СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральная педагогика на уроках литературы. Из опыта работы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках гуманитарного цикла, а это и литература , и русский язык - мы всегда так или иначе используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах, например, через использование на уроке музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, предметов быта определенной эпохи, предметов, которые так или иначе иллюстрируют произведение, т.е. всего того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Поделюсь некоторыми примерами использования элементов театральной педагогики на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Театральная педагогика на уроках литературы. Из опыта работы»

Театральная педагогика на уроках литературы. Из опыта работы


Практика профессиональной деятельности требует от учителя постоянного поиска форм, методов и приемов для реализации задач воспитания, образования и развития личности. Я осуществляю выбор образовательной технологии в зависимости от уровня подготовленности класса, от возраста, от специфики предмета (русский язык или литература). Здесь, опираясь на опыт работы, хочется оговориться: многое в деятельности учителя среднего и старшего звена зависит от того, какой класс он получил от своих коллег из начальной школы. Мы все понимаем, что личность учителя играет большую роль в формировании познавательной активности ребят. Именно поэтому в одном классе любое предложение учителя получает отклик, в другом приходится долго подбирать продуктивные для данного класса технологии.

За годы педагогической практики у меня сформировались собственные педагогические приоритеты. Актуальным в моей деятельности стал личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, цель которого состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания. Конфликта с деятельностным подходом, заявленным ФГОС, здесь нет. С помощью учителя ученик должен стать субъектом собственной учебной деятельности, личностью, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность. Поэтому я включаю в учебные занятия приемы и методы актуализации субъектного опыта учащегося. С этой целью и используются на уроках русского языка и литературы элементы театральной педагогики.

Хочется напомнить несколько известных высказываний о театре. Эти высказывания будут структурировать мое выступление, и, вместе с тем, их можно было было бы использовать в качестве эпиграфов:

  1. «Весь мир — театр, и люди в нем актеры» (У. Шекспир).

  2. «Любите ли Вы театр так, как люблю его я?» (В.Г.Белинский)

  3. «Театр начинается с вешалки» (К. Станиславский)

Каждый словесник понимает, что лучшей иллюстрации к уроку литературы, на котором изучается творчество писателей-драматургов, чем погружение в мир театра, быть не может. Именно после такого продолжения урока начинается заинтересованный разговор о пьесе, где можно услышать: «А вот Вы говорили, а вот здесь было иначе...». Именно после таких разговоров начинается настоящая любовь к театру у моих учеников. И все, что связано с театром: будь то экскурсия в закулисье, будь то знакомство с новым (опера, балет), будь то конкурс или собственные постановки полноценных спектаклей — все это служит формированию современного человека как человека культурного.

Ежегодно мы с ребятами посещаем не менее четырех-пяти спектаклей в год. Все премьеры в центре нашего внимания. Программные произведения, представленные на сцене театра, смотрим обязательно. Театр — это место для размышлений над текстом, над постановкой, над работой актеров и работой декораторов. Это возможность соотнести свое первичное представление о тексте и его художественной форме с тем, что представляет талантливый творческий коллектив единомышленников. Самое приятное, что в театр мы ходим и с родителями. А это значит, у ребят есть возможность обсудить с родителями просмотренный спектакль, поговорить по душам. Театр дает возможность проявить и свои собственные таланты. Так в 2013 году Томский драматический театр организовал среди школьников конкурс сочинений. Мы приняли в нем участие.

Думаю, нельзя назвать театральную педагогику открытием сегодняшнего дня. Хочется вспомнить замечательные литературные гостиные, устные журналы. Эти мероприятия были любимы школьниками и требовали серьезной подготовки, включающей элементы театральной педагогики в виде актерской и режиссерской деятельности, а это: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита, репетиции. Появление в школе внеурочной деятельности как системных занятий на основе утвержденных программ дало возможность учителю перевести многие виды деятельности из разряда «внеклассная работа по предмету» в деятельность, заслуженно оплачиваемую. В нашей школе «Театральная мастерская» отдана преподавателям музыки и изобразительного искусства, но словесники используют театрализацию в рамках таких курсов, как «Диалог с текстом» для 7-9 классов и «Читательский клуб» для 10-х классов.

Вместе с тем, в последнее время проблема использования методов театральной педагогики становится актуальной для теории и практики образования, так как последние исследования показали, как меняется тип взаимодействия взрослого и ребёнка (игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения); учебный предмет превращается в увлекательные «предлагаемые обстоятельства»; для ребёнка становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала. Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких «предлагаемых обстоятельств» может выступать и пространство учебного предмета, пространство внеклассного мероприятия, пространство темы занятия, пространство текста. Каждая из трёх областей культуры – наука, искусство, реальная жизнь – это те же «предлагаемые обстоятельства».

На уроках гуманитарного цикла, а это и литература , и русский язык - мы всегда так или иначе используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах, например, через использование на уроке музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, предметов быта определенной эпохи, предметов, которые так или иначе иллюстрируют произведение, т.е. всего того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию.

Поделюсь некоторыми примерами использования элементов театральной педагогики на уроках русского языка и литературы.

1

Вот, например, на уроки изучения фольклора я приношу предметы, связанные с народным прикладным искусством: вышитые полотенца и салфетки, традиционные платки, керамические изделия, разнообразные шкатулки, подносы, деревянные ложки. Кроме того, иллюстрации праздничных народных костюмов различных губерний России, фотографии экспонатов из художественного музея, где мы были на экскурсии, — помогают создать атмосферу погружения в эпоху. При пересказе народной сказки я провожу конкурс на лучшую сказительницу. В этом случае атрибутом становится большой платок, который каждый выступающий накидывает на плечи. Это производит на ребят огромное впечатление, создаёт необходимый эмоциональный настрой и запоминается надолго: они как будто сами переносятся в те долекие времена, когда долгие зимние вечера коротали с помощью деревенских сказителей, носителей народной мудрости.

2

При изучении сказок и басен предлагаю детям их инсценировать. Такая театрализованная игра требует от ребят многих умений, и прежде всего умения работы в группе: при распределении ролей нужно не забыть и об оформлении выступления, создания минимальных декораций для этих спектаклей.

3

В среднем и старшем звене использую подготовленное чтение отрывков из прозы изучаемых произведений. Не скажу, что всегда это чтение наизусть, на всегда чтение сопровождается музыкой, соответствующей эмоциональному состоянию героя или героини. Иногда это конкретное музыкальное произведение, как в случае чтения отрывка из произведения А.И.Куприна «Гранатовый браслет», где чтение сопровождается музыкой Бетховена.

4

Пересказ от имени героя требует от ученика глубокой переработки текста, вживания в характер героя, понимания мотивов его поступков. Такой пересказ вызывает глубокий интерес школьников. Обычно использую этот прием при изучении «Капитанской дочки» А.С.Пушкина

5

Традиционно использую на уроках чтение по ролям, особенно при изучении драматических произведений. Отдельные сценки разыгрываем.

Учащиеся в этом случае выступают как актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.порское ть авторское отношение.вуюзведении.всае детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизодения то, о чём автор порой пря

Всегда большой интерес вызывает комедия Гоголя «Ревизор». Класс делится на группы, каждая группа представляет свою сценку. Затем следует обсуждение: удалось ли актерам передать характер героя. Обычно в центре внимания, конечно, Хлестаков.

6

Чтение по ролям прозаического текста требует предварительного анализа (кто из героев представлен, сколько будет чтецов). В этом случае всегда нужно помнить об авторе, ему отводится важная роль, т.к. Часто он дает оценку действиям героев, и героям-чтецам нужно реагировать на эти высказывания автора с помощью интонации и темпа речи. Кроме того, важен анализ и знаков препинания для правильной передачи содержания отрывка. Особенно большой интерес вызывает чтение отрывков из произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

7

Думаю, что сюда можно отнести и творческое задание по созданию диафильма к тому или иному произведению. В этой работе должны проявиться умения составления сценария и оформления. Мы всегда обсуждаем сколько кадров будет в таком диафильме (например, «Мцыри» М.Ю.Лермонтова или «После бала» Л.Н.Толстого), что будет изображено, какие слова из текста станут подписью к кадру.

8

Ярким опытом работы в технологии театральной педагогики была работа по учебнику Кутузова. Не буду представлять большое количество творческих заданий, созданных авторским коллективом. Поделюсь своим. При изучении пьесы Метерлинка «Синяя птица» я предложила создать костюмы для таких необычных героев, как Хлеб, Вода, Огонь и других. Защита этих проектов, а тогда и в помине не было этого вида деятельности в методике, вызвала большой интерес у самих ребят: и тех, кто представлял костюмы, и тех, кто их оценивал.

9

Саму постановку спектакля, а такой опыт в моей работе был, я бы отнесла к проектной деятельности, где спектакль — продукт. Наиболее удачными считаю постановку пьесы Петрушевской «Два окошка» и комедии «Недоросль» Фонвизина. В первом случае считаю это достижением, т.к. это была работа пятиклассиков, во втором восьмиклассники преодолели сложный текст и большое уважение к роли Вральмана и Стародума.

Не могу похвастаться, что сегодня мне удается поставить полноценный спектакль. Последняя попытка вылилась проект другого формата. Когда не удалось пробудить желания учить текст (а первоначально все были ЗА), я предложила познакомиться с профессиями, которые связаны с театральной деятельностью и кино. Получилось своеобразное погружение в мир театра, состоялось знакомство со структурой театра, мы узнали историю томских театров, познакомились с творчеством известных артистов, в том числе погрузились в творчество нашего земляка Иннокентия Смоктуновского.

Подводя итоги, скажу, что использование театральной педагогики в деятельности учителя — это формирование инновационные модели построения учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Кроме того, воспитание искусством раскрывает способности и возможности человека в обществе. А использование театральной педагогики в воспитательных целях способствует:

  1. выявлению и развитию творческих способностей каждого ученика;

  2. созданию условий для максимального раскрытия творческого потенциала учеников и учителей;

  3. формированию нравственно зрелой, творчески мыслящей личности;

  4. созданию условий для дружеского учительского и ученического коллективов и партнёрских отношений с родителями.