1.Мотивационно-целевой | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Давайте проверим готовность к уроку. У вас на столах должны лежать дневник, пенал, тетрадь и учебник. У кого все есть, поставьте руку на локоток. - Ребята, поделитесь, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. Отлично, у меня тоже хорошее настроение, поэтому давайте подарим друг другу частичку своего настроения, повернемся и улыбнемся. - Ребята, скажите, а что такое речь? - Верно, а какой должна быть речь? - Речь у нас должна быть красивой и правильной. Но нам еще нужно уметь красиво писать, поэтому давайте проведем минутку чистописания. - Откройте тетради, отступите две строчки от домашней работы, запишите число и классная работа. Сегодня у нас 14 ноября. Проговорите, как вы будете писать? Обратите внимание на слово «классная». Как пишется правильно? - Верно. - На следующей строке напишите слово «двенадцать», столько раз, сколько поместится. Старайтесь писать аккуратным и разборчивым почерком. Следите за своей осанкой. - Ребята, а давайте попробуем составить предложение с этим словом. У кого есть уже идеи? - Отлично, выходи и запиши это предложение на доске, остальные в своих тетрадях. - Ребята, обратите внимание, что слово «двенадцать» является словарным. А что мы делаем со словарными словами? - Верно. На какой слог падает ударение в слове «двенадцать»? - Правильно. Ребята, вы должны запомнить, это слово пишется с буквой «е» в первом слоге и буквой «а» в третьем, поэтому подчеркните их. - Давайте ещё раз проговорим вслух слово «двенадцать». - Молодцы. - Тему нашего урока я спрятала в стихотворении. Прослушайте его и подумайте, о чём мы будем с вами говорить? Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем... - Ну что, вы догадались, о чём мы будем говорить? - Правильно. - Ребята, а как вы считаете, на какие две группы делят части речи? - Верно, так значит, как будет звучать тема урока? - А какую цель перед собой поставим? - Правильно, молодцы. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к занятию. Делятся настроением друг с другом. - Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии. - Чёткой, правильной и т.д. Записывают число и классная работа. - В слове «Классная» надо писать удвоенную – «с», так как это словарное слово. Прописывают слово «двенадцать». Составляют предложение. Записывают предложение. - В словарных словах выделяем ударение и орфограммы и их запоминаем. - На второй. Подчеркивают орфограммы и выделяют ударение. Повторяют слово. Слушают стихотворение. - О частях речи. - Самостоятельные и служебные. - Части речи: самостоятельные и служебные. - Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? | Л1 Л2 Л1 | К1 К4 П1 К3 К4 П2 | П3 |
2.Актуализация опорных знаний | - Откройте учебник на 67 странице и найдите упражнение под номером 111. Прочитайте задание про себя. (Имя ученика), прочитай задание вслух. Прочитайте. Назовите сказку. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Жили они в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. A. Пушкин Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является. Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении. - И так, давайте теперь устно повторим, что именно нам нужно сделать? - Как называется сказка, из которой взяли этот отрывок? - Хорошо. Выполнять это упражнение с объяснением на доске пойдет (Имя ученика), остальные работают самостоятельно в своих тетрадях. - Мы с вами списали и указали над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является. А кто напомнит мне, какие служебные части речи существуют? - А давайте подумаем, какую роль служебные части речи выполняют в предложении? - Всё верно, подчеркните слова. - Правильно. Поднимите руку те, у кого получилось точно также, как на доске. Поднимите руку те, кто совершил одну ошибку и т.д. - Молодцы. (Имя ученика), присаживайся, твоя отметка «5». | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Открывают учебник и находят упражнение. Читают задание. Пересказывают задание из упражнения. - Сказка о золотой рыбке. гл. сущ. Жил старик со своею старухой прил. У самого синего моря; мест. прил. сущ. Жили они в ветхой землянке числ. числ. Ровно тридцать лет и три года. - Частицы, союзы, предлоги. - Предлоги «со», «у», «в» служат для связи слов в предложении. Союз «и» соединяет однородные члены предложения. Подчеркивают служебные слова. Учащиеся сверяют свою работу с эталоном. | Л2 Л1 | К1 К2 П2 Р2 Р3 | П1 П3 П3 |
3.Изучение нового материала | - Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками. Ребята, а напомните мне ещё раз, на какие две большие группы можно разделить части речи? - Верно, а кто сможет перечислить самостоятельные части речи? - Всё правильно. Давайте вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи. И начнём мы с имени существительного. (Имя ученика), продолжи фразу: «Имя существительное – это .. , обозначает .. и отвечает на вопросы .. .» Верно, приведи несколько примеров. - Молодец. Следующую фразу продолжит (Имя ученика): «Имя прилагательное – это .. , обозначает .. и отвечает на вопросы .. .» Приведи примеры. Отлично справился. (Другой ученик повторяет правило) - (Имя ученика), пожалуйста, продолжи: «Имя числительное – это .. , обозначает .. и отвечает на вопросы .. .» и приведи примеры. - Молодец, всё верно. - А теперь точно также вспомним, что такое глагол? -Правильно. - Ребята, кто внимательно слушал, какую часть речи мы с вами не назвали? Верно, так что же это такое? - Верно, молодцы. - Найдите упражнение на 68 странице, под номером 114. Вам необходимо выполнить его устно. Нужно найти в предложениях изученные части речи и сказать, на какой вопрос отвечает каждое из них. Утренняя морозная тишь. Кристальный иней блестит бело-синими и розовыми искорками. - Работать будем по цепочке. Начнём с (Имя ученика). - Ребята, а кто мне скажет, с какими частями речи в данном упражнении мы с вами работали? - А кто помнит, какую роль служебные части речи выполняют в предложении? - Всё верно, отлично справились. - Я думаю, что вы уже устали. Поэтому давайте немного подвигаемся. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. - Ребята, а теперь давайте вспомним по таблице на 70 странице грамматические признаки частей речи. - Подумайте, слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых и неодушевлённых? Собственных и нарицательных? Приведите примеры. - Какие части речи могут иметь род? - Какие части речи могут иметь число? - Какие части речи могут иметь падеж? - Какие части речи могут иметь время? - Какие части речи могут иметь лицо? - Хорошо, молодцы. - Давайте выполним морфологический разбор слова «ученик». К доске пойдет (Имя ученика), остальные работают в тетрадях. С чего мы начнём? Какой частью речи является слово «ученик»? - А что обозначает и на какой вопрос отвечает? - Правильно. Кто помнит, что мы делаем дальше? - Верно. Как запишем? - А если это имя сущ., то что мы можем определить только у него? - Правильно. Значит, ученик – это какое имя существительное? - Верно, следующее, что мы должны определить это ..? - Правильно, какие рода вы знаете? А какой род подходит в нашем случае? - Замечательно. Что мы должны определить дальше? - Хорошо, а как определить падеж у имени существительного? - Правильно, так какой падеж у слова «ученик» и почему? - Хорошо. А какое бывает число имён существительных? Хорошо, а какое число в нашем случае? - Отлично. И последнее, что мы должны определить, какова роль в предложении? Но сначала давайте придумаем такое предложение, где слово «ученик» было бы в Им. падеже. - Хорошо. Значит, какова его роль в предложении и почему? - А имя сущ. это какая часть речи? А какие служебные слова ты помнишь? - Всё верно, отлично справились. (Имя ученика), присаживайся, твоя отметка «5». | Фронтальная Фронтальная Групповая Фронтальная Фронтальная | - Самостоятельные и служебные. - Имя существ., имя прил., имя числ., местоимение, глагол, наречие. - Имя сущ. ― это сам. часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? - Например, ученики, школа. Другой ученик повторяет правило. - Имя прил. ― это сам. часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые. Другой ученик повторяет правило. - Имя числ. ― это сам. часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый. Другой ученик повторяет правило. - Гл. ― это сам. часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать. Другой ученик повторяет правило. - Мест. ― это сам. часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его и отвечает на вопрос (кто?) он, (что?) дуб. Например: я, она. Другой ученик повторяет правило. Учащиеся читают задание. Утренняя (какая?) – прил., морозная (какая?) – прил., тишь (что?) – сущ., кристальный (какой?) – прил., иней (что?) – сущ., блестит (что делает?) – гл., бело-синими (какими?) – прил., розовыми (какими?) – прил., искорками (чем?) – сущ. - С самостоятельными и служебными частями речи. Имя сущ., имя прил., глагол, союз. Предлоги служат для связи слов в предложении. Союз соединяет однородные члены предложения. Выполняют физминутку. Находят таблицу в учебнике. - Имена сущ. могут быть собственными (Москва) и нарицательными (книга), одушевлёнными (учитель) и неодушевлёнными (море). - Имена сущ. не изменяются по родам. Имена прил., глаголы в прошедшем времени и местоимения в форме 3−его лица изменяются по родам. - Имена сущ. , имена прил. , мест., глаголы изменяются по числам. - Имена сущ. и имена прил. изменяются по падежам. - Глаголы имеют признак времени. - Местоимения и глаголы имеют категорию лица. Учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. - С определения части речи. - Имя существительное. - Предмет, кто? - Ставим слово в начальную форму, если нужно. - Н. ф. – ученик. - Одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное. - Одушевленное, нарицательное. - Род. - Мужской, женский, средний. - Мужской род. - Падеж и число. - Нужно задать вопрос. Именительный, т.к. отвечает на вопрос кто? - Единственное и множественное. - Единственное число. - Ученик опоздал на урок. - Подлежащее, обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? - Самостоятельная. Называет служебные слова. | Л1 Л2 Л2 Л1 Л2 Л1 | К2 К4 П2 К4 К1 К2 П2 П1 К2 П2 К3 К2 К4 Р3 | П1 П1 П1 П2 П2 П2 |
4.Этап самоконтроля и самооценки | - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить карточки со схемами, которые лежат у вас на столах. Но прежде чем начать, давайте вспомним правила работы в парах. - Всё верно. А теперь закройте ваши тетради и учебники и уберите их на край стола. Можете приступать к работе. - Отлично, а теперь давайте проверим, у кого, что получилось. Учитель выводит на доску правильно заполненную схему. - У кого получилось также, то поднимите руку. Поднимите руку те, кто совершил одну ошибку и т.д. - Молодцы, отлично справились. - Откройте дневник, запишите домашнее задание. Дома вы повторите правила на страницах 68 и 69. А после выполните упражнение 117, где нужно составить и записать из слов каждой группы предложения-пословицы, указать стрелочкой, с какими словами по смыслу связаны имена прилагательные и имена числительные. А также выяснить, все ли изученные части речи есть среди данных слов. | Парная | - 1. Слушать партнера внимательно. 2. Переспрашивать и уточнять, чтобы быть уверенным, что правильно его понял. 3. Уважать чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение. 4. Результатом работы пары является общее мнение. Учащиеся сверяют свою работу с эталоном. Записывают домашнее задание. | Л2 Л1 | К3 П1 К4 Р1 Р3 | П1 |