СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамоте. Школа России .! класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока
Предмет: Обучение грамоте
Класс: первый Учитель: Шабанова Л.Н.
Тип урока: обобщающий

Тема

 Алфавит

Цель

 Познакомить с понятием алфавит, через обобщение и углубление знаний о звуках и буквах.

Задачи

Образовательные: формировать умения располагать слова в алфавитном порядке.
Развивающие:

а) регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

б) коммуникативные: речевая деятельность навыки взаимопонимания и сотрудничества.

в) познавательные: работа с информацией.
Воспитательные: прививать чувство товарищества, взаимовыручки.

УУД

  • Личностные УУД:  позитивно участвуют в коллективной работе, умеют входить в коммуникацию с учителем и друг с другом, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения

  •  Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.

  •  Коммуникативные УУД: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

  • Познавательные УУД: способствовать обобщению знаний об изученных буквах алфавита.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся: правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке; получат возможность научиться: объяснять, как появилось в русском языке слово азбука.

Личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
Метапредметные:

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в словарях и алфавите; логические – сравнивают древнерусский алфавит с современными буквами.

Коммуникативные учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; распределяют роли и очередность действий при работе в паре и группе.

Основные понятия

 Алфавит, азбука, словарь

Межпредметные связи

 Русский язык, чтение



Межпредметные связи

 Русский язык, чтение

Ресурсы:

  •  Основные


  •  Дополнительные

 Таблица «Алфавит», «Азбука»

Презентация. Карточки для групповой работы и работы в парах

Словари (толковый, орфографический, фразеологический)

Буквы алфавита для рефлексии

Музыкальное сопровождение физкультминутки

Организация пространства.

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 Технология личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода, критического мышления



Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные.

УУД

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, правила посадки.

Учитель: -Журчат ручьи, слепят лучи,

И тает лёд, и сердце тает!

И даже пень в апрельский день

Берёзкой снова стать мечтает!

-В строчках М.Вольпина выражено апрельское настроение людей. А мы молча улыбкой, взглядом, рукопожатием пожелаем друг другу тоже удачи и хорошего настроения.

- Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей.

Настраиваемся работать хорошо и слаженно.

Дети стоят в кругу.







Приветствуют гостей.

Регулятивные УУД: пошаговый контроль своих действий.







2.

Стадия вызова.














Игра «Верю – не верю»














Учитель: - В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак игра «Верю – не верю»

- Верите ли вы, что все буквы мы изучили?

 - Верите ли вы, что буквы а, о, у - гласные?

- Верите ли вы, что звуки бывают гласные и согласные?

- Верите ли вы. что звуки бывают твёрдые и пушистые?

- Веришь ли ты, что звуки [ж] , [ш], [ц] - всегда твёрдые?

- Веришь ли ты, что буквы д, г, в обозначают парные звуки?

- Веришь ли ты, что буквы ы, ь бывают заглавными?

-Веришь ли ты, что все буквы русского языка, расставленные в определённом порядке, называются «алфавит»?

- Отгадайте загадку.

-На странице Букваря 33 богатыря.

Мудрецов –богатырей знает каждый грамотей.

(Алфавит)

 Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Но для начала, поиграем в игру «Верю – не верю»




Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций.

Формулирование темы и цели урока.

Формулируют тему урока.



Формулируют цель урока.


- Сформулируйте тему урока.

Слайд1. Тема. Цель.

- Итак, тема нашего урока «Алфавит».

-Сформулируем цель нашего урока: 1)познакомиться с понятием «алфавит», 2) научиться располагать буквы и слова в алфавитном порядке.

3) понять , для чего нам нужно знать алфавит


Коммуникативные УУД: ставят перед собой цель на уроке.


3.

Стадия осмысления.

.


Сравнение алфавитов. Предположения учеников.














Хоровое чтение алфавита.

Чтение в парах (проверка правильности названия букв).

Исполнение учителем и 3 подготовленными учениками алфавита на мелодию песни «В траве сидел кузнечик»

Слайд 2- Как вы думаете, ребята, что обозначает слово «алфавит».

- Алфавит - это все буквы того или иного языка, расположенные в установленном порядке. Слово «алфавит» образовано из названий двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита».

Слайд3

- А как по-другому называют алфавит?

- Слово «Азбука» образовано из устаревших названий двух первых букв русского алфавита «аз», и «буки».

Слайд 4«Портреты».

- Создателями славянской азбуки были братья Кирилли Мефодий.

- 24 мая праздник славянской письменности и культуры. Братья причислены к лику святых. Сейчас алфавит имеет другой вид (плакат над доской «Алфавит).

-Давайте хором прочитаем алфавит.

-Может кто нам прочитает алфавит.

- Для интересного запоминания, алфавит можно напеть на известную и любимую мелодию.

- Попробуйте дома исполнить алфавит на любимую вашу мелодию для членов вашей семьи.

-Как вы думаете, существует ли алфавит немецкий, английский, китайский? Да , конечно. Сколько в мире языков существует, столько и существует алфавитов. Мы ещё знаем с вами бурятский алфавит. Сколько букв в нём?

Работа с алфавитами в прописи, букваре, на плакате (по выбору)














Правильное название букв и запоминание алфавита.


















Познавательные УУД: правильно называть буквы русского алфавита, объяснять необходимость существования алфавита.

Музыкальная физ. Минутка


Ученики выполняют движения, согласуя со словами и мелодией.


Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни.

Чистописание


Анализ, письмо и самоконтроль.


- Сегодня на минутке чистописания мы напишем в соединении первую и последнюю буквы алфавита (ая, яа). Для тренировки используем «Воздушную пропись».


-Проведите графический анализ строчных букв а и я.



Словарная работа

- Азбука, алфавит.

Запись слов и звуко-буквенный анализ слов по вариантам.

Взаимопроверка

Работа в парах.

Запись и обозначение опасных мест.

- Ребята, какие ключевые слова на уроке сегодня? На следующей строке запишем слова «алфавит» и «азбука».

Поставьте ударение, разделите на слоги. 1 вариант - звуковой анализ слова «азбука», 2 - вариант слова «алфавит».

Оценим свою работу, отгадав слово.

Разгадать и записать слово. 14, 16, 13, 16, 5, 6, 24 («молодец»).

Умение давать характеристику звукам.

Позиция букв в алфавите.

Личностные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.

Развитие умений – применение знаний.


Рассматривание слайда и предположения ребят.


Слайд 5 «Ученик в библиотеке»


- Ребята, посмотрите на ученика. Почему он растерян? - У ученика задумчивый вид, не может найти нужные книги. Как он должен найти нужную книгу? (ответы детей)

-Ребята, мы все буквы изучили, хорошо их знаем, зачем нам знать алфавитный порядок?

-Где ещё нам пригодится знание алфавитного порядка. (В библиотеке, в поликлинике, в школьном журнале.)

Расстановка букв в алфавитном порядке.








Работа в парах.

Расстановка фамилий в алфавитном порядке, проверка по образцу, запись слов, подчёркивание орфограммы «Собственные имена»

- Поможем этому мальчику. Расставьте в алфавитном порядке писателей (Барто, Берестов, Аким, Драгунский, Коваль, Мориц, Михалков, Хармс.) Где встретили затруднение? Как разрешили данный вопрос? Какие это все имена?



Расставить фамилии писателей в алфавитном порядке.

Коммуникативные УУД: договариваться об очередности действий при работе в группах, парах

Запись слов по алфавиту


Слайд 6- Запишите слова в алфавитном порядке

Запись слов в алфавитном порядке



Групповая работа.

Составление предложения, высказывание, выбор наиболее удачного и его запись.

- Сейчас для вас творческое задание, которое поможет вам ещё быстрее ориентироваться в алфавите. Нужно составить предложение, в котором слова должны начинаться на ту букву, которая находится в алфавите по счёту 3, 17, 20, 14. (в, п, т, м). Выслушивание ответов и запись правильно построенного предложения.


Составить предложение, в котором слова должны начинаться на ту букву, которая находится в алфавите по счёту 3, 17, 20, 14. (в, п, т, м).

».

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности

Физ. минутка.




Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

Разгадывание ребусов. Работа в парах.


- Будете работать в парах. У вас на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображённых на картинках составить слово и записать его в тетрадь.



Игра «Алфавит – художник».


-Соедините буквы алфавита по порядку – и у вас получится картинка. Кто закончит можете раскрашивать картинку.




Работа в группе.

Игра «Пропавшая буква».

Находят ошибки, дают характеристику звукам и находят место буквы в алфавите.

Ребята, нам пришло письмо. Показ конверта с письмом.

- Мальчик Петя написал бабушке письмо. Но одна буква решила сбежать, оставив вместо себя подруг. Какая группа быстрее угадает, какая буква исчезла и между какими буквами она находится в алфавите. Что вы знаете про эту букву?

В поле было жарко.

Мы охали долго-долго, пока увидали лис и сало.

Тётя Луна и дядя Соня были нам рады.

Мы хорошо провыли лото.

Молодцы! Бабушка будет довольна, что, наконец, прочитает письмо от внука.


Определение места заданной буквы в алфавите и характеристика её звуков.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4.

Стадия рефлексии


Мозговой штурм.


-Я научился правильно называть буквы русского алфавита.

-Я запомнил как расставить слова, если первые две буквы одинаковые.

- Какой теме посвящён наш урок?

-Что же такое алфавит?

- Как иначе называется расположение букв в определённом порядке?

ВЫВОД. В алфавите 33 буквы. Они стоят в строгом порядке. Этот порядок называется ещё и азбукой.

Коллективная работа.

- А сейчас мы попробуем составить кластер, с целью обобщения наших знаний об алфавите. В центре слово «Алфавит».

Слайд «Кластер» (поочерёдное проявление ячеек)












-Что произвело на вас особое впечатление?

-Считаете ли вы сведения, полученные на уроке ценными для вас?

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

5.

Оценивание.




6.

Домашнее задание





- Исполнить алфавит для членов семьи на мелодию любимой песни.

-Оцените свою работу.

Если комфортно было на уроке и тему урок вы поняли, заштрихуйте целую букву. Если требовалась помощь учителя, соседа по парте, заштрихуйте половину буквы «Я».

- Какое задание можно выполнить дома?









Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.