Технологическая карта урока №1.
Развитие навыков работы с учебным текстом, исторической картой и иллюстративным материалом.
Воспроизведение понятия “исторический источник”, с целью его более глубокого осмысления.
Навыки работа с исторической картой, легендой карты.
Сопоставление текстовой информации и графической. (интерпретация).
Вспомнить назвать факты, связанных с изученными темами: Египет, Междуречье, Финикия.
Знакомство с историей древнееврейского народа. Угадывание сюжетной линии.
Умение систематизировать исторические факты. Составление плана.
Воспроизводить изученные на уроке понятия, названия и т.д.
Называть факты связанные с изученными темами: Египет, Междуречье, Финикия и история древних евреев.
Этап проведения урока. № этапа. | Методы (способы) организации деятельности Деятельность учеников. Деятельность учителя. |
1. Формирование потребности. | Задача 1. Условие: Самая издаваемая книга в мире. Писалась на протяжении 2 тысяч лет. Есть в доме каждого верующего христианина. (Показ книги). Тексты из этой книги лежали в основе предмета, который вы изучали в 4-ом классе ОРКСЭ. Религиозные люди уверены в правдивости всего, того что там говорится… Задание: Проанализируйте факты, изложенные в этой книге. Чему сложно верить и что можно допустить? 1. Весь материальный мир создан за 6 дней. 2. Змея может разговаривать. 3. Человека проглотил кит и он остался жив. 4. Родные братья продали самого младшего в рабство, а отцу сказали, что что его разорвали волки? 5. Что в Египте и на ближнем Востоке, где урожай собирают несколько раз в год, разразился страшный голод? 6. Все животные на планете могут уместиться на деревянном корабле? 7. После удара палки о землю расступились морские воды? Что же это за книга? Ответы: Учащиеся выражают сомнения (123567) и аргументируют свою точку зрения. Могут допустить продажу человека в рабство. |
Пояснение: В основе задание лежит проблемная ситуация. Очевидная недостоверность фактов и в то же время популярность текстов и признание их правдивыми религиозным людьми. Т. о. эту задачу можно отнести к 5.2. «Решение проблемных задач и ситуаций». Цель урока: Библия – как исторический источник. |
2. Формирование образа желаемого результата. | Задача 2. Условие: Наш урок посвящен сказаниям древнееврейского народа, которые содержатся в этой книге. Задание: Придумайте название уроку. Ответы учащихся: «Удивительная книга», «Загадочная книга». |
| Пояснение: Мыслительные действия при выполнении этой задачи предполагают синтез суждений и формулирование умозаключения. Таким образом это задача на индукцию*. 3.3 *Индукция — это познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение. |
3. Целеполагание. | Задача 3: Условие: На уроках мы уже говорили, о тех предметах, которые помогают нам понять как жили люди в прошлом. Благодаря таким текстам, как эта книга, мы можем понять как люди в древности воспринимали мир. Мир, в котором не было науки. Задание: Тексты учебника, документы, историческая карта, рисунки и предметы, которые помогают нам узнать о прошлом людей. Как они называются? Ответы: исторические источники. |
Пояснение: Задача на воспроизведение отдельных понятий 1.2. С первого урока ведется работа по формированию понятия «исторические источники». На данном уроке она продолжается. |
4. Планирование. | Задача 4: Условие: Нам сложно будет в течение урока изучить эту книгу, поэтому мы будем пользоваться другими источниками. Задание: Чем пользуются ученики, когда надо узнать о жизни людей в прошлом? Составь план изучения нового материала, указав названные источники информации. Ответы: Текст учебника Карта Иллюстрации |
Пояснение: Выполнение задачи предполагает перечисление способов действий для изучения темы - задача 2.3. |
5. Выполнение действий. | Задача 5. Условие: Прочитайте название параграфа 16 стр. 77. Задание: Сравните название темы нашего урока (придумано вами) и название автора учебника. Какую из формулировок вы считаете более удачной? Аргументируйте свой ответ. Ответ: Библейские сказания – более точное название, потому что в нем содержится названия книги. Библия. |
Пояснение: Задача предполагает осмысление формулировок, анализ и сравнение их точности, поэтому - задача 3.2. (задача по изложению разъяснению смысла, интерпретации). |
Задача 6: Условие: Откройте атлас на стр. 10. Прочитайте текст на странице 77. Задание: Найдите в тексте ответы на вопросы и укажите на карте указанные в тексте географические объекты. Где проживали древние евреи стр. 77? Назовите страну и покажите на карте. Какие страны были их соседями? Назовите страны и покажите на карте. Ответы: Египет, Междуречье, Финикия. |
Пояснение: Выполнение задания предполагает осмысление текстовой информации, содержащейся в учебнике и ее трансформацию в графическую форму (карта и условные обозначения на ней). Таким образом это задача: 3.1. Задача по переносу (трансляция, трансформация). |
Задача 7: Условие: Что бы создать Ветхий Завет (часть Библии, созданная древнееврейскими авторами) необходимо было использовать все лучшее что было придумано соседями. Задание: Распределите изобретения в соответствующие графы таблицы: алфавит, предания о первом человеке, сделанном из глины, папирус. Ответ: Египет | папирус | Междуречье | Предания о потопе и первом человеке. | Финикия | алфавит | |
Пояснение: Задача предполагает распределить изобретения человечества по странам их происхождения, таким образом это задача по распределению (категоризация и классификация). 2.6. |
Задача 8: Условие: На протяжении многих столетий Библия вдохновляла художников и поэтов. Х произведения иллюстрируют ее тексты. Перед вам картины русского художника Дмитрия Флавицкого (19 век) и неизвестного фламандского художника 16 - го века. Задание: (групповая работа) Первой группе предлагается найти часть текста в разделе 2 пар. 16, поясняющего смысл увиденного на картине 1. Второй группе предлагается найти часть текста в разделе 2 пар. 16, поясняющего смысл увиденного на картине 2. Ответы: 1 гр. «…братья продали юношу купцу, шедшему с караван в Египет, а отцу сказали что брата растерзали волки». 2 гр. «Услышали братья … что египетский фараон дает зерно голодающим и пришли к Иосифу просить о помощи. … Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте». |
Пояснение: Учащимся необходимо внимательно рассмотреть картины и предположить, что на них происходить и найти подтверждение догадок в тексте учебника. Так как учебный материал упускает многие детали этого сюжета задание отнесено к высокой категории сложности. Кроме того художник 16-го века не стремился следовать историческим фактам и изображал египетских вельмож и древних евреев в одежде европейской знати своего времени. Это усложняет работу учеников, требует нестандартности мышлению и наблюдательности. Таким образом это задача по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе 5.4.) |
Задача 9. Условие: В следующем разделе вы узнаете продолжение истории древних евреев в землях Египетских. Отличительная черта религии иудаизм, которую исповедовали Древние евреи было единобожие (монотеизм). Они не могли принять веру египтян, которые поклонялись многим богам. Задание: Предположите, как могла сложится их дальнейшая судьба в Египте? Ознакомьтесь с разделом 3. Подтвердились ли ваши ожидания? Ответы: Возникновение конфликтов. Возможен геноцид. Раздел 3 подтверждает предположение. |
Пояснение: В условии задачи указывается возможная причина геноцида евреев в Египте, поэтому эта задача 2.9. Решение несложных примеров с неизвестными величинами. |
Задача 10. Условие: Внимательно прочитайте раздел три. Задание: Расположите пункты плана этого раздела в правильной последовательности. Приведите факты, поясняющие ваше решение. Ответы: Жестокий фараон. Спасенье мальчика в корзине. Воля Яхве. Бегство из Египта. |
Пояснение: Задача предполагает воспроизведение фактов в правильной последовательности и предварительного осмысления текста. Таким образом, это задача 2.2. Задачи по перечислению и описанию фактов. |
Задача 11. Условие: Ознакомьтесь с вопросами кроссворда. Задача: Дайте ответ на вопросы кроссворда:1, 4, 5, 6. Подумайте ответом на какой вопрос станут слова: иудаизм, Ветхий завет, Библ, Единобожие. Ответы: Папирус Иудаизм Ветхий Финикия Христос Евреи Библ Единобожие |
Пояснение: Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий. 1.2 |
6. Анализ результата | Задача 12 Условие: На уроке мы познакомились с историей еще одного народа. Древние евреи составили 1 часть Библии; Ветхий завет. Задача: Соедините страну и то, что там появилось. Финикия | единобожие | Египет | алфавит | Междуречье | предания | Древние евреи | папирус | |
| Ответ: Финикия | алфавит | Египет | папирус | Междуречье | предания | Древние евреи | единобожие | |
| Пояснение: Задачи по узнаванию. 1.1. |