Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
I. Мотивация | Рассказывает учитель о стране, расположенной между Двуречьем и Египтом. Обращает внимание на карту на стр.75 в учебнике. Называет реки, моря, занятия людей. Во главе кочевых еврейских племен стояли старейшины, хранили они предания о своем народе, которые вошли в Библию. Проблемный вопрос: Какое знания дает нам Библия по истории, и какова её роль сегодня в жизни человека? | Слушают. Рассматривают карту, заштриховывают четырехугольник на контурной карте где полностью располагается Палестина, проговаривают занятия народов Работают с текстом учебника с. 74, Учащиеся высказывают мнения: Библия, Ветхий Завет рассказывают о прошлом, учат мудрости? | самоопределение | Анализ, синтез, Классификация ,умение работать с картой Работа с понятиями, анализ | Извлечение информации , получение знаний |
II. Актуализация знаний и определение индивидуальных затруднений в проблемном вопросе | А почему люди изучают старинные книги? О чем из них мы можем узнать. Кто читал Библию? 3. Что такое Библия? | Читают по очереди текст на стр.73-75 | | Умение сравнивать, выделять существенные признаки. | Умение извлекать информацию при работе с учебником, представлять информацию в развёрнутом виде |
III. Определение причины и места затруднений | Показывает на экране, и кочевой народ евреев и их старейшин, изображение книги Библия. Из каких частей она состоит? | По ходу урока выполняют записи в тетради Библия. Бог Яхве, Миф. Заповеди. Скрижали, Синайский полуостров Пытаются объяснить , почему евреи , по их мнению, пришли к единому Богу. Отвечают: Бог Яхве сотворил мир и дал людям заповеди, по которым нужно жить. | Привлечение информации из своих знаний. Высказывание предположений | Умение выделять существенные признаки и их классификация | Извлечение информации о картинкам, изображениям Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и учащимися |
IV. Работа над проектом | Работа с презентацией. Задает вопросы по слайдам. Обращает внимание на текст учебника на стр. 74 | Читают пункт учебника и отвечают на вопросы. | | Анализ, сравнение и установление причинно- следственной связи при работе с иллюстрацией и текстом. | Извлечение информации и ее переработка. |
V. Реализация построенного проекта | Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и на слайде. Рассказ о продаже братьями Иосифа. Вопросы: -Как вы относитесь к поступку братьев Иосифа? -Что в дальнейшем произошло с Иосифом? -Почему Иосиф простил братьев? -Как вы думаете, поняли ли братья свою вину? -Как это можно доказать? Обратимся к слайдам презентации. Рассказ о Моисее. Вопрос: -Почему Моисею удалось перевести израильтян по дну Красного моря? Рассказ версий этого «чуда». Слайд: «Гора Синай. Бог Яхве вручает Моисею скрижали». Запись в тетрадь новых понятий, терминов. | Рассматривают иллюстрацию, слушают рассказ учителя и делают вывод. Поступок братьев – предательство по отношению к брату. Зависть способна погубить человека, ставит его на путь предательства. Вспоминают ранее прочитанное или выдвигают свои версии. Сравнивают с разливами рек в Междуречье. Высказывают другие версии. | Осознание пагубности предательства, понимание чувства ответственности, совести перед близкими людьми. Собственная оценка поступков с позиций морали. Применение знаний. | Анализ, установление причинно-следственной связи используя различные источники. Расширение оценочной деятельности на основе своих знаний и собственных поступков. Логические действия, установление причинно-следственной связи построение логической цепочки Работа с понятиями и определениями, систематизация и организация деятельности Умение Извлекать информацию при работе с источником | Извлечение информации Применение полученной информации Сравнивают и определяют необходимый уровень информации Умение выделять подобное с раннее представленной информацией по теме урока Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
VI. Закрепление материала | Организация работы в парах или в группах. 1.Что такое Библия, из каких частей она состоит? 2.Почему первая часть Библии называется Ветхий Завет? 3.Какие библейские сказания вам запомнились? Перескажите одно из них. 4.В чем главное отличие религии евреев от религии других народов? | Задают друг другу вопросы Ответы на вопросы: Библия – книги. Состоит из 2х частей Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет содержит мифы и предания . Это священная книга для всех кто и исповедует христианство. Религия евреев отличается от других верований тем, что они верили в одного Бога Яхве, в то время как у египтян и жителей Двуречья было множество богов. | | Умение работать в группе По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки | Представление информации Общение и взаимодействие, работа по плану Обсуждение, организация учебного сотрудничества со сверстниками |
VII.Самостоятельная работа | Обратим внимание стр. 51 учебника. Что общего между клятвой египтян на суде Осириса и заповедями данными Моисею? Стр. 74 Самостоятельная работа с мифами. Миф о первых людях Стр. 75.Миф о Всемирном потопе | Работают с текстом учебника. Задают друг другу вопросы. Оценивают и комментируют. | Умение отделять поступки от самого человека | Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний. | Применение полученной информации Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и учащимися. |
VIII. Включение в систему знаний | - Вспомните, в какой части света жили древние евреи? -Чем они занимались? Как это повлияло на их быт? -Чем отличалась религия евреев от египтян и жителей Двуречья ? -Какие испытания выпали на долю древних евреев? | Примерные ответы: -Жили древние евреи между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря. -Это территория Азии, Ближний Восток. | | Установление причинно-следственной связи построение логической цепочки | Применение полученной информации Умение применять исторические знания на основе практических действий и опыта из прошлого |
IХ. Рефлексия | Проговаривание определений и понятий. Вопросы: -Что узнали на сегодняшнем занятии? -Что вы поняли или не поняли на уроке? Выставление оценок с комментарием. Д/з - §16 прочитать и пересказать. | Записывают новые слова «Библия, Ветхий Завет, Бог Яхве, заповеди, израильтяне, гора Синай, скрижали». Делятся впечатлениями Записывают в дневники задания . | Умение объяснять смысл своих оценок, осознавать и называть свои результаты, создание ситуации успеха при взаимопомощи другому | Оценивание результата своих действий, определения степени успешности выполненной работы, осознания причин своего успеха или неуспеха для нахождения выхода из ситуации в диалоге с учителем или самостоятельно | Применение полученной информации Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Представление информации в сжатом виде. Самостоятельно искать средства достижения цели |