Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности «Театральный сундучок»
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших — это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи программы:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика .
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
Познакомить детей с различными видами театра.
Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Основными принципами построения программы являются:
-Принцип дифференциации– разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрасту.
- Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач.
-Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;
Подходы и методы их реализации:
Систематические занятия.
Игры, игровые приемы.
цель: ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти — семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена .
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 — 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 — 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников- «артистов»).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу — испугалась, увидела избушку — удивилась, придумала, как обмануть медведя, — обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры .
Планируемы результаты
.Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .
Форма отчетности:
Спектакль в конце года. Мониторинг.
Программа кружка по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Театральный сундучок»
Автор: Коструб Светлана Николаевна
Театр — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус у детей, если в младшем возрасте окунуться в мир театра, то всю жизнь будешь воспринимать мир прекрасным.
А.Богуш
Пояснительная записка.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Выразительность речи у детей развивается в течение всего дошкольного возраста. Привычку к публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность всегда радует детей и пользуется у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, т.к. участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеют нравственную направленность. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры.
Цель программы: приобщать детей к миру театра.
Задачи программы:
1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомство с устройством театра, с разными видами театров).
3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе, создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
4. Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (имитации, мимике и пантомиме).
5. Способствовать развитию речевой функции, правильного произношения, фонематического слуха.
6. Активизировать словарь детей, обогащать словарный запас, формировать умение вести диалог.
Организация процесса: Программа рассчитана для дошкольников 3 - 4 лет (вторая младшая группа). Данный вид деятельности рекомендуется один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 10-15 минут.
Театрализованная деятельность включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
| | | | |
октябрь | 1 | «Давайте знакомиться!» | накомство с воспитателем и музыкальным залом, в котором будут проходить занятия. | Беседа, рассматривание, диалог. |
| 2 | «Для деда и бабы курочка Ряба яичко снесла золотое» | Познакомить со сказкой «Курочка Ряба». | Рассказывание, беседа, игра. |
| 3 | «Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки» | Познакомить детей с перчаточным театром. Обогащать словарный запас детей. | Пересказ, подвижная игра. |
| 4 | «Курочка и цыплята» | Способствовать развитию вырази-тельных средств (голоса, движения). | Подвижная игра, разыгрывание. |
ноябрь | 1 | «Забыла девочка котенка покормить» | Развивать более точные имита-ционные движения. Способствовать развитию диалогической речи. | Рассказывание, беседа, подвижная игра. |
| 2 | «Каждому хочется котеночку помочь» | Развивать умение изображать зверей в движениях и голосом. Формировать четкое произношение отд. звуков. | Рассказывание, обыгрыва-ние, элементы танца. |
| 3 | «Волшебная шкатулка» | Формировать умение подробно рассказывать. Активизировать речь и словарь детей. | Отгадывание загадок, пересказ. |
| 4 | «Котеночек наелся молока и стал веселым он тогда» | Познакомить детей с элементами иг-ры - драматизации. Формировать чет-кое произношение отдельных звуков. | Подвижная игра, драматизация. |
декабрь | 1 | «Желтый маленький комочек» | Развивать умение выполнять имитационные движения в соответствии с текстом. | Отгадывание загадок, имитационные упражне-ния, подвижная игра. |
| 2 | «Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет» | Продолжать развивать умение выполнять имитационные движения. | Рассказ, беседа, имитации-онные упражнения. |
| 3 | «Волшебный сундучок» | Способствовать развитию актерских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников. | Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения. |
| 4 | «Мешок с сюрпризом» | Формировать исполнительские умения. Развивать умение вести диалог. | Сюрпризный момент, драматизация. |
январь | 1 | «Дедушке все помогали» | Формировать умение работать в коллективе. Продолжать развивать умение вести диалог. | Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения. |
| 2 | «Без друзей нам не прожить» | Познакомить детей с новой сказкой «Как собака друга искала». | Игра, рассматривание иллюстраций, беседа. |
| 3 | Очень жить на свете туго без подруги или друга». | Совершенствовать умение двигаться в соответствии со словами текста. Развивать фонематический слух. | Рассказывание, беседа, подвижная игра. |
февраль | 1 | «Собачке грустно» | Познакомить детей с пантомимой. Развивать артистическ. способности. | Рассказывание, пантоми-мические упражнения. |
| 2 | «Как собачка друга искала». | Вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации сказки. Активизировать словарь детей. | Отгадывание загадок, драматизация. |
| 3 | «Воробей клевал зерно, кот хозяйский - цап его!» | Развивать умение выполнять имитационные движения согласно текста. | Сюрпризный момент, рас-сказывание, имитацион-ные упражнения |
| 4 | «Воробей и кот» | Совершенствовать мимику и жесты. Формировать речевую функцию. | Подвижная игра, рассказывание. |
март | 1 | «Хитрый воробышек обманул кота» | Развивать умение активно и в такт двигаться под музыку. | Отгадывание загадок, ряжение, рассказывание |
| 2 | «Почему кот моется после еды» | Учить детей основам драматизации. Упражнять в четком произношении отдельных звуков и фраз. | Подвижная игра, драматизация. |
| 3 | «Лисичка и заяц» | Познакомить детей с новой сказкой «Лиса, заяц и петух». Обогащать словарь детей. | Рассказывание, подвижная игра, рассматривание иллюстраций. |
| 4 | «Каждый хочет заиньке помочь» | Вызвать желание участвовать в пантомимических упражнениях. | Беседа, имитационные упражнения. |
апрель | 1 | «Хитрая лиса» | акреплять умение выполнять имитационные движения согласно текста | Рассматривание, ряжение, имитацион. упражнения. |
| 2 | «Уходи, лиса, с печи!» | Формировать умение и желание работать в коллективе. Совершен-ствовать умение вести диалог. | Отгадывание загадок, имитацион. упражнения. |
| 3 | «Лиса, заяц и петух» | Способствовать развитию умения детей делать правильный выбор в своей деятельности. | Отгадывание загадок, драматизация. |
| 4 | «Теремок» | Познакомить детей со сказкой «Теремок». Вырабатывать интонационную выразительность речи. | Рассказывание, беседа, упражнения на развитие интонации. |
май | 1 | «Кто в теремочке живет» | Совершенствовать имитационные движения. Совершенствовать фонематический слух. | Игра, рассказывание, имитационные упражнения. |
| 2 | «В тесноте, да не в обиде» | Привлечь детей для участия в игре - имитации, способствовать развитию умения двигаться в такт музыке. | Отгадывание загадок, игра - имитация, танцевальные движения. |
| 3 | «Дайте срок, построим теремок» | Закреплять умение выполнять имитационные упражнения под музыку. Продолжать работу по обогащению словаря воспитанников. | Отгадывание загадок, имитационные упражнения. |
| 4 | «Ох, красивый теремок!» | Провести драматизацию сказки «Теремок». Закреплять четкое произношение в речи дошкольников отдельных фраз. | Ряжение, драматизация. |