Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты Предметные. УУД |
1. Организационный момент | Проверка готовности к уроку, правила посадки. | Учитель: -Журчат ручьи, слепят лучи, И тает лёд, и сердце тает! И даже пень в апрельский день Берёзкой снова стать мечтает! -В строчках М.Вольпина выражено апрельское настроение людей. А мы молча улыбкой, взглядом, рукопожатием пожелаем друг другу тоже удачи и хорошего настроения. - Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей. Настраиваемся работать хорошо и слаженно. | Дети стоят в кругу. Приветствуют гостей. | Регулятивные УУД: пошаговый контроль своих действий. |
| | | | |
2. Стадия вызова. | Игра «Верю – не верю» | Учитель: - В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак игра «Верю – не верю» - Верите ли вы, что все буквы мы изучили? - Верите ли вы, что буквы а, о, у - гласные? - Верите ли вы, что звуки бывают гласные и согласные? - Верите ли вы. что звуки бывают твёрдые и пушистые? - Веришь ли ты, что звуки [ж] , [ш], [ц] - всегда твёрдые? - Веришь ли ты, что буквы д, г, в обозначают парные звуки? - Веришь ли ты, что буквы ы, ь бывают заглавными? -Веришь ли ты, что все буквы русского языка, расставленные в определённом порядке, называются «алфавит»? - Отгадайте загадку. -На странице Букваря 33 богатыря. Мудрецов –богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит) | Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Но для начала, поиграем в игру «Верю – не верю» | Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций. |
Формулирование темы и цели урока. | Формулируют тему урока. Формулируют цель урока. | - Сформулируйте тему урока. Слайд1. Тема. Цель. - Итак, тема нашего урока «Алфавит». -Сформулируем цель нашего урока: 1)познакомиться с понятием «алфавит», 2) научиться располагать буквы и слова в алфавитном порядке. 3) понять , для чего нам нужно знать алфавит | | Коммуникативные УУД: ставят перед собой цель на уроке. |
3. Стадия осмысления. . | Сравнение алфавитов. Предположения учеников. Хоровое чтение алфавита. Чтение в парах (проверка правильности названия букв). Исполнение учителем и 3 подготовленными учениками алфавита на мелодию песни «В траве сидел кузнечик» | Слайд 2- Как вы думаете, ребята, что обозначает слово «алфавит». - Алфавит - это все буквы того или иного языка, расположенные в установленном порядке. Слово «алфавит» образовано из названий двух первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Слайд3 - А как по-другому называют алфавит? - Слово «Азбука» образовано из устаревших названий двух первых букв русского алфавита «аз», и «буки». Слайд 4«Портреты». - Создателями славянской азбуки были братья Кирилли Мефодий. - 24 мая праздник славянской письменности и культуры. Братья причислены к лику святых. Сейчас алфавит имеет другой вид (плакат над доской «Алфавит). -Давайте хором прочитаем алфавит. -Может кто нам прочитает алфавит. - Для интересного запоминания, алфавит можно напеть на известную и любимую мелодию. - Попробуйте дома исполнить алфавит на любимую вашу мелодию для членов вашей семьи. -Как вы думаете, существует ли алфавит немецкий, английский, китайский? Да , конечно. Сколько в мире языков существует, столько и существует алфавитов. Мы ещё знаем с вами бурятский алфавит. Сколько букв в нём? | Работа с алфавитами в прописи, букваре, на плакате (по выбору) Правильное название букв и запоминание алфавита. | Познавательные УУД: правильно называть буквы русского алфавита, объяснять необходимость существования алфавита. |
Музыкальная физ. Минутка | Ученики выполняют движения, согласуя со словами и мелодией. | | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни. |
Чистописание | Анализ, письмо и самоконтроль. | - Сегодня на минутке чистописания мы напишем в соединении первую и последнюю буквы алфавита (ая, яа). Для тренировки используем «Воздушную пропись». | -Проведите графический анализ строчных букв а и я. | |
Словарная работа | - Азбука, алфавит. Запись слов и звуко-буквенный анализ слов по вариантам. Взаимопроверка Работа в парах. Запись и обозначение опасных мест. | - Ребята, какие ключевые слова на уроке сегодня? На следующей строке запишем слова «алфавит» и «азбука». Поставьте ударение, разделите на слоги. 1 вариант - звуковой анализ слова «азбука», 2 - вариант слова «алфавит». Оценим свою работу, отгадав слово. Разгадать и записать слово. 14, 16, 13, 16, 5, 6, 24 («молодец»). | Умение давать характеристику звукам. Позиция букв в алфавите. | Личностные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы. |
Развитие умений – применение знаний. | Рассматривание слайда и предположения ребят. | Слайд 5 «Ученик в библиотеке» - Ребята, посмотрите на ученика. Почему он растерян? - У ученика задумчивый вид, не может найти нужные книги. Как он должен найти нужную книгу? (ответы детей) -Ребята, мы все буквы изучили, хорошо их знаем, зачем нам знать алфавитный порядок? -Где ещё нам пригодится знание алфавитного порядка. (В библиотеке, в поликлинике, в школьном журнале.) | Расстановка букв в алфавитном порядке. | |
| | | | |
| Работа в парах. Расстановка фамилий в алфавитном порядке, проверка по образцу, запись слов, подчёркивание орфограммы «Собственные имена» | - Поможем этому мальчику. Расставьте в алфавитном порядке писателей (Барто, Берестов, Аким, Драгунский, Коваль, Мориц, Михалков, Хармс.) Где встретили затруднение? Как разрешили данный вопрос? Какие это все имена? | Расставить фамилии писателей в алфавитном порядке. | Коммуникативные УУД: договариваться об очередности действий при работе в группах, парах |
Запись слов по алфавиту | | Слайд 6- Запишите слова в алфавитном порядке | Запись слов в алфавитном порядке | |
| Групповая работа. Составление предложения, высказывание, выбор наиболее удачного и его запись. | - Сейчас для вас творческое задание, которое поможет вам ещё быстрее ориентироваться в алфавите. Нужно составить предложение, в котором слова должны начинаться на ту букву, которая находится в алфавите по счёту 3, 17, 20, 14. (в, п, т, м). Выслушивание ответов и запись правильно построенного предложения. | Составить предложение, в котором слова должны начинаться на ту букву, которая находится в алфавите по счёту 3, 17, 20, 14. (в, п, т, м). ». | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности |
Физ. минутка. | | | | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. |
Разгадывание ребусов. Работа в парах. | | - Будете работать в парах. У вас на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображённых на картинках составить слово и записать его в тетрадь. | | |
Игра «Алфавит – художник». | | -Соедините буквы алфавита по порядку – и у вас получится картинка. Кто закончит можете раскрашивать картинку. | | |
| Работа в группе. Игра «Пропавшая буква». Находят ошибки, дают характеристику звукам и находят место буквы в алфавите. | Ребята, нам пришло письмо. Показ конверта с письмом. - Мальчик Петя написал бабушке письмо. Но одна буква решила сбежать, оставив вместо себя подруг. Какая группа быстрее угадает, какая буква исчезла и между какими буквами она находится в алфавите. Что вы знаете про эту букву? В поле было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали лис и сало. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Молодцы! Бабушка будет довольна, что, наконец, прочитает письмо от внука. | Определение места заданной буквы в алфавите и характеристика её звуков. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
4. Стадия рефлексии | Мозговой штурм. -Я научился правильно называть буквы русского алфавита. -Я запомнил как расставить слова, если первые две буквы одинаковые. | - Какой теме посвящён наш урок? -Что же такое алфавит? - Как иначе называется расположение букв в определённом порядке? ВЫВОД. В алфавите 33 буквы. Они стоят в строгом порядке. Этот порядок называется ещё и азбукой. Коллективная работа. - А сейчас мы попробуем составить кластер, с целью обобщения наших знаний об алфавите. В центре слово «Алфавит». Слайд «Кластер» (поочерёдное проявление ячеек) | -Что произвело на вас особое впечатление? -Считаете ли вы сведения, полученные на уроке ценными для вас? | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
5. Оценивание. 6. Домашнее задание | - Исполнить алфавит для членов семьи на мелодию любимой песни. | -Оцените свою работу. Если комфортно было на уроке и тему урок вы поняли, заштрихуйте целую букву. Если требовалась помощь учителя, соседа по парте, заштрихуйте половину буквы «Я». - Какое задание можно выполнить дома? | | Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |