Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы |
I. Организационный момент | Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. |
| Приветствует ребенка: - Здравствуй, меня зовут Вилена Валерьевна и сегодня я проведу у вас занятие. - Скажи, какое у нас сегодня занятие? -Что мы будем делать на индивидуальном занятии? - Что помогает нам правильно и красиво говорить? -А что помогает нам учиться правильно и красиво говорить? Создает воображаемую ситуацию: - Сегодня к нам пришел Колобок. Он предлагает сходить в гости к Белочке. - По пути ты будешь выполнять различные задания, которые помогут тебе закрепить правильное произношение звука [к]. Ты готов выполнять эти задания? | - Здравствуйте. - Индивидуальное. - Мы будем учиться правильно и красиво говорить. - Язык, губы, зубы, голосовые связки. - Упражнения. - Да. | Словесный метод (беседа) |
II. Подготовительный этап | Цель: Стимулировать речевое развитие ребенка, способствующее улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму, повышение работоспособности коры головного мозга. |
2.1 Мимическая гимнастика | - Хорошо, первое задание – мимическая гимнастика. - Колобок будет показывать разные настроения, а ты постарайся изобразить их на своем лице. (Берет картинку с различными эмоциями колобка и вывешивает на доску) - Для чего мы выполняли эти упражнения? | Слушает учителя. Выполняет мимические упражнения - Мы выполняли эти упражнения, чтобы развивать мышцы лица. | Практический метод
Наглядный метод Контроль Педагогическая оценка |
2.2 Упражнения для дыхания | - Теперь мы научимся правильно дышать. Для этого повторяй за мной. Положи руки ниже ребер, сделай вдох и надуй живот как арбуз под счет до «трех». Выдох живот втяни, чтобы был похож на ямочку. - Дышим правильно: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем через нос, выдох через рот. - Что мы сейчас с тобой делали? - Зачем мы ее выполняли? | Выполняют упражнения для дыхания -Дыхательную гимнастику. - Мы ее выполняли, чтобы научиться правильно дышать. | Наглядный метод Практический метод Контроль Словесный метод (беседа) Пед. оценка |
2.3 Упражнение для развития силы голоса | - Мы идём по лесной тропинке, прямиком к дому Белочки. Дует лёгкий ветерок, деревья в лесу стоят спокойно (показывает картинку, где изображено дерево). Ветер дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук [у]). - Нам нужно вместе с Колобком показать, как дует легкий ветерок. - Ой, вдруг подул сильный ветер, деревья начали качаться (показывает картинку с изображением склонённого от ветра дерева). Ветер громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). - А теперь покажем как дует сильный ветер. - Хорошо, сейчас я буду показывать тебе картинки. Когда я буду показывать 1 картинку, ты будешь изображать лёгкий ветерок, а когда 2 – сильный ветер. - Что мы сейчас выполняли? - Чему учились, выполняя это упражнение? | Выполняет упражнения для развития силы голоса Тихо и длительно произносит звук [у]. Громко и длительно произносит звук [у]. - Мы выполняли упражнение для развития силы голоса. - Громко и тихо говорить. | Словесный метод (беседа, рассказ) Практический метод Наглядный метод Контроль действий Педагогическая оценка |
2.4 Упражнения для развития мелкой моторики | - Теперь настало время для четвертого задания. Повторяйте за мной. Лепим, лепим колобка, (имитация лепки) тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы) А потом его катаем, (катаем) на окошко сажаем. (раскрывают ладони) Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони) Укатился озорник! (вращение кистями) - Что мы сейчас делали? - Для чего мы её выполняли? | Выполняют упражнение для развития мелкой моторики. - Пальчиковую гимнастику. - Мы ее выполняли, чтобы развивать мелкую моторику. | Наглядный метод Контроль действий Словесный метод (беседа) Педагогическая оценка |
2.6 Артикуляционная гимнастика | - Хорошо, следующее задание от Колобка – артикуляционная гимнастика. Возьми зеркало и выполни упражнения «улыбка-трубочка», «лопатка», «киска сердится», «змейка». - Что мы сейчас выполняли? | Берет зеркало Выполняет артикуляционную гимнастику -Мы выполняли артикуляционную гимнастику. | Словесный метод Контроль действий Практический метод Педагогическая оценка |
III. Основная часть | Цель: решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с ребенком |
3.1 Сообщение темы занятия | Послушай стихотворение: – Котик-кот, иди к доке, Расскажи о колоске! – Колосок, мои друзья, Он усатенький, как я! -Какой звук в стихотворении используется чаще всего? -Так какой дежурный звук у нас будет сегодня на занятии? | - [к] - Звук [к] | Словесный метод (беседа) |
3.2 Работа с профилем | (Вывешивает изображение профиля артикуляции звука [к]) - Возьми зеркало и произнеси звук [к], теперь посмотри на профиль на доске и опиши расположение губ, зубов и языка, а также горла и голосовых связок. - Какой этот звук? -Каким сигналом обозначим? | Берет зеркало и произносит звук [к] Отвечает на вопросы учителя - Губы раскрыты, кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается неба, под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. - согласный, твердый и глухой - синим без звоночка | Словесный метод (беседа) Наглядный метод |
3.3 Развитие фонематического восприятия | - Замечательно. Теперь мы готовы, можно идти дальше. - Итак, я буду называть звуки, а ты поднимешь жетон, если есть звук [к]. (с, з, к, л, р, к, м, к) - Что мы сейчас делали? - Теперь я буду называть слоги, а ты поднимешь жетон, услышав слог, в котором присутствует звук [к] (ко, ол, ур, кы, ке, их, эк) - Что мы сейчас делали? - Хорошо, сейчас я буду называть слова, твоя задача поднять жетон, услышав звук [к] (сова, кот, лот, век, совок) - Что мы сейчас делали? | Выполняет задание - Выделяли звук [к] среди других звуков. - Выделяли звук [к] среди слогов. - Выделяли звук [к] среди слов. | Практический метод |
3.4 Чтение слогов | - Мы пришли к дому Хомяка. Он просит помощи. Он очень хочет учиться читать слоги, но в одиночку у него не получается, поможем ему. У К А О Э - Что мы сейчас делали? | Повторяет за логопедом слоги, на каждый произнесенный слог убирает камень. - Учились читать слоги. | Практический метод |
3.5 Физминутка | - Хомячок благодарит тебя за помощь. А вот и домик Белки. Смотри, она делает зарядку. Давай сделаем вместе с ней упражнения. Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх) Заниматься каждый день (руки в стороны, вниз) С одной ветки, прыгнув влево (руки на поясе, прыжок влево) На сучок она присела (присесть) Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо) Покружилась над дуплом. (покружиться на месте) | Выполняет физминутку | Снятие напряжения |
3.6 Работа с картинками | А посмотри внимательно на карточки. Как ты думаешь, какая из них лишняя? - Хорошо же мы размялись. Теперь задание от Белочки. Посмотри внимательно на карточки. Назови их. Какая картинка лишняя? -Почему? Распредели картинки по домам Если [к] стоит в начале слова ______ Если [к] в середине слова ______ Если [к] в конце слова ______
- Что мы делали, выполняя это задание? | - Колобок - Потому что Колобок – это герой сказки, а остальные – профессии. - космонавт, капитан - танкист - летчик - Распределяли картинки по домам, определяли место звук в слове. | Словесный метод Наглядный метод Контроль |
3.7 Звуковой анализ слова | - Правильно. Выполним звуковой анализ слова Колобок. - Сколько слогов в слове колобок? - На какой слог падает ударение? - Возьми сигналы и обозначь слово колобок сигналами. - Что мы сейчас выполняли? | - В слове колобок 3 слога - На 3 слог. - к – согл, глухой, тверд о – глас, безудар л – согл, твердый, звон о – глас, безудар б – согл, тверд, звонк о – глас, удар к – согл, глухой, тверд - Звуковой анализ слова. | Словесный метод Наглядный метод |
3.8 Работа со словосочетаниями | - Составьте словосочетание с каждой картинкой. - Какое задание мы выполняли? | - Мужественный танкист, строгий капитан, добрый летчик, молодой космонавт. - Мы составляли словосочетания. | Словесный метод Практический метод Контроль |
3.9 Работа над предложениями | - Теперь из этих словосочетаний составь предложения. - Какое задание мы выполняли? | - Мужественный танкист не побоялся идти на бой. Строгий капитан наказал всю команду. Добрый летчик купил нам мороженного. Молодой космонавт полетел в космос. - Мы составляли предложения. | Словесный метод Практический метод Контроль |
IY. Рефлексия | Цель: выявление уровня осознания содержания пройденного |
| - Наше занятие подходит к концу. Какой дежурный звук был на занятии? - Какие упражнения мы сегодня выполняли? -Хорошо, молодец. На этом наше занятие окончено. До свидания. | - Звук [к]. Отвечают на вопрос - До свидания. | Словесный метод (беседа) Поощрение |