Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать планирование учебной деятельности на уроке; | Вступительное слово: Нас две ниточки связали Теплоты и доброты - Добрый день! – тебе сказали, - Добрый день! – ответил ты. Организация диалога: - Ребята, из чего состоит наша речь? (из слов) - Одинаковые или разные значения имеют слова? | Эмоциональное вхождение в урок, диалог | Фронтальная | Вступительное слово. Задает вопросы | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Презентация (1 слайд) 1. Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость. 2. Думаешь, поешь, дремлешь, читаешь, видишь. 3. Интересный, чудесный, новый, прелестный. Диалог: - Что вы заметили в строках? (Слова распределены по частям речи) Обоснуйте ответ. - Кто увидел спрятанную здесь строчку из известного всем стихотворения? Кто автор этих строк? | Решение учебных задач: наблюдение, классификация, анализ; | Фронтальная, индивидуальная | - Давайте посмотрим на экран (презентация) Организует диалог, создает проблемную ситуацию | Отвечают на вопросы. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | |
Выявление места и причины затруднения | выявление учащимися места и причины затруднения, обсуждение затруднений; проговаривание цели, темы урока. | - Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «Части речи». Запишем тему урока. - Давайте обозначим цели урока. - Ребята, какие части речи вам ещё знакомы? - Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность к той или иной части речи. (задаём вопрос, выясняем грамматическое значение части речи) Выполнение упр.71 - Давайте выразительно прочитаем стихотворение О.Высотской «Весёлая грамматика» (упр.74) - Какие части речи вы не назвали? | Проблемный, поисковый; | Фронтальная, индивидуальная | Организует беседу. Запись темы, постановка целей урока. Предлагает выполнить упражнение 74 (устно) | Определяют тему урока, формулируют цели. Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Слушают, рассматривают учебные пособия. | |
Физкультминутка | | Гимнастика для глаз, пальцев, несколько физических упражнений (встать, сесть, потянуться, улыбнуться друг другу) | | Групповая | Предлагает несложные упражнения для динамической паузы | Выполняют упражнения | |
Построение проекта выхода из затруднения | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | - Как отличить самостоятельные части речи от служебных? - Какой алгоритм можно использовать? Составление алгоритма (вопрос, значение, морфологические признаки) определения частей речи - Какие признаки частей речи мы выделяем? | Подводящий диалог; проблемный диалог | фронтальная | Организует диалог. Предлагает составить алгоритм определения части речи | Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы | |
Реализация построения проекта | реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. | Составляется таблица в группах. Примеры берем из стихотворения, с которым работали в начале урока. (Слайд 2) Часть речи | Вопрос | Значение | Пример | Самостоятельные части речи | Существит. | Кто? Что? | Предмет | День, ниточки… | Прилаг. | Какой? Чей? | Признак предмета | Смешной… | Глагол | Что делать? | Действие предмета | Пришел и т.д. | и т.д. | | | | Служебные части речи | | | | | | Составление таблицы | Групповая | Предлагает объединиться в группы для составления таблицы по алгоритму. Организует представление группами составленных таблиц. Сравнивает с эталоном | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы. |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | проговаривание нового знания | - Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное) и служебные (предлог, союз, частица). Самостоятельные части речи в предложении являются членами предложения, а служебные служат для связи слов в словосочетании и предложении. Части речи изучает раздел языкознания, который называется «Морфология».(слайд 3) Игра «Снежки». Учитель берет мячик-снежок и бросает его ученикам, называя при этом слово. Ученик должен определить часть речи и бросить мяч учителю. (Слова: путь, прекрасный, несется, далеко, кто-то, я, холодно, малышка, бег, бежать, белый, белила, под, ни-ни, красиво, можно) | Диалог Игра | Фронтальная | Предлагает проговорить изученный материал. Организует игровую деятельность. | Обобщают полученные знания. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Определение степени усвоения материала каждым обучающимся самостоятельно | На доске тест. Учащиеся должны разделить все слова текста на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи.(слайд 4) Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать – и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться. ( А.С. Пушкин) | Тренировочное упражнение | Индивидуальная | Организует самостоятельную работу обучающихся. | Самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их решить. |
|
Включение в систему знаний и повторение | - зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Определить, к какой части речи относится слова, опираясь на разработанные в ходе урока алгоритм и таблицу. Ответить на вопросы: - Получилось ли справиться с данным задание? - Какие сложности возникли? - Что необходимо сделать, чтобы избежать затруднений? - Оцените свою работу и партнера. | Диалог | Парная | Предлагает работу в парах. Организует рефлексию совместной деятельности, а также собственной. | Один обучающийся называет слово, другой по алгоритму должен определить часть речи, потом ребята меняются ролями. Делают вывод о самостоятельной деятельности и деятельности друг друга. |
|
Рефлексия учебной деятельности | осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? | Диалог | Фронтальная | Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Учитель даёт дифференцированное задание на дом. | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дают ответы на вопросы. |
|