реки
Это ________________________________

4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он
стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по
классу.
- Подведем итог проделанной работы.

Был ли полезен для вас этот урок? Чем?


Я всё хорошо понял и могу идти дальше.

Я всё хорошо понял, но мне нужно быть более внимательным.

Мне нужно еще раз всё повторить.





- У каждого есть капельки. Если урок понравился и был вам полезен, прикрепите капельки к доске


СЛАЙД 9

- Закончить наш урок мне хотелось бы словами французского писателя Антуана Экзюпери.

« У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь!»

СЛАЙД 10

- Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы с удовольствием ее послушаем на следующем уроке.
А теперь прошу, ребятки,
Быстро встаньте по-порядку.
И нетрудно всем понять,
Что урок пора кончать.
Все старались, не ленились
И многому научились.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.











Слушают музыкальный отрывок со звуком журчания воды, высказывают свои мнения.















Отвечают на вопросы




















Высказывают свои мнения























Формулируют тему урока

Ставят пред собой цель








Выдвигают гипотезы








Формулируют правила работы в группах





Распределяют должности в группах





Помощники получают планы опытов


Дети проводят опыты.





Старшие научные сотрудники делают выводы











Выдвигают гипотезы



Получают план опыта и

проводят его в группах.


Старшие научные сотрудники делают выводы


Дети обобщают Высказывают свое мнение.


















































































(Дети отвечают на вопросы).