Математика 6 класс (по УМК С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин)
Тема урока | Место урока по теме |
Проценты | 1 урок в главе «Проценты», 20 урок по общей нумерации |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Урок усвоения новых знаний | Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах |
Цель урока: расширение понятийной базы за счет включения нового понятия «проценты», формирование новых способов действия. | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Образовательные: создать условия для формирования у обучающихся понятия процента, обеспечить подготовку к усвоению алгоритмов решения основных задач на проценты, показать большую практическую значимость темы в реальной жизни. Воспитательные: воспитание толерантности, чувства самоуважения у учащихся. Развивающие: развитие письменной речи, памяти, логического и абстрактного мышления, внимания. | I. Личностные результаты: Адекватно оценивать свою учебную деятельность. Знание моральных норм. Формирование навыков анализа, творческой инициативности. II. Метапредметные. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем. Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: Выражать смысл ситуации различными средствами (символы, знаки); выбор оснований и критериев для оценивания. Уметь заменять термины определениями и наоборот. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). III. Предметные. Усвоение понятия «процент», сформированность понятия «процент». Обращение обыкновенных дробей в проценты; Проценты в обыкновенные дроби. |
Цель деятельности учителя | Оборудование |
Создать благоприятные условия для усвоения нового материала | Учебник, телевизор, презентация, плакат с пословицей |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1.Орг. момент | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет оборудование в кабинете. Организует внимание учащихся. | Сдача тетрадей с д/з, готовность к уроку, ознакомление с планом. Записывают в тетрадь дату, «Классная работа». | Волевая саморегуляция | | |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Ребята! Сегодня урок мне бы хотелось начать со слов (на плакате): «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому» (Д. Пойа). Как вы понимаете это высказывание? Чтобы понять, какая сегодня будет тема урока, Посмотрите на слайд. 1) Загадка: «Часть слова первая – предлог, Вторая – мелкая монета, А весь он, он бы нам помог при счёте, ну и что же это?» (П Р О Ц Е Н Т) Какие задачи поставим перед собой? Вспомогательные глаголы написаны на доске: «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»... | Дети выражают свое мнение: Чтобы правильно и точно формулировать свои мысли… Когда сам что-то делаешь, лучше запоминается… Интереснее, если сам догадался или сделал… Формулируют цель урока Перечисляют задачи урока с помощью глаголов | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Умение слушать и вступать в диалог. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3.Актуализация знаний. | 1) Выполните устно: а) Как найти часть целого? Найдите 1/2 от 440. б) Найдите часть от 440. в) Найдите часть от 140. г) Найдите части от 440. 2) Задание в тетради. Найдите одну сотую часть от каждого числа: от числа 300; от числа 1500; от числа 500. | Учащиеся работают устно. Выполняют задание письменно. | Оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | 1) Карточки – задания. Работа над определением “процента”. - Обведите кружком номер определения, которое вы считаете правильным. а) процент - это тысячная часть числа; б) процент - это сотая часть числа; в) процент – это десятая часть числа г) процент – это само число 100. 2) Обратитесь к своим справочным материалам, и скажите, от какого слова происходит слово «процент» и что оно обозначает. 3) Вернемся к определениям. Какое же из них будет правильным? 4) Сформулируйте определение «процента». | Учащиеся выполняют задание. Читают определения “про себя”, а один – вслух. Обводят букву одного из определений. Проговаривается несколько вариантов ответов. Находят в карточке – задании № 2 правильный ответ. Правильный ответ записывают в тетрадь. | Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность. | Познавательные: уметь заменять термины определениями и наоборот. | Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем. |
5.Первичная проверка понимания | Организуется и контролируется процесс выполнения задания с квадратом. Требуется закрасить 20% от площади квадрата. Определите, какую часть квадрата закрасили ( в %). | Учащиеся, используя определение процента, закрашивают необходимую часть квадрата Выполняют задание согласно определению. | | Выражать смысл ситуации различными средствами (символы, знаки); выбор оснований и критериев для оценивания. | |
Физкультминутка | Меняю деятельность, обеспечиваю эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | | |
6.Первичное закрепление знаний | Организую работу по усвоению учащимися нового способа действий при решении данного класса задач, работу по выполнению заданий последующей проверкой. Выступаю в роли тьютора для слабых учащихся. 1) Исследовательская работа. Подумайте и определите, в результате выполнения какого действия из дроби 1/2, мы можем получить 50%? Правило прочитать вместе: Чтобы узнать, сколько процентов первое число составляет от второго, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100. На применение этого правила, выполните самостоятельно задание 4 в карточке-задании. Запишите в виде обыкновенной дроби: 1%; 6% ; 45% ; 123%; 25%; 4%. Проверьте соседа сидящего сзади, подсчитайте и запишите количество правильных ответов в карте. Ответьте на вопросы теста. Тест. 1) Процент – это: тысячная часть числа; сотая часть числа; десятая часть числа. 2) 25% класса – это: А) половина учеников класса; Б) четверть учеников класса; В) пятая часть класса; Г) двадцать пятая часть класса. | Анализируют, применяют ранее полученные знания. Выводят правило перевода. Работают по учебнику, сравнивают свои выводы с правилами. Работают в тетради, переводя обыкновенные дроби в проценты и проценты в обыкновенную дробь, проверяют свое решение самостоятельно. Подсчитывают количество правильных ответов и оценивают свою работу и работа товарища. | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. | Выражать смысл ситуации различными средствами (символы, знаки); выбор оснований и критериев для оценивания. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). | Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
8.Информация о домашнем задании. | Выдается домашнее задание | Записывают домашнее задание. | | | |
9.Рефлекия. | Подумайте, ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Заполните «Мишень» | Заполняют анкету «Мишень». | выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. | | |