СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Формы земной поверхности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Формы земной поверхности"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Окружающий мир

КЛАСС: 2

ТЕМА УРОКА: Формы земной поверхности

РЕСУРСЫ: Учебник А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" 2 класс, рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" автор А.А. Плешаков, демонстрационный экран.

ТИП УРОКА: Комбинированный

ЦЕЛЬ УРОКА: Формирование представлений о формах земной поверхности.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: Познакомить детей с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор.

Развивающая: Развитие памяти через беседу, внимания при ответе на вопросы, расширение кругозора детей.

Воспитывающая: Воспитывать экологическую культуру через беседу, уважительное отношение к одноклассникам через вопросно - ответную форму работы.

Принятые сокращения видов универсальных учебных действий (УУД)

Коммуникативные УУД (КУУД): Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД (РУУД): Формирование умения планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Личностные УУД (ЛУУД): Формирование интереса к экологической культуре, умения выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Познавательные УУД (ПУУД): Формирование умения работать с источником информации.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Оргмомент.

Цель:Психологический настрой. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?











- желающие выходят к доске.

-РУУД, ЛУУД

2.

Проверка домашнего задания (актуализация знаний).

Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, проверить домашнее задание.



(Учитель выдает трем ученикам карточки для самостоятельной работы. Ученики готовят ответы, а затем отвечают. Проверка осуществляется с помощью слайдов. )

Карточка 1

Задание:

  1. Объясни, что такое горизонт?

  2. Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта.

  3. Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта.

  • Ребята, проверьте правильность ответа со слайдом. (слайд 2).

Карточка 2

(К карточке прилагается компас).

Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться.

Проверьте правильность ответа со слайдом (Слайд 3).

Карточка 3

Расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса по местным признакам "Ориентирования на местности".

Проверка (Слайд 4).






  • Ученик, дорисовывает линии и отвечает на вопросы.

  • Это линия карая земли.

  • граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью.




  • Дети проверяют, ищут ошибки.




Компас.



  • Предохранитель, магнитная стрелка, компас

- Природные признаки ориентирования на местности. (дерево, гора).

-ЛУУД, РУУД. КУУД



























3.

Изучение нового материала.

Цель: добиться, чтобы учащиеся полностью овладели новым материалом.


Мой край - моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Посмотрите на (слайд 5), перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней?

Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом?

Так выглядят равнины и горы на карте. Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте. (Слайд 6.)

А теперь рассмотрите изображения на слайдах. (Слайд 7). (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности - равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)

- Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Слайд 8). (Изображение равнины и определение.)

Равнина- ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

показ слайда с изображением "Холмистой и плоской равнины". (Слайд 9). на слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются?

Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? На второй иллюстрации?

Объясните, почему равнины получили такие названия?

Откройте учебники

Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. Слайд 10. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.) (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)

Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом?

Возвышения на равнине - это холмы. Появляется слайд 11("Холм"). В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон.Он может быть пологим и крутым. На слайде появляется анимация - части холма.

Я взобрался на холм, оглянулся вокруг -
В этот сумрачный час не узнал я равнины.
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая,
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы -
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.

- Какие части холма, автор упоминает в своем произведении?

Работа в тетради. подпишите части холма. Проверьте у соседа по парте.


  • (Подготовленный ученик читает стихотворение).





  • Синего, желтого, зеленого.


  • Моря, озера, реки, горы, равнины.







  • Равнины это слабохолмистый участок земли, горы это возвышенности более 200м.

  • Ровный.



  • Ученик читает определение.






  • Высотой.

  • Холмистая

  • Плоская

  • Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.

  • Равнины на карте обозначены зеленом или светло-желтым цветом.

  • Восточно-Европейская

  • Западно-Сибирская равнина

  • Среднесибирское плоскогорье.


-Есть возвышения.









Подготовленный ученик читает стихотворение А. Шаталова "Холм".










  • Подножие


-Работа в тетради


  • ЛУУД, ПУУД, КУУД, РУУД






  • КУУД






  • ПУУД, РУУД




































- РУУД, КУУД.

4.

Закрепление изученного материала.

Цель:проверка и закрепление знаний, полученных на уроке.


Дети по лесу гуляли,

(Дети маршируют на месте)
За природой наблюдали.

(Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали

(Машут руками)
Дружно хлопаем,

(Хлопают в ладоши)
Ногами топаем!

(Топают ногами)
Хорошо мы погуляли,

(Маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали!

(Дети садятся на свои места)

Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги. Учитель показывает слайд 12("Овраг").

На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. Как они образуются?














Видеоклип 13. "О том, как появляются возвышения и понижения земной поверхности".

Отгадайте загадку.

В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это?

Верно, это гора.

слайд 14"Гора".

Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой?

Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

Слайд 15. (Части горы) Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать.

Откройте физическую карту России в учебнике. Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте. Слайд16. (Физическая карта, выделить горы с помощью анимации) Какие горы вы нашли на карте?

Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам помогут слайды 17. (Горы Кавказа)

Основная горная область Кавказа - Большой Кавказ - грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (слайд 18) который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора. Слайд 19.

Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.

Северный Кавказ - один из главных курортных центров России. Анапа - самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем. (Слайд 20)

Другой крупнейший курорт - Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье. (Слайд 21). Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано с горами.
































Подготовленный ученик рассказывает.

"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".



  • Гора.





  • возвышения.









- Подошва, подножие, склон, вершина.






  • Уральские и Кавказские горы.


- Да/нет.

-РУУД






























  • РУУД, КУУД, ЛУУД










  • ПУУД, РУУД












- ПУУД

5.

Подведение итогов урока.

Цель:Освежить в памяти весь материал урока, сделать выводы.


-С какими формами земной поверхности вы познакомились?

  • какие бывают равнины?

  • Какая форма земной поверхности называется холмом?

  • Какая форма земной поверхности называется оврагом?

  • Какие горы нашей страны вы можете назвать?

Домашнее задание на слайде.

  • Горы и равнины.


  • Плоские и холмистые.

  • Возвышения на равнине.




  • Углубления с крутыми склонами.


- Эльбрус, Кавказ


- РУУД, КУУД

6.

Рефлексия.

Цель: Анализ своего психического состояния.


«БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»

Предложить учащимся расставить цветы в вазу ( красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).



- РУУД,ЛУУД