Эффективность организации деятельности учителя и ученика – это «Технологическая карта урока»
Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Бесплатно и без регистрации.
Подготовила: учитель начальных классов ГОУ « ГСШИ №16»
Донцова Н.Г.
ПЕДАГОГИКА
Технологическая карта —
это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ГОС.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ
- имеет статус документа;
- записан весь процесс;
- указаны операции, их составные части;
- названы материалы;
- перечислено оборудование;
- указаны инструменты;
- обозначены технологические режимы;
- рассчитано время;
- определён квалификационный статус исполнителей.
2 аспекта технологической карты
- Логикофилософский аспект использования технологических карт направлен на то, чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность, формирующую интеллектуальные способности. Это отражено по вертикали в виде конкретных форм деятельности учащихся.
2. Философско-педагогический аспект заключается в персонификации образования и связан с дифференциацией. Это отражено по горизонтали. На пересечении – деятельность учащихся и учителя.
Структура технологической карты урока - блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо); ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
І. Блок целеполагания
Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины .
Цель урока , формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, вносим в технологическую карту урока предвосхищение в мышлении результата деятельности, его образ.
Планируемый результат:
ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ
4. Личностноформирующая направленность урока.
Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.
Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.
ІІ. Инструментальный блок
ЗАДАЧА – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.).
Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.
ТИП УРОКА
Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность.
Учебно-методический комплекс
- Источники информации
- Оборудование.
- Дидактическое сопровождение.
- Материалы для познавательной деятельности ученика.
ІІІ. Организационно-деятельностный блок
Таблица-схема урока как форма плана, позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке , чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени .
Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока
Таблица-схема «План урока»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
9. Диагностика результатов урока.
Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания. На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы ( рефлексия )
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации школы:
контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Источники:
- Конструирование технологической карты урока [ http://vashpsixolog.ru/index.php/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/893-designing-technology-map-lesson ]
- Методическая карта урока. Методические рекомендации/Зайцева И.И. –Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2011
- Максимова Юлия Юрьевна Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы [http://festival.1september.ru]
- http://prosv.ru/umk/nachalnaya-shkola
- Юлия МАКСИМОВА Самостоятельная работа с помощью технологических карт [http://nsc.1september.ru]
- Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006. Автор: Н.Я.Мороз, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", кандидат философских наук
- http://www.openclass.ru
- http://ru.wikipedia.org
Эффективность организации деятельности учителя и ученика – это «Технологическая карта урока»
Подготовила: Донцова Н.Г.